Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "В словари-за частями речи!" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока "Русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа:

Класс:


Студент: Никольская А.В.

Группа: 401нк

Учитель:

Тема урока «Проектная задача "В словари-за частями речи"»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.

Задачи урока Дидактические:

  1. формировать умение работать со словарями, искать и выделять необходимую информацию;
  2. создать условия для повторения понятия “словарь”, типов словарей.

Развивающие:

  1. развивать умения формулировать собственное мнение и позицию;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

Этап

Образ. цель этапа

урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидакт. средства и интеракт.

оборудование

Самоопр еделение к

деятельн ости

(1-2 мин)

Включен ие в учеб. деят-ть на

личност но-значи мом уровне

Формы: фронталь ная, индивиду альная

Словесн ый метод: беседа

Проверка готовности обучающихся к уроку

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь.

-А теперь откройте свои тетради, положите

тетрадь правильно, запишите число-сегодня 26 апреля, классная работа.

Показывают готовность к уроку.

Л:Самоопределение; К: Планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

Пред: Знать правила русского языка при оформлении записи в тетради; уметь

видеть орфограммы

Презентация

Актуализ ация

знаний и мотивац ия

(4-5 мин)

Готовно сть мышлен ия и

осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й

Формы: фронталь ная, индивиду альная

Словесн ый метод: беседа

Практич еский метод: упражнен ие

Проблем ный метод: подводящ ий диалог

-Запишем небольшой словарный диктант.

-Автобус, берёза, ветер, воробей, ворона, герой, город, завтрак, заяц, иней.

-как вы думаете, с помощью чего мы можем проверить словарные слова?

-верно! Открываем словарь и проверяем по образцу. Подчеркиваем опасное место.

-Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку.

Если непонятно слово, Если, как писать, не знаю, Нету выхода иного –

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво... Что за книга? Вот уж диво! Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот...

Записывают слова под диктовку

-В словаре

Проверяют записанные слова с помощью

словаря Отгадывают загадку

-Словарь

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия;

К: Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

П: Подведение под понятие;

Пред:

Презентация

Постано вка учебной задачи (4-5 мин)

Выявлен ие места и причины затрудне ния,

постано вка цели урока

Формы: фронталь ная, индивиду альная

Словесны й метод: беседа

-Предположите тему нашего урока?

-Предположите, какие цели мы с вами должны поставить перед собой?

-Совершенно, верно.

-«В словари – за частями речи»

-Познакомимся со

словарями, научимся работать со словарями.

П: Осознанное

построение речевого высказывания;

самостоятельное формулирование познавательной цели.

Р: Целеполагание;

Презентация

"Открыт ие"

нового знания

(7-8 мин)

Построе ние детьми нового

способа действи й и

формиро вание

способн ости к

его

выполне нию

Формы: фронталь ная, индивиду альная

Словесн ый метод: беседа

-Ребята, скажите, что такое словарь?

-Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

-Какие виды словарей вы знаете?

-Вы можете подойти и посмотреть словари.

-Давайте вспомним какие части речи мы изучили.

-что вы знаете о имени существительном?

-что такое глагол?

-что такое прилагательное?

-Словарь – это источник информации, в котором собраны устойчивые

выражения с понятиями.

-Толковый словарь, орфографический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов.

-Имя сущ-е, прил-ное, предлог, глагол, местоим-е

-Имя сущ-е – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?»

-Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и

отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?»

-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия;

К: Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

Пред: Знать способ определения числа прилагательного.

Презентация

Учебник: стр. 92

-что такое синонимы? Приведите примеры.

-что такое антонимы? Приведите несколько примеров

- Что такое однокоренные слова?

Динамическая пауза

вопросы «какой?»,

«какая?», «какое?»,

«какие?».

-Синонимы, это слова, которые произносятся и пишутся по – разному,

но имеют одинаковое или близкое значение. Смелый

– храбрый.

-Антонимы – это слова, которые имеют

противоположные

лексические значения.

Добрый - злой, большой - маленький, жара - холод.

-Однокоренные слова -

слова, которые близкие по значению и имеют одинаковый корень

Первичн ое

закрепле ние

(4-5 мин)

Усвоени е нового материа ла.

Формы: работа в парах,

фронталь ная

Словесны й метод: беседа

Наглядны й метод: просмотр способа действия

-Сегодня мы с вами будем работать с 6-ью словарями: толковым, орфографическим,

словарем синонимов /антонимов, орфоэпическим и словарем однокоренных слов.

-Ребята, а умеете ли вы работать со словарями?

-Откройте учебники на стр. 114.

-Сейчас вы будете работать в группах и разрабатывать проект.

-А что же такое проект?

Слушают учителя

-Да

-Проект — это

самостоятельное, развёрнутое решение группой учеников какой - либо проблемы

научно - исследов-го,

творческого/практического

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия;

К: Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

Пред: Уметь

склонять имена прилагательные.

Учебник:

стр. 92 упр.

158

-Совершенно, верно.

-Прежде чем мы начнем работать, давайте вспомним правила работы в группе.

- Совершенно, верно.

характера.

-Работаем вполголоса,

чтобы не мешать другим, в группе работают все,

выслушиваем мнение каждого.

Самосто ятельная работа с самопров еркой

(4-5 мин)

Интерио ризация нового

способа действи й, индивид уальная рефлекс ия

достиже ния цели,

создание ситуаци и успеха

Формы: индивиду альная

Практич еский метод:

самостоят ельная работа.

-Работаем мы как обычно, в группах по 4 чел-ка.

-1 группа – у вас будет работа с толковым

словарем; 2 группа – орфографический словарь; 3 группа – словарь синонимов; 4 группа – словарь антонимов; 5 группа – орфоэпический словарь; 6 группа – словарь однокоренных слов.

-Сейчас я даю вам минутку, чтобы вы ознакомились с заданиями и задали вопросы.

-У кого есть вопросы?

-Словарики в конце учебника. Все нашли свой словарь?

-На выполнение этой работы у вас есть 15 минут.

Листы для работы я вам раздала. Постарайтесь

сделать ваш проект не только познавательным, но и творческим.

-Приступайте.

-Заканчиваем.

Делятся на группы Принимают установку учителя.

-Нет.

-Да.

Выполняют работу.

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия;

К: Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

Пред: Уметь

склонять имена прил-ые .

Раздаточный материал, учебник: стр. 93 упр. 159

Включен ие в

систему знаний, повторен ие

(7-8 мин)

Включен ие

«открыт ия» в

систему знаний, повторе ние и закрепле

Форма: фронталь ная, индивиду альная, парная

-Давайте начнем проверять.

-Первая группа, вы работали с каким словарем вы работали?

-Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это

слово?

-С толковым словарем.

-Смекалка - сообразит-ть, догадливость, способность быстро понять, смекнуть. Имя существительное.

П: Обобщение и структурирование знаний в речи

К: Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

Презентация

ние ранее изученн ого.

-Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?

Догадливый, сообразительный, смекалистый.

-Составьте предложение со словом

смекалка или с однокоренным ему словом.

-Молодцы! Вторая группа. С каким словарем вы работали?

-Найдите в словаре имена сущ-ные – названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена

существительные? Объясните свой ответ.

-Третья группа. У вас был словарь

синонимов. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите

эти пары слов.

-Какие из записанных имен прилагательных вы чаще употребляете в речи?

-Составьте предложения со словами любой пары синонимов. Отлично.

-Смекалистый.

-Хоть моему брату всего три годика, но он очень смекалистый.

-С орфографическим словарем.

-Деревья: береза, осина, яблоня.

-Ягоды: земляника, малина, ягода.

-Овощи: капуста, морковь, щавель.

-Фрукты: яблоко.

-Голубой – лазурный,

жёлтый – золотой, зелёный

  • изумрудный, красный – алый, оранжевый – апельсиновый, синий –

васильковый, фиолетовый

  • лиловый.

-Голубой, желтый, зеленый, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.

-У неё были большие

Пред: Уметь находить и определять число имен

прилагательных.

-Четвертая группа работала со словарем антонимов.

  • Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать – мешать, одобрять – осуждать.

-Составьте предложения со словами

любой пары антонимов. Замечательно.

-Пятая группа. Найдите слова – названия людей по роду их занятий.

-К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены?

  • Молодцы!
  • И последняя – 6 группа. Молодцы!

  • У вас получились замечательные проекты.

васильковые глаза.

1. Встречать – провожать, хвалить – ругать, говорить

– молчать, любить – ненавидеть, радовать – огорчать.

2. Помогать – содейств-ть чему-то. Мешать -

создавать препятствия, помехи. Ободрять – признавать, принимать, соглашаться. Осуждать –

порицать, не соглашаться.

-Мы любили встречать поезда.

-Орфоэпический словарь.

-Директор, директора. Инженер, инженеры.

Столяр, столяры. Шофер шоферы.

-Эти слова относятся к именам сущ-ным. Они употреблены в ед. и мн. числах.

-Зима, зимний, зимовье, зимовать.

-Зимним днём ребят ждут веселые забавы во дворе

Рефлекси я деят-ти (2-3 мин)

Самооце нка результа тов деятельн ости,

осознан ие метода построе ния, границ примене ния нового знания

Форма: фронталь ная, индивиду альная

Словесн ый метод: беседа

Ваше домашнее задание будет

творческим. Составить свои задания по любому из словарей. Красиво их

оформить, и мы создадим свои задания по разным словарям.

-Скажите, как называлась тема нашего урока?

-какую цель мы ставили вначале урока? Достигли ли мы ее?

-Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

-Продолжите фразы на слайде: На уроке я узнал…

У меня получилось…

У меня не получилось…

Урок окончен. Спасибо за работу

Записывают домашнее задание

-Проект «В словари - за частями речи»

-Познакомиться со

словарями и научиться с ними работать. Да

Анализируют свою деятельность на уроке.

П: Доказательство качества

выполнения задания;

К: Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

Пред: Уметь грамотно построить свою речь

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку "Глагол как часть речи" (УМК "Школа России 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:1) формировать умение распознавать глаголы;2) форм...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся о частях речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить умение определять части речи;Формировать умение списывать и пров...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с глаголом как частью речи;Учить находить глаголы ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)

Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...

Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 3 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий о новой части речи «Местоимение», его значении и употреблении в речи.Задачи урока Дидактические:1. Формир...

Технологическая карта урока математики "Величина и ее часть" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения определять часть величиныЗадачи урокаДидактические:формировать умение определять время по часам;формировать умение находить часть величины.Развиваю...