Технологическая карта урока по теме "Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова "В голубом просторе"- конкурс "Учитель 2022 года"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Спичак Оксана Александровна

Класс: 3

Предмет:русский язык

Тип урока: Урок рефлексии

Тема урока: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Цель урока: формирование умения составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине.

Задачи урока:

развивать у обучающихся способность проявлять чувство прекрасного через анализ репродукции картины.

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия для решения задачи;

выполнять действия по инструкциям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 3

Предмет:русский язык

Тип урока: Урок рефлексии

Тема урока: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Цель урока: формирование умения составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине.

Задачи урока:

развивать у обучающихся способность проявлять чувство прекрасного через анализ репродукции картины.

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия для решения задачи;

выполнять действия по инструкциям.

Предметные:

Планируемые результаты:

Предметные: участвуют в устном общении на уроке, строят предложения для решения определенной речевой задачи, составляют под руководством учителя небольшие тексты (повествовательные и описательные) по репродукции картины, строят монологические высказывания на определенную тему.

Метапредметные: формируют коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Личностные:ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; понимают чувства одноклассников, собеседников.

Межпредметная связь: изобразительное искусство

Ресурсы:проектор, учебник с репродукцией картины А. А. Рылова «В голубом просторе», карточки со словарными словами.

Этап урока

Цели этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФормирУУД

1.Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность в личностно значимом уровне

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Приветствуют учителя и друг друга. Участвуют во фронтальной работе.

К.

Л.

2. Актуализация знаний

Подготовка и осознание потребности к построению нового способа действий

Слайд 1

(включить после проверки работы по карточке)

-У вас на партах лежит карточка №1. В левой стороне карточки даны слова, в правой – их значения. Простыми карандашами соедините стрелками слова и подходящее к нему определение.

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

пейзажист

произведение живописи в красках

– Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего?

Учащиеся слушают учителя, выполняют работу.

1-5, 2-4, 3-1, 4-2, 5-3.

-Чувства и мысли автора, художника.

Р

Е

Г

У

Л.

П

О

З

Н.

К

О

М

М.

3. Постановка цели деятельности

Выявление места причины затруднения

– Чем мы будем заниматься сегодня? Какую цель попытаемся достичь на уроке?

Ответы обучающихся.

Р

Е

Г.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Построение с детьми нового способа действий и формирование способностей его к выполнению

Слайд 2

  1. Информация о художнике

- Послушайте информация о художнике

– Слово учителя и подготовленного ученика о художнике.

Учитель: Аркадий Александрович Рылов — уроженец севера. Детство и юность его прошли в Вятке, на широкой, многоводной реке, что величаво течет среди бескрайних лесных массивов. Природа родных мест запечатлена в его произведениях.

Рылов умел как-то особенно поэтично посмотреть на самый обыкновенный уголок природы. В природе все живет, все движется, все меняется — и в картинах Рылова живут и играют краски, то загораясь чистым, интенсивным цветом, то переливаясь в тончайших нюансах. Великое множество оттенков видел он в своих любимых зеленом и синем тонах. Край лесов, озер и рек открыл чуткому художнику свою таинственную прелесть.

Любуясь его картинами, мы с вами совершаем прогулку по родным перелескам и полянам. Во время этой оригинальной прогулки мы как будто слышим шум ветра, шелест листвы, ощущаем свежесть зелени.

Ученик: Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист.

Слайд 3

Всем известны его прославленные картины «Зелёный шум» и «В голубом просторе», воспевающие красоту земли. Природа в этих картинах предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир. Его полотна дышат свежестью и первозданной чистотой.

Слайд 4

Рылова прозвали «чародеем тайн сине-зелёного тона». В этих пейзажах живописец создал образы вечно торжествующей жизни: весеннего шумного празднества берёз и свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей.

Учитель:

Слайд 5

- Давайте представим, что мы входим в Третьяковскую галерею. Проходим один зал, другой, третий. И вот, наконец, мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину. Это полотно А.А.Рылова «В голубом просторе». Или может это не картина, а окно в мир, где царит свобода и вольный простор? Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько оно притягивает. Попробуем и мы войти в мир воссозданный художником Аркадием Александровичем Рыловым.

2) Словесное рисование картины (детальное) 

Слайд 6

Учитель:  

- Что изображено на картине, какие детали вы видите?

- А теперь разберём по отдельности.

Слайд 7

-Какими вы увидели море и волны?

Д: подготовленный: Все пространство этой картины занимает пейзаж голубое небо и море. Что может быть прекраснее? Очень здорово стоять на берегу моря и наблюдать за облаками, которые сливаются с морем и создается уникальное впечатление бесконечности.

Слайд 8

Учитель:

- Опишите небо и облака? Какие они?

Учитель:

- Какими ещё прилагательными можно описать облака?

Д (подготовленный):

- Эта картина очень интересная. Она завораживает своим безграничным простором голубого неба, неведомой силой.

Слайд 9

Учитель:

- Какими вы представили птиц?

- Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем?

Учитель:

- Они легко разрезают синеву небес своими крыльями и стремятся поскорее добраться домой, принеся с собой весеннее тепло.

Д:  (подготовленный)

-В этом безграничном голубом просторе летят семь лебедей, это еще больше делает пейзаж живым и реалистичным. Складывается ощущение, что они движутся навстречу солнечном свету, который очень нежно освещает их.

Слайд 10

Учитель:

- Куда несется парусный корабль? Как изобразил его художник?

Учитель:

- Парящий по волнам парусник словно летит в воздухе как лебеди, облака.

Движущиеся волны, плывущий парусник, парящие белоснежные лебеди и облака создают впечатление бесконечного движения, которое живописец искусно отразил в своём произведении живописи. Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» создаёт великолепное жизнерадостное настроение. Она восхищает своей красотой и побуждает гордиться неповторимостью и уникальностью бескрайних просторов нашей огромной Родины.

Слайд 11

Учитель:

-Что вы видите на скалистых берегах?



Учитель:

- Да, ребята, вы правы. Но самое главное, что эта картина – она живая. Смотришь на нее, и слышишь легкий плеск волн, шелест лебединых крыльев, чувствуешь едва заметный весенний ветерок. Но самое главное, ощущается весенняя свежесть пробуждения природы, когда от пьянящего запаха кружится голова.

-Хотя картина – это застывший миг, мы видим движение: облака плывут, лебеди летят, корабль несется по волнам, ветер гонит облака и волны. Можно даже услышать звуки: шум волн, крики лебедей, хлопанье крыльев и звенящий воздух.Можно почувствовать запах соленого моря, свежего воздуха. Можно ощутить прохладу ветра.

- Какое у вас впечатление от картины? Очень хочется оказаться на этом корабле, увидеть такое море и небо.

Учитель: картина «В голубом просторе» действительно вызывает очень теплые и нежные чувства, особенно, если представить эту картину не на полотне, а в жизни. Стоять на берегу моря и наблюдать за его бескрайними просторами - настоящее счастье! Несмотря на то, что картина написана в 1918 году, почти век назад. Меняется время и люди, но чувства, которые человек испытывает при виде красоты природы остаются навсегда.

Физкультминутка

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Учащиеся слушают ученика и учителя

-Небо, море, остров, корабль,
лебеди.

-Ярко-синее безбрежное море и небольшие с белыми вершинками волны.

.

-Чистое голубое небо с мягкими белыми пушистыми облаками.

(Белогривые, густые, дождевые, кружевные, лёгкие, пышные) 

-Белые красивые  лебеди гордо летят рядом с облаками.

-По морю мчится парусник с белыми парусами. Он как -будто бесшумно скользит по волнам, а его паруса наполнены ветром.

Белый искристый снег поблёскивает на вершинах. Они как – будто проплывают мимо или соревнуются с парусником.

Выполняют физминутку

П

О

З

Н.

К

О

М

М.

Р

Е

Г.

Л

И

Ч

Н.

5. Закрепление знаний и способов действий

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление раннее изученного

Слайд 12

Учитель:

-В любой работе нужен план действий. Вы уже умеете составлять план художественных произведений, изложений. А сегодня сочинение вы будете писать по готовому плану, пункты которого мы итак проговорили в течение урока. Вам заранее раздали подготовленный план, возьмите его и прочитайте 

1. Аркадий Александрович Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

2. Описание картины «В голубом просторе».

        а) изображение моря и волн

        б) описание неба и облаков
        в) представление птиц

        г) изображение второго плана картины (парусный корабль и горные утёсы)

3. Настроение, которое оставляет картина.

        - Чем вам запомнилась картина?

         Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель:

- Также  слова и словосочетания, которые вы подбирали к деталям,  предметам картины, их можно и нужно использовать в своем тексте. Опираясь на план и группы слов и словосочетаний, вам будет легко описать увиденное перед собой и передать своё впечатление от картины.

Карточка 2

Слайд 13

Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист.

Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» - одна из самых радостных полотен в русской живописи. На ней не просто изображен приход весны, она вызывает чувство каких-то скорых перемен. В этом пейзаже живописец создал образы вечно торжествующей жизни:  свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей.

Слайд 14

Ярко-синее безбрежное море

Тёмно-синее бескрайнее море

Белые вершинки небольших волн

Чистое голубое небо

 Белогривые, густые, дождевые, кружевные, лёгкие, пышные, белые пушистые облака

Белые красивые лебеди парят свободно легко

парусник с белыми парусами (мчится, парит, плывёт)

Белый искристый снег на утёсах

Движущиеся волны, плывущий парусник, парящие белоснежные лебеди и облака

Бесконечное движение

Жизнерадостное настроение

весенняя свежесть

пробуждение  природы

восхищает своей красотой

 завораживает

бескрайние просторы нашей Родины

Слайд 15

– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем маленьком сочинении те чувства и переживания, которые вы испытываете 

Слушают учителя. Анализируют предложения. Заполняют смысловые пропуски. Сопоставляют увиденное и прочувствованное с речевыми высказываниями.

Выполняют творческую работу (сочинение по картине)

П

О

З.

К

О

М

М.

Р

Е

Г.

6. Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности

 - С каким художественным произведением мы с вами сегодня познакомились?

-Что вы узнали нового на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Чему научились?

- Чему еще надо учиться?

- Кому захотелось ближе познакомиться с творчеством А.А.Рылова?

- Кто доволен своей работой?

Слайд 16

«Запустите корабль в море Знаний». 

Те ребята, которые считают, что хорошо справились с заданиями на уроке, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

МОРЕ ЗНАНИЙ

ЗАЛИВ ПРАВИЛ

 Слайд 17

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

Р

Е

Г.

Л.

ПРИЛОЖЕНИЕ

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

пейзажист

произведение живописи в красках

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

пейзажист

произведение живописи в красках

картина

рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

репродукция

изображение природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении

иллюстрация

художник, который пишет пейзажные картины

пейзаж

картина, воспроизведенная типографским способом

пейзажист

произведение живописи в красках

План.

I. Аркадий Александрович Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

II. Описание картины «В голубом просторе».

        а) изображение моря и волн

        б) описание неба и облаков
        в) представление птиц

        г) изображение второго плана картины (парусный корабль и горные утёсы)

III. Настроение, которое оставляет картина.

        Чем вам запомнилась картина?

         Поделитесь своими впечатлениями.

План.

I. Аркадий Александрович Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

II. Описание картины «В голубом просторе».

        а) изображение моря и волн

        б) описание неба и облаков
        в) представление птиц

        г) изображение второго плана картины (парусный корабль и горные утёсы)

III. Настроение, которое оставляет картина.

        Чем вам запомнилась картина?

         Поделитесь своими впечатлениями.

План.

I. Аркадий Александрович Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

II. Описание картины «В голубом просторе».

        а) изображение моря и волн

        б) описание неба и облаков
        в) представление птиц

        г) изображение второго плана картины (парусный корабль и горные утёсы)

III. Настроение, которое оставляет картина.

        Чем вам запомнилась картина?

         Поделитесь своими впечатлениями.

План.

I. Аркадий Александрович Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

II. Описание картины «В голубом просторе».

        а) изображение моря и волн

        б) описание неба и облаков
        в) представление птиц

        г) изображение второго плана картины (парусный корабль и горные утёсы)

III. Настроение, которое оставляет картина.

        Чем вам запомнилась картина?

         Поделитесь своими впечатлениями.

Карточка 2

Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист.

Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» - одна из самых радостных полотен в русской живописи. На ней не просто изображен приход весны, она вызывает чувство каких-то скорых перемен. В этом пейзаже живописец создал образы вечно торжествующей жизни:  свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей.

Ярко-синее безбрежное море

Тёмно-синее бескрайнее море

Белые вершинки небольших волн

Чистое голубое небо

 Белогривые, густые, дождевые, кружевные, лёгкие, пышные, белые пушистые облака

Белые красивые лебеди парят свободно легко

парусник с белыми парусами (мчится, парит, плывёт)

Белый искристый снег на утёсах

Движущиеся волны, плывущий парусник, парящие белоснежные лебеди и облака

Бесконечное движение

Жизнерадостное настроение

весенняя свежесть

пробуждение  природы

восхищает своей красотой

 завораживает

бескрайние просторы нашей Родины

Карточка 2

Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист.

Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» - одна из самых радостных полотен в русской живописи. На ней не просто изображен приход весны, она вызывает чувство каких-то скорых перемен. В этом пейзаже живописец создал образы вечно торжествующей жизни:  свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей.

Ярко-синее безбрежное море

Тёмно-синее бескрайнее море

Белые вершинки небольших волн

Чистое голубое небо

 Белогривые, густые, дождевые, кружевные, лёгкие, пышные, белые пушистые облака

Белые красивые лебеди парят свободно легко

парусник с белыми парусами (мчится, парит, плывёт)

Белый искристый снег на утёсах

Движущиеся волны, плывущий парусник, парящие белоснежные лебеди и облака

Бесконечное движение

Жизнерадостное настроение

весенняя свежесть

пробуждение  природы

восхищает своей красотой

 завораживает

бескрайние просторы нашей Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

Технологическая карта урока английского языка по теме " Картина на стене" Unit 13.Урок 2 к учебнику английского языка "FORWARD" под редакцией М. Вербицкой.

Технологическая карта урока по теме " Картина на стене" разработана  с учетом требований  ФГОС. Учащиеся знакомятся  с краткой биографией художника и его картинами....

Технологическая карта урока подготовки к сочинению по картине «Письмо с фронта». 2-й класс

Презентация к уроку развитие речи  обучающее сочинение по картине....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:1....