Технологическая карта урока по русскому языку «Имя числительное» (УМК «Школа России» 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мещерякова Рахель Евгеньевна

Цель урока: формирование понятия об имени числительном как части речи;

Планируемые результаты:

Предметные:

1)    учиться определять разряды числительного

2)    учиться определять имя числительное по грамматическим признакам;

Личностные:

1)    выражать внутреннюю позицию школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

2)   ориентировать ученика на принятие чужой точки зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Имя числительное»32.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 07.10.2022

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 «г»

Урок: 2  Время: 14:00- 14:40 Кабинет: 203

Студент: Мещерякова Р.Е.

Группа: 46

Учитель: Симинихина Ю.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Что такое имя числительное?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия об имени числительном как части речи;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать умения распознавать имена числительные;
  2. учить употреблять числительные в речи.

Предметные:

  1. учиться определять разряды числительного
  2. учиться определять имя числительное по грамматическим признакам;

Развивающие:

  1. развивать умение понимать свои ошибки;
  2. развивать познавательные интересы учащихся.

Личностные:

  1. выражать внутреннюю позицию школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  2. ориентировать ученика на принятие чужой точки зрения.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;
  2. способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

УМК: «Школа России» Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Этап

Образова-тельная цел этапаурока

Формы организации учеб. Деятель ности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства иинтерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся.

- Здравствуйте. Меня зовут Рахель Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Дружно встали, подтянулись,

Друг другу мило улыбнулись,

Посмотрели на меня.

Работать готовы?

- Прежде, чем мы начнем, посмотрите на карточки, которые лежат у вас на парте.

- Это карточка успеха, в течение всего урока, после каждого задания, вы будете отмечать на карточках, то как вы справились, как поняли материал.

Улыбающийся смайлик- все получилось, все понял

Задумчивый смайлик- не все получилось, не все понял

Грустный смайлик- ничего не получилось, ничего не понял.

Приветствуют учителя, занимают свои места.

- да

УУКД:  уметь слуша-ть и понимать других

УУПД: уметь правильно формули-ровать свои мысли

УУРД: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению

Проектор, презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный:

Обсуждение

Беседа

Учитель организует обобщение  материалов предшествующих уроков,  активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний.

  1. Повторение пройденного материала

-Как называется раздел над которым вы работали на прошлых уроках?  

Что такое глагол? Посмотрим на слайд и скажем что такое глагол: Глагол как часть речи…

-Молодцы.

Девочки отвлеклись на уроке и допустили много ошибок, когда делали задание. Помогите девочкам, исправьте их ошибки. Найдите глаголы в тексте, поставьте их в настоящее время и запишите рассказ с новыми глаголами.

 Сережа с папой сделали кормушку для птиц. Сережа хороший помощник, он приносил папе доски и гвозди. Папа сколачивал их. Каждое утро мальчик сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички слетались со всех сторон.

-  отметьте на карточках, то как вы справились.

-Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

На семь дворов один топор – и тот без топорища.

- Определите части речи.

-У какого слова вы не смогли определить часть речи?

- Что называет это слово?

- Поставьте вопрос к этому слову. Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число?

- Такие слова называются именами числительными.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

- «Глагол»

- обозначает действие предмета, изменяется по временам, прошедшее, настоящее и будущее время, отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

- Сережа с папой делают кормушку для птиц. Сережа хороший помощник, он приносит папе доски и гвозди. Папа сколачивает их. Каждое утро мальчик сыплет в кормушку зерно. Воробьи и синички слетаются со всех сторон.

- то какую-то очень важную и нужную вещь упустило большое количество людей

На (предлог), семь (?),  дворов   (существительное), один (?), топор (существительное),-  и (союз), тот (местоимение), без (предлог), топорища (существительное) .

- Семь

- Число

- Сколько?

УУПД:

знать определение значения фразеологизмов

УУКД:

уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

УУРД:

Принимать и сохранять учебную задачу 

Проектор, презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: презентация

Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

- Кто предположит тему сегодняшнего урока?

Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи»

- Цели урока:

1) узнать грамматические признаки числительных

2) учиться употреблять имя числительное в речи

3) узнать о порядковых и количественных числительных;

Тема урока: Имя числительное

Цели урока:

1) узнать грамматические признаки числительных

2) учиться употреблять имя числительное в речи

3) узнать о порядковых и количественных числительных;

УУРД:выработать учебную мотивацию, 

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД: доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей

Проектор, презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

 

Группа словесных методов: беседа

объяснение

Группа практических методов: упражнение

1. Знакомство с количественными и порядковыми числительными.

- Итак, что же такое имя числительное?

 - Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи – имя числительное.

-Прочитайте предложения.

-В классе было двадцать человек. Восьмой поезд увезет меня в Орск. Около девятого дома было много цветов. Сто человек в театре. Два человека пришли переписывать работу.

-Что делают числительные?

Они могут указывать количество предметов: (сколько?) три и могут считать предметы по порядку: (какой? который?) пятый.

  Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках.

- На каких уроках вы встречаетесь с числительными?

– Приведите примеры числительных, ответив на вопросы.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?

Правильно.

-Числительные, отвечают на вопрос сколько? И на вопрос какой?

-Сформулируем определение.

- Имя числительное – это…

Прочитайте определение в учебнике на странице 60, и перескажите друг другу в парах.

  1. имя числительное, которое обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?- это количественное числительное

     Например: два человека пришли переписывать работу.

  1. имя числительное, которое обозначает порядок предметов и отвечает на вопрос который? Какой?- это порядковые числительные

    Например: Восьмой поезд увезет меня в Орск.

- Что нового узнали?  Не забудьте отметить в листах самоанализа.

2)Отгадайте загадки. Найдите в них числительные. 

-Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают мухам круг.  

-Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.                  

- Три глаза, как три приказа.

А красный – самый опасный.              

- Четыре братца друг за другом бегут,

Все никак не догонят.                      

                                                                                   

- Числительные считают

-На математике - это числа, и их количество. На истории - это обозначение дат, веков. На физкультуре-при построении

- ответы детей

- нет

- это часть речи, которое означает количество или порядок предметов. Отвечает на вопросы: какой? Сколько? Который?

- ответы детей

- паук, восемь

-времена года, один, третий, четвертый

-светофор, три

-колеса, четыре

УУПД: использовать вопросы  как исследовательский инструмент познания

УУКД: выражать свою точку зрения

УУРД: аргументировать предлагаемые варианты ответов, решений

Проектор, презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: упражнение, письмо по памяти;

Внешний контроль

Закрепление нового материала.

- Я буду диктовать предложения, а вы записываете в тетрадь только имена числительные.

     В нашей семье пять человек. Сестра Марина учится в четвертом классе. Брату Саше исполнилось восемь лет. Он – ученик восьмого класса. Я учусь в девятом классе.

     Вот уже два года мы живем в большом красивом доме. Наша квартира расположена на третьем этаже. Квартиру выделил завод, на котором пятнадцать лет работают родители.

-Прочитайте имена числительные которые записал? Остальные сверяют со своими ответами.

-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

Один, два, три, четыре, пять, шесть

Работа по учебнику.

-  Выполним упражнение 104 на странице 59.

Вы должны выбрать три вопроса и записать на них ответы. Над именами числительными указать их сокращенное обозначение: числ.

- Что нового мы узнали? Что научились делать?

-В листах самоанализа выберите смайлик.

 

- пять, четвертом, восемь, восьмого, девятом, два, третьем, пятнадцать.

- Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.

                   числ.
1. В неделе семь дней.

                    числ.                        

2. В году двенадцать месяцев.
                                       числ.
3. В классной комнате четыре угла.
                                      числ.
4. В  слове "октябрь" шесть звуков и семь букв.
                  числ.                           
5. У паука восемь ног.

                        числ.

6. У стрекозы шесть лап. 

УУРД: 

проговаривать последовательность действий на уроке; формировать познавательной инициативы.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Физкультминутка (1мин)

Самостоятельная работа


Интериоризация нового способа

 действий, индивидуальная рефлексиядостижения цели,

Индивидуальная

Группа практических методов: самостоя

тельная работа

Взаимоконтроль

Самостоятельная работа. Учитель наблюдает за процессом, помогает, если требуется помощь. Производит повторное объяснение, если  обнаруживает в работе ребят ошибки.

-Сейчас вы поработаете самостоятельно. Вам нужно списать текст и над числительными указать сокращенное обозначение. На листочках напишите вашу фамилию и имя.

-  Ване исполнилось семь лет. Саша перешел в седьмой класс. Эта книга стоит три рубля. В школе заканчивается третья четверть. У Иры четыре брата. Игорь занял четвертое место в соревновании.

- Время вышло. Сдаем работы.

- Отмечаем в листе самоанализа.


Самостоятельно работают в соответствие с указаниями учителя.

-  семь, седьмой, три, третья, четыре четвертое.

УУРД:

отличать, верно, выполненное задание от неверного;

осуществлять взаимоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других,

УУПД:

Знать: что такое имя числительное

Уметь: находить имя числительное.

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: упражнение

Внешний контроль

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- упражнение 106, найдите в предложениях имена числительные. Выпишите имена числительные с именами существительными, с которыми они связаны по смыслу.

 

1.Семь дней, первый день, второй день, два кота, восемь лапок, два хвоста.

- с именем числительным

-Какой? Который? Сколько?

УУПД: ориентироваться в своей системе знаний

УУРД: высказывать свое предположение

УУКД: слажено работать в паре, учитывать мнение других.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная индивидуальная

Группа словесных методов:

беседа

Группа наглядных методов: презентация

Самоконтроль

Итог урока.

- С какой новой частью речи познакомились на уроке?

- На какие вопросы отвечают имена числительные?

 - Что нового вы узнали на уроке?

-Домашнее задание  упр.105 стр. 60

– Оцените свою работу на уроке при помощи имени числительного.

- Я доволен своей работой на уроке – 5

- Я хорошо работал, но умею лучше – 4

- Работа не получилась, не доволен собой -3

- имя числительное

- какой? который?  сколько?

УУРД: осуществлять самоконтроль

УУКД: слушать и понимать речь других

УУПД: рефлексия способов действия; контроль и оценка процесса и рез-тов деятельности

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС

Технологическая карта урока разработана  с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку «Существительные с суффиксом ок» 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для формирования знаний о написании суффикса ок. Задачи урока:Дидактические:Способствовать формированию знаний о написании суффикса ок;Научить применять существ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов.»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знания о изменениях глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагол...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Цель урока: формирование понятий об изменении глаголов по временамЗадачи урокаДидактические:Учить распознавать глагол среди других частей речи по грамматическим признакам.Учить определять времена глаг...