Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое имя существительное?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Камзаракова Мария Николаевна

Конспект урока по русскому языку 2 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx280.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое имя существительное?»

Тема: «Что такое имя существительное?»

Класс: 2 класс

Тип урока: Открытие «нового» понятия               

Цель урока: 

-формирование понятия имени существительного;

- ознакомление с именем существительным как частью речи.

Планируемые результаты: 

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

 Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

 

ХОД УРОКА:

  1. Этап мотивации (самоопределения)  к  учебной деятельности

Закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.  Пусть урок принесёт вам радость познания! 

II. Этап актуализации  и пробного учебного действия

– Из чего состоит наша речь? (из слов,  предложений, тесно связанных между собой).

– Из чего состоят предложения? (из слов).

 Задание: на доске даны слова  ( на карточках):

Красный, прыгать, зелень, школа, тетрадь, девочка, мяч, скакалка

- Разделите эти слова на  группы.               (работа на доске)

- Сколько групп получилось?

                         СЛАЙД  с правильным ответом   (2 или 3 группы)

III. Этап выявления места и причины затруднения.  

- Где возникло затруднение при выборе слов в группах?

-Почему?  ( а какие слова были трудными?)

- С помощью чего нужно получить эти знания? (задания в учебнике, правило)

 IV. Этап  построения проекта выхода из затруднения.

- А знаем ли мы эти правила?

- Чему должны научиться на уроке, чтобы  получить знания?

                             ( -как называются слова

                              -на какие вопросы отвечают

                              - что обозначают)

Вывод: познакомиться с новой частью речи;

             научиться распознавать ее среди других слов;

             узнать, на какие вопросы она отвечает.

 V. Этап реализации построенного проекта  

Прочитайте слова и разделите на 2 группы   ( на карточках , в паре)

    учитель, торт, медведь, дерево, кот, лиса, книга, жук

- По какому признаку разделили эти слова? ( по вопросам)

 

Вывод: Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?  (карточка – КТО?)

Слова,  которые называют все остальные предметы, отвечают на вопрос что?   (карточка- ЧТО?)

-Как вы думаете? Какую часть  речи будем изучать? ( имя существительное )

                                (Карточка – ИМЯ СУЩЕСТВТЕЛЬНОЕ?)

- Как понимаете понятие «существительное»? От какого слова  оно произошло?

Вывод: Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие.

Познавая мир, наши предки давали названия окружающим предметам и явлениям. Оглянитесь вокруг – всё названо, всё имеет своё имя. Имя существительное – самая древняя и важнейшая часть речи.

Узнаем о ней больше.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

К существительным относятся слова-названия предметов. Приложение 1

Например: стол, мяч, книга.

А таакже слова, обозначающие людей.

Например: мальчик, девочка, мужчина, женщина, ребёнок, врач, бабушка.

 Животных, например: собака, петух, черепаха, муха.

Состояние или явления природы: гроза, дождь, снег.

События или состояния: праздник, обида, беседа.

Вещества: соль, краска, мука.

Рассмотрим картинку и назовём слова, обозначающие предметы, людей и животных, явления природы, чувства . Приложение 2.

- Давайте, посмотрим правило в учебнике, верно ли мы сформулировали правило?

Вывод: имя существительное обозначает предмет

На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи  - имя существительное.

 

 VI. Этап первичного закрепления  с проговариванием во внешней речи.

Физминутка ( найти в классе слова, которые являются именами существительными)

 

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ( 2 человека выполняют на доске).

                            Упражнение 75, стр. 45

VIII.  Этап включения в систему знаний и повторения ( на карточках, на доске)

- На доске слова, надо собрать схему определения, правила имени существительного.

                                                              Имя существительное

                                                                  обозначает предмет

                                                    Кто?                                                         Что ?

– Схему, которую мы сегодня составили – это опорная схема. Мы её будем на следующих уроках дополнять и пользоваться ею.

- Расскажите  эту схему друг другу в паре.

- Кто скажет,  какую часть речи мы изучали? 

 - Что надо сделать, чтобы  определить, какой частью речи является слово?

 – Что вы знаете об имени существительном? 

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

На карточках записаны слова .

 Дождь, белый, девочка, ракета, завод, запевать, работа, слово, письмо, ,рисовать.

Выписать только имя существительное.

Взаимопроверка- обмен тетрадями.

- Продолжите предложения:

                        Я понял (а), что…

                        У меня получилось..

 

Оценки на уроке.

Д\з  стр. 45,  выучить  правило.

                                                                                                                                   

 Приложение 1

Что обозначает существительное

К существительным относятся слова-названия предметов.

Например: стол, мяч, книга.

Стол

Мяч

Книга

Рис. 1. Стол (Источник)

Рис. 2. Мяч (Источник)

Рис. 3. Книга (Источник)

Также слова, обозначающие людей.

Например: мальчик, девочка, мужчина, женщина, ребёнок, врач, бабушка.

Мальчик

Девочка

Мужчина и женщина

Рис. 4. Мальчик

Рис. 5. Девочка

Рис. 6. Мужчина и женщина

Ребёнок

Врач

Бабушка

Рис. 7. Ребёнок

Рис. 8. Врач

Рис. 9. Бабушка

Животных, например: собака, петух, черепаха, муха.

Собака

Петух

Черепаха

Муха

Рис. 10. Собака

Рис. 11. Петух

Рис. 12. Черепаха

Рис. 13. Муха

Состояние или явления природы: гроза, дождь, снег.

Гроза

Дождь

Снег

Рис. 14. Гроза (Источник)

Рис. 15. Дождь (Источник)

Рис. 16. Снег (Источник)

События или состояния: праздник, обида, беседа.

Праздник

Обида

Беседа

Рис. 17. Праздник

Рис. 18. Обида

Рис. 19. Беседа

Вещества: соль, краска, мука.

Соль

Краска

Мука

Рис. 20. Соль (Источник)

Рис. 21. Краска (Источник)

Рис. 22. Мука (Источник)

Итак, существительные обозначают предмет. Под предметом подразумевается всё, о чем можно спросить: кто это? что это?

Приложение 2

Рассмотрим картинку и назовём слова, обозначающие предметы, людей и животных, явления природы, чувства.

Дети на льду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое  текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...

Конспект урока Русский язык по теме: "Что такое предложение" (УМК "Школа России" , 2 класс, 1 часть)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о предложении; формирование умений находить предложение; употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения, составлять пре...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме: « Что такое антонимы? »

Конспект урока русского языка 2 класс по теме:  « Что такое антонимы? »...

Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России" по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание? Как найти кончание в слове?"  УМК "Школа России"...