Определение спряжения по основе глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Завьялова Айседора Игоревна

Определение спряжения по основе глагола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_spryazheniya_po_osnove_glagola.docx247.2 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1.Проверяет готовность к уроку

2.Создание эмоционального настроя

Приветствую детей. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Игоревна, сегодня я проведу у вас урок.

Посмотрите друг на друга пожелайте друг другу хорошего настроения и начнем урок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

М: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению

Л: Формирование учебной мотивации.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод:Беседа, Рассказ учителя и учащихся

-Вспомним тему прошлого урока.

Определять спряжение специально нам нужно только у слов, в которых есть слабая позиция гласного в окончании (т. е. безударный гласный). У слов с ударным окончанием тип спряжения понятен по гласному -е -1 спр., -и - 2 спр.).
Чтобы определить, какой вид основы у каждого конкретного слова, надо к инфинитиву подобрать форму настоящего времени. В инфинитиве выделить суффикс и посмотреть, если в личной форме этот 
суффикс сохранился, значит, это не усекаемая основа, а если выпал, то - усекаемая.

Как определить, усекаемая или не усекаемая основа у слова?

 -Молодцы!

- Поставить слово в инфинитив

Выделить значимые части

Посмотреть на суффикс

1)Думать-думаю 1л.-2спр.

Сидеть-сижу 1 л.-1 спр.

П:

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный(учебная презентация)

Словесный(подводящий диалог)

Ф

- Сегодня мы продолжим работать по нашей теме.

- Над какой темой мы работаем?

-Какую цель мы поставим на урок?

Чему мы сегодня научимся?

-Усекаемая и неусекаемая основа глагола.Как писать окончания слов-действий.

- Определять спряжение глагола по усеченной и неусеченной основе.

М: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний, целеполагание, принятие и сохранение учебной задачи;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: упражнения, работа с учебником

Словесный: беседа

Наглядный: учебник

Ф,П

-Откройте учебник на странице 121 упр. 272

Прочитайте текст и проанализируйте выделенные слова.

-Далее упражнение номер 273.Устное выполнение.

Вставьте в высказывания нужные изменения слова бежать.

Одинаково ли значение слова бежать во всех высказываниях? Каким синонимом можно его заменить в каждом из них?

-Выполните письменно упражнение номер 241.

1)Прочитайте задание

2)Как поняли выполнение задания?

3)Создаю образец выполнения вместе с учениками

(Вызываю учеников к доске выполнить разбор двух слов)

Какие основы называем усекаемыми? Прочитайте слова с усекаемыми основами. Прочитайте слова с неусекаемыми основами. Почему мы их так называем?

-Для чего же мы учились определять, какой является основа инфинитива?

Физминутка.

-Выполните устно упражнение 274

-Можно ли с помощью схемы определить , к какому спряжению относятся слова, указанные в этом списке?

Слова бежать, чтить – разноспрягаемые глаголы.

Я бегу – 2 спр. Чту 2спр.

ты бежишь ;чтишь

он бежит; чтит

мы бежим ;чтим

вы бежите ;чтите

они бегут – 1 спр. Чтят (чтут – 1 спр.)

-1. Годы бегут. 2. Из крана бежит вода. 3. Куда ты так бежишь? 4. Тропинка бежит по склону горы. 5. Из-под корней деревьев бегут прозрачные ручейки.

 

Увидит – увидеть (У, вертит – вертеть (У, белит – белить (У, белеет – белеть (НУ, дышит – дышать (У, вдыхает – вдыхать (НУ, колет – колоть (У, строит – строить (У, просит – просить (У, присылает – присылать (НУ, болит – болеть (У, болеет – болеть (НУ).

- Чтобы легко и быстро научиться определять спряжения слов

Ко 2 спряжению относятся

1) Все слова на –ить ( кроме брить, стелить);

2) Семь слов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

3) Четыре слова на –ат: гнать, держать, дышать, слышать.

Все остальные слова относятся к 1 спряжению.

И схема, и список позволяют определить слова 2 спряжения.

Л:

Индивидуальная форма работы.

Учебник

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой (10-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: самостоятельная работа

Сравните инфинитив и изменения по лицам в таких парах слов: лететь и летать, уснуть и мешать, поклониться и кланяться.

1 спр.)Летать – летаю, уснуть – усну, мешать – мешаю,кланяться – кланяюсь, прыгать – прыгаю;

2 спр.) Лететь – лечу,поклониться – поклонюсь, видеть – видишь,решить-решишь,верить-веришь.

Проверка работы. Вывод: В первом слове каждой пары суффикс инфинитива при изменении слова по лицам выпадает, «усекается».

-Как же можно назвать такой суффикс?

-А вот когда суффикс сохраняется и при изменении слов по лицам, как мы его назовем?

-Эта особенность инфинитива и позволяет легко и точно определить, к какому спряжению относится слово.

Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку.

Критерии оценивания:

0 ошибок 5.

1-2  ошибки 4.

3 ошибки 3.

-Усекаемый

-Неусекаемый.

П: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Тетради

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Наглядныйраздаточный материал

Какая была тема сегодняшнего урока?

Достигли ли мы цели на уроке? Сейчас проверим.

Есть ли здесь ошибки?

1спр                      

Бегать, вырастить(!), понимать, выносить(!)

2 спр

Гладить, наладить, вешать(!), вытирать (!)

Вам понравилось как вы сегодня работали?

Поднимите зелёный карандаш если вам понравилась ваша работа.

Поднимите красный карандаш если не понравилось как вы работали на уроке.

Спасибо за урок.

- Усекаемая и неусекаемая основа глагола.

Оценивают свою работу.

М: оценка и самооценка собственной работы

использование критериев для обоснования своего суждения.

Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельност

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм определения спряжения глагола

Данный алгоритм помогает ребятам определить спряжение глагола, чтобы верно написать безударное личное окончание глагола. Алгоритм содержит также глаголы-исключения....

Сценарий урока по русскому языку в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"

Данный материал представляет собой урок русского языка в 4 классе на тему  «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"  по программе «Начальная школа XXI века». Основная р...

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...