Методическая разработка урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гензе Жанна Анатольевна

Муниципальный конкурс методических разработок

 «Урок в формате ФГОС – 3.0»

Гензе Жанна Анатольевна, учитель начальных классов,

МБОУ г. Иркутска гимназия №3

 

Краткая аннотация

 

Урок русского языка построен на основе системно-деятельностного подхода. Это позволяет эффективно формировать УУД учащихся. Дети проявляют на уроке самостоятельность, инициативу, развивают личностные качества. Также на уроке используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества (работа в группах, в парах). Цель урока состоит в том, чтобы в совместной деятельности составить алгоритм написания суффиксов –-ик, -ек- и научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Урок соответствует обновлённым Федеральным Государственным Образовательным стандартам, которые введены с 01.09.2022. Урок состоит из следующих этапов: мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания), первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексия деятельности.

В результате проведённого урока обучающиеся «открывают» сами новое знание, применяют его при выполнении познавательных учебных заданий. В конце урока используется приём составление синквейна на данную тему. Такой приём привлекает внимание детей к теме, прививает любовь к урокам русского языка, развивает умение выделить главное в теме и обобщить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genze_zh.a_metod.konkurs_urok_v_formate_3.0.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок «Урок в формате ФГОС – 3.0»

Гензе Жанна Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ г. Иркутска гимназия №3

Предмет: Русский язык

Тема урока: Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-

Класс: 2 класс 

Тип урока – урок открытия новых знаний 

Цель: научить правильно писать в словах суффиксы –ик-, -ек-;

Задачи:

  • познакомить с правописанием суффиксов –ик-, -ек-; учить отличать эти суффиксы друг от друга при написании слов в безударном положении;
  • развивать память, внимание, мышление, познавательную активность, речь, способность наблюдать, выделять существенные признаки, расширять кругозор обучающихся;
  • учить работать в группе

Материалы и оборудование: 

Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. 2 класс, 1 часть

Мультимедийная презентация

Фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»

Раздаточный и наглядный материал.

 

Формирование УУД:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • способствовать формированию коммуникативных умений.

Этапы урока

Форма организации урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Добрый день. Сейчас у нас будет урок русского языка. И мы будет открывать следующую тайну нашего замечательного русского языка. Интересно какую? Тогда начнём!

Личностные:
самоопределение, 
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявление места и причины затруднения

Коллективная работа

(диалог с ребятами)

1) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировка соответствующих мыслительных операций.

Создание проблемной ситуации

На прошлом уроке мы учились писать слова с суффиксами

-ёнок-, -онок-. Давайте проверим, как вы научились правильно записать слова с этими суффиксами.

Задание: вставить пропущенные буквы и разделить слова на группы:

Лос..нок, медвеж..нок, тигр..нок, галч..нок, бельч..нок, тел.нок, ключ.к, замоч.к

-Проверяем, какие буквы вы вставили и почему?

- Какой алгоритм вы использовали при написании суффиксов –онок-, -ёнок-? (ответы детей)

Алгоритм:

  1. Выделить корень
  2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом
  3. Если это твёрдый согласный или шипящие ж, ш, ч, то пишем суффикс –онок-, если нет, то суффикс –ёнок-

- На какие группы вы разделили эти слова?

- А почему в словах ключик и замочек у вас получились разные ответы. (потому что мы не знаем, как правильно писать)

- С каким затруднением встретились? (не знаем правило написания суффиксов –ик-, -ек-)

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Как мы можем об этом узнать? (прочитать готовое правило или самим найти способ)

- Какой способ самый лёгкий? Интересен он нам будет?

- Тогда попробуем второй способ. Давайте составим план выхода из этой проблемной ситуации. (предложения детей)

- А теперь сформулируйте тему урока

-Сформулируйте цели и задачи урока

- Спишите. Объясните правописание суффиксов

учебник стр 124 №1

- Проверка по образцу

-Посмотрим фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: суффикс –ик- пишется, если гласный звук в слове сохраняется, а суффик –ек- пишется, если гласный «убегает»

- А теперь сравним наш вывод с выводом в учебнике. Откроем учебник на стр 123

Познавательные: извлекать информацию из текста; 

 Коммуникативные:

- слушать и понимать других; 

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 

-оформлять свои мысли в устной форме; 

Практическая деятельность

Работа в группах

-Составьте алгоритм применения этого правила при написании слов с суффиксами-ик-, -ек-

- Каждая группа зачитывает свой алгоритм и доказывает на конкретном примере, что её алгоритм правильный

- Прочитаем алгоритм в учебнике на стр 123 и сравним

Алгоритм применения правила:

  1. Выделяем корень слова. Если слышим после корня –ик, то не сразу не пишем, ведь суффиксы –ик-, -ек- в безударном положении звучат одинаково
  2. Изменяем форму слова, подставляя слова нет, много. Проверяем, остался гласный звук или исчез
  3. Если гласный звук остался, то пишем –ик-, а если нет, то пишем-ек-

- Как вы считаете, у вас правильный алгоритм получился?

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь 

Физминутка

  1. Несколько физических упражнений для расслабления рук, спины, глаз

  1. Я говорю слово, а вы его изменяете и называете уменьшительно-ласкательное слово:

Мяч-мячик, дождь, нос, замок, ключ, луч

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа по учебнику

- А теперь применяя этот алгоритм выполним упражнение в учебнике на стр 124 №2

- Выберите нужные суффиксы

-Самопроверка по эталону

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь 

Включение в систему знаний и повторение 


Работа в парах

Прием «Синквейн»

создание условий
– для развития умения делать выводы;

- А теперь давайте попробуем написать синквейн про суффиксы –ик-,-ек-

Напоминаю правила написания синквейна. В нём должно быть 5 строчек:

1 строчка- одно слово существительное

2 строчка- два слова прилагательных, которые описывают этот предмет

3 строчка – три глагола

4 строчка- предложение об этом предмете

5 строчка- синоним

- Каждая пара составляет и зачитывает свой синквейн

- А я тоже составила свой синквейн. Послушайте

 

Суффиксы –ик-, -ек-

Уменьшительно-ласкательные, миленькие

Изменяют, дополняют, запутывают

Образует новые слова.

Друзья 

Познавательные УУД(логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

-актуализация полученных знаний, их практическая направленность

- Зачем нам нужны эти знания? Где в жизни они нам пригодятся? (ответы детей)

-Правильно, мы хотим быть образованными людьми и писать грамотно, без ошибок. Этого можно добиться только, зная правила русского языка. И теперь, когда вы услышите или увидите слова с суффиксами –ик-, -ек-, то сможете применить правило и написать эти слова грамотно!

Рефлексия деятельности

создание условий для анализа успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Ребята, вам интересно сегодня было на уроке?  Давай вместе закончим фразы. (Учитель также даёт свои варианты ответов)

Я узнал(а)..

Я понял(а)…

Мне понравилось…

Было трудно….

Для меня было открытием, что….

Регулятивные: оценивать результаты деятельности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Методическая разработка урока на тему «Учусь писать письмо»

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письменной р...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс

Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией "Значения приставок" 3 класс

Тема урока: «Значения приставок»Цели урока:способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.Планируем...

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы К" 1 класс Система Л.В.Занкова

В материале представлена технологическая карта урока по "Системе Л.В.Занкова" на тему "Письмо заглавной буквы К". Возрастная категория: 1 класс. Тип урока: Урок открытия новых знан...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: «Местоимение». в 3 классе

Данный конспект урока по теме «Местоимение» (Что такое местоимение?) разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление уч...