Методическая разработка урока русского языка по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Татьяна Владимировна Кочнева

Методическая разработка по теме "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_narechie.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наречие»

Цели урока: познакомить с частью речи – наречие, учить отличать наречие от других частей речи

Формирование УУД:

Предметные УУД:

Должны узнать: о наречии, как о части речи;

Должны научиться: задавать вопросы к наречию, различать наречие среди других частей речи.

Личностные УУД: 

 - формировать положительное отношение к процессу получения знаний;

Регулятивные УУД: 

- овладеть приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении наречия.

Познавательные УУД: 

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: 

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-доносить информацию до участников образовательного процесса;

- уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей.

Ход урока

  1. 1.Организационный момент.

-Русский язык богат тайнами, которые мы постоянно с вами разгадываем и сегодня наш урок не будет исключением. Мы будем открывать новые тайны русского языка. Ну, что начнем? Хорошо.

II. Самоопределение к учебной деятельности.

Я хочу предложить вам выполнить задание.

ЭТИ ЗНАКОМЫЕ - НЕЗНАКОМЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Русский язык необыкновенно богат этой частью речи, которая  делает нашу речь точной, образной, выразительной. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием,  потому, что  почти всегда она живет и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а эта часть речи, как может, помогает глаголу: поясняет, уточняет его, придаёт  ему четкость. Что же это за часть речи?

Прочитай слова: ветер, сильно,  раскачивал, снежная, снег,  внизу, хорошая, выпал, погода, сегодня, пушистый, лежал

Работая в паре, распредели эти слова в таблицу по частям речи. Обозначь название частей речи в верхней строке. Дай название словам незнакомой для тебя части речи.

Обсуди с товарищем полученные результаты.  

-Как же вы назвали слова незнакомой для вас части речи? А может быть, кто-то из вас уже знает, к какой части речи относятся эти слова?

-Какая же тема урока?  (Наречие)

-Вы что-либо знаете про эту часть речи?

-Какую цель мы поставим?

Нам нужно узнать:

  1. На какие вопросы отвечает?
  2. Что обозначает?
  3. С какой частью речи связано?
  4. Как изменяется?
  5. Каким членом предложения является?
  6. Роль наречия в предложении.

У вас на солее лежат полоски, на которых записаны слова.

Пришёл, издалека, стоит, близко, идет, быстро, журчит, звонко

Работая в паре, составьте словосочетания с этими словами.

-Какую роль играет наречие, относящееся к глаголу.

(поясняет действия, конкретизирует действия, характеризуют действия, выделяют особенности действия…)

Вот вы сказали, что наречие поясняет, характеризует глагол. А скажите, что наречие может обозначать, кто-нибудь может ответить. Прилагательное, что обозначает? (признак предмета). А почему признак предмета? (поясняет, характеризует имя существительное). А наречие у нас какую часть речи поясняет, характеризуют?  (глагол). Так, что может обозначать наречие, если оно тоже поясняет, характеризует? (признак). А глагол у нас что обозначает (действие).

Делают вывод: если глагол обозначает действие , значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Сейчас мы продолжим работу по изучению такой интересной части речи, как наречие. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа будет узнавать что-то новое о наречии и потом представит результаты своей работы.

1 группа готовит ответ на вопрос:

На какие вопросы отвечает наречие?

-Подберите к наречиям правильные вопросы:

1. близко, слева, справа- ____________________                                   откуда?

2. направо, налево, вверх-_____________________                                  как?

3. сегодня, вчера, завтра-___________________                                      куда?

4.издалека, сверху, справа-__________________                                     где?

5. честно, дружно, интересно-____________________                           когда?

Вывод:_______________________________________________________________

2 группа.     Как изменяется наречие?

Измените наречие:

По числам (вместе)                    по родам (вчера)            по временам (сегодня)

шагаем__________        пришёл_______             рисовал______________

шагаете__________        пришла_______        рисует_______________

шагают__________                        пришло______          нарисует______________

Вывод:______________________________________________________________________

3 группа. Каким членом предложения является наречие?

Составьте предложение и разберите по членам предложения.

(мальчик, тропинке, маленький, бежал, по, весело)

Вывод:________________________________________________________________

Параллельно каждая группа записывает свои выводы в общую таблицу на доске. (ватман)

 Каждая группа сообщила много интересного о наречии. Давайте сейчас на основе вашей информации сделаем общий вывод.

Наречие

  • Самостоятельная часть речи
  • Отвечает на вопросы «как?», «когда?» ,«где?»,  «куда?», «откуда?»;
  • Обозначает признак действия;
  • Не изменяется.

Сравните свой вывод с информацией в учебнике на стр. 73-74. После сравнения записывают выводы в таблице на карточке. (для вклеивания в тетрадь)

Стр. 74, упражнение 126.

-Какую роль выполняют наречия в речи?

-А сейчас проверим, сможете ли вы найти наречие среди других частей речи.

 

ОХ УЖ ЭТИ НАРЕЧИЯ. Буратино невзлюбил эту часть речи еще до того, как узнал о ней. «Всю жизнь она меня преследует: стой прямо, сиди ровно, говори правильно, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно», - слышал он ежечасно. Всё это непросто выполнить.

А ему интересно было бегать по улице, лежать горизонтально, тихо щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана».

Найди в выделенном тексте наречия, которые использовал Буратино. Подчеркни их.

Проверь: прямо, ровно, правильно, красиво, верно, аккуратно, ежечасно, непросто,  интересно,  горизонтально, тихо.

Оцени себя:

Правильно подчеркнуты все слова (!)

Правильно подчеркнуты  8-10 слов (+)

Правильно подчеркнуты  5-7 слов (+-)

Правильно подчеркнуты 1-4 слова (-)

Какие умения нужны, чтобы выполнить это задание?

Итог урока.

Какое было задание? Что нужно было сделать в задании?

Справились полностью или с ошибкой?

Вернемся к целям урока. Все ли мы узнали о наречии?

Домашняя работа: Составить словарик наречий (10-15 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....