Урок русского языка по теме "Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чудашкина Наталья Денисовна

ТКУ русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_tku_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: «Слово и его значение»

Тема: «Слово и его значение»

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Цель: ознакомление со словом и его значением, показ на примере о необходимости  пополнения  словарного запаса.  

Задачи:

  1. Образовательная: ознакомить  учащихся с представлением о  значении слова; актуализировать знания о толковом словаре
  2. Развивающие: обогащать  словарный  запас  учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  3. Воспитательные: воспитать интерес к предмету и любовь к родному языку.

Методы: словесный, наглядный, практический.  

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:  учебник русского языка, карточки  с заданием.

Предметные:

1) разъяснять значение слов  

2) развитие орфографической зоркости;

3) пополнять словарный запас.

Метапредметные:

1) формирование умения делать выводы, обобщения;

2) развитие умения рассуждать, анализировать, принимать правильные решения;

3) формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в течение урока;

4) формирование умения слушать и слышать одноклассников.

5) развитие мышления, речь, память, внимания;

6) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

7) развивать умение работать в парах.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Присаживаются на свои места.

Личностные: У обучающихся сформирована учебная мотивация

Актуализация знаний

Ребята, сейчас мы с вами проведем орфографическую минутку.  Ваша задача -   записать слова с выделением непроверяемых орфограмм: праздник, шофёр, библиотека, прекрасный, рисунок, север, месяц, горизонт, багаж, каникулы, жёлтый.

Обменяйтесь тетрадями для самопроверки.  Работают две пары, остальные проверяют.

-Хорошо!  

Записывают слова, выделяют непроверяемые слова.

Самопроверка

Познавательные: умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог

Самоопределение к деятельности

Сейчас поиграем в игру « Угадай слово»

Я вам загадываю слово, а ваша задача с помощью мимики и жестов изобразить его.

1 слово: крокодил

2 слово: машина

3 слово: мяч

-Отлично!

-Ребята, легко ли вам было изображать слова?

-Какое средство общения вы использовали?

-Скажите, а что является главным средством общения людей?

- Для чего используется слово? Как оно устроено?

-Хорошо, откройте учебник на с.81 и определите тему нашего урока.

-Сформулируйте задачи урока

Выборочно выходят к доске, показывают слова с помощью мимики и жестов.

Да

Жесты и мимику

Слово и речь

Используется для составления  предложений.  Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.

Открывают учебник. Тема: «Слово и его значение»  

Вспомнить, как устроено слово, какую роль играет в общении, как узнать значение слова.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Реализация построенного проекта

- Обратите внимание на упражнение 129 на с.81.

Прочитайте высказывания о слове ученого Т. Шмелевой и писателя К. Паустовского.

- В чем смысл этих высказываний?

-Выберете высказывание  о слове, которое вам больше всего понравилось, и запишите его в тетрадь, укажите автора.

-Как вы думаете, сколько слов русского языка вы знаете?

-А все ли значения слов вы уже можете объяснить?

Давайте проверим, достаточно ли ваших знаний, чтобы понимать разные тексты.

-Прочитайте отрывок из сказки на с.81упр 130.

-Ребята, как поступить, если значение  слова вам неизвестно?

-Верно! В каком словаре можно прочитать, что обозначает слово?

-Вам известно, кто автор толкового словаря?

-Верно! Прочитайте выдержку из толкового словаря о значении слова грош на с. 82

-Сколько значений  имеет это слово?

-Как называются такие слова в языке?

Вспомним, какие  толковые словари мы знаем. (Показываю толковые словари  В.И.Даля и С.И. Ожегова)

-Как вы думаете, одинаковым ли количеством слов(словарным запасом) пользуются разные люди?

-Прочитайте ответ на этот вопрос в высказывании Совенка на с.82

Читают

Записывают в тетрадь понравившееся  высказывание.

Очень много знаем.

Нет

Посмотреть в словаре.

В толковом словаре.

Ожегов  Сергей Иванович.

Читают

Два  значения

Многозначные слова

Предполагают

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог.

Динамическая пауза

Игра «Гномы и великаны»

Выполняют динамическую паузу.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа в парах. Обратите внимание на упр 131. Ваша задача - составить диалог из восьми-девяти предложений на одну из данных тем так, чтобы использовать не более десяти слов.

-Ребята, какую речь называют точной?

- Какой смысл имеют данные фразеологические обороты?

Открываю доску

1) Вертится на языке

2) Плести языком

3) Язык как помело

4) Язык хорошо подвешен

- О каком человеке говорят, что у него язык хорошо подвешен?

-Верно!

-Как вы считаете, хорошо ли у  вас подвешен язык?

- А что для этого нужно сделать?

Работают  в парах, составляют диалог.

Вербальная речь- с помощью слов. Точность речи - это соответствие слов содержанию.

  1. Слово знаешь, но ты его забыл и не можешь сказать.
  2. Говорить глупости; пустословить.
  3. Значит, что много говоришь чего-то не нужного
  4. Это выражение означает: мастер хорошо говорить.

Это говорится о человеке, который умеет договориться и хорошо говорит.

Нет; Нужно больше читать

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме

Подведение итогов, рефлексия.

-Ребята, какой раздел мы начали изучать?

-Как вы считаете, должен ли человек пополнять свой словарный запас? С какой целью?

- Ребята, как вы считаете,  все ли задачи мы с вами сегодня выполнили?

Оцените свою работу на уроке. Выберете одно из этих предложений:

1)Мне было легче всего…

2)Я столкнулся с проблемой…

3)У меня  сегодня получилось…

Ответьте каждый.

Всем спасибо за урок! С вами было очень приятно работать!

Отвечают на вопросы

Слово и его значение

Да, чтобы знать больше и быть умнее.

Да, мы выполнили все задачи на уроке.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"

Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз:  стадия вызова, стадия осмысления, ре...

Урок русского языка в 4 классе "Лексическое значение слова"

Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)...

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

Урок русского языка "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному"

Урок русского языка  "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному" посвещен понятию "Синонимы". Урок разработан по пронрамме "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....