Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пономарёва Валентина Владимировна

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc68 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока в 3 «а» классе по русскому языку

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Форма урока: традиционная

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

 - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу; 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.

Оборудование: карточки с заданиями для коллективной и индивидуальной работы;

                           учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина  В.Г.Горецкий.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

2

4

5

1

Мотивация (Слайд 1)

 

 Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

 Улыбки подарим гостям.

 У вас все готово? Тогда за работу.

 Удачи желаю всем нам!

Приветствует учащихся, создаёт положительный         эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.

 

Настраиваются на работу.

 

2

Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).

 

- Начнём со словарной работы. Скажите, как пишутся данные слова?

 (Слайд 2)

В..юга,  пал..то,  крыл..я, кон..ки, комп..ютер, обез..яна, мебел..

Что общего у этих слов?

- Ребята, вспомните, какую работу может выполнять мягкий знак? 

- Прочитайте ещё раз данные слова. Чем они различаются? 

По какому признаку можно разделить слова на группы?

Запишите слова в 2 столбика:

  - слова с разделительным мягкий знаком,

  - слова с мягким знаком -показателем мягкости.

Проверка выполненного задания.

 (Слайд 3)

Дети читают.

Во всех словах пропущен мягкий знак.

Группируют слова, записывают их в тетрадь.

3

Выявление места затруднения.

 

 Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

 Предлагаю вам слово дочь

 К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

 Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук.      Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

 Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова    после буквы Ч написан мягкий знак).

Давайте закроем мягкий знак, и произнесём это слово. Что заметили? (Слово произносится так же, как и с мягким знаком).

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (Наверное, нет). Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения? Запишем это слово в третий столбик.

Аналогичная работы со словом рожь.

 (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

дочь

рожь?

- Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке.

Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

4

Открытие детьми нового материала

- Я хочу предложить вам поработать в группах.

- О каких правилах надо помнить, работая в группе?

Правила работы в группе:

1.  Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

2.  До конца выслушивайте мнение каждого члена группы;

3. Помогайте друг другу в работе;

4. Отстаивайте свою точку зрения.

Если у вас возникнут затруднения, прошу воспользоваться сигнальной карточкой (карточки находятся на столе каждой группы)

 (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

           Карточка №1(Слайд 4)

ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам.

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод, запишите его на листе.

(Слайд 5)

-Какая же тема урока?

Дети работают в группах, делают вывод, записывают на лист.

Формулируют тему урока: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

 

5

Возвращение к проблеме

 

Почему же в словах дочь и рожь на конце слов, после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).

Какова роль мягкого знака?

Учебник часть II с.31

Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом

Учебник часть II с.31

6

Работа с учебником (правило).

 

 Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

 

Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске

 

7

Составление алгоритма.

 

А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

1. Существительное

2. С шипящим на конце

3. Сущ. ж.р- пишем ь,

Сущ. м. р. - без ь

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт

 

Озвучивают алгоритм

 

8

Первичное закрепление

 

Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

красивая брош (?)

золотая рож (?)

серебристый ландыш (?)

новая вещ (?)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.

Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях,

Комментируют и    проговаривают “шаги” алгоритма.

9

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в парах

Следующее задание на карточках. Вы по очереди объясняете написание слов и записываете их.  При выполнении можете обратиться к алгоритму.

Карточка № 2

Запиши слова, поставив их в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род.

скрипачи-        обручи -  

моржи -            ключи -

печи -               ночи  -

Проверка .

 Дети работают в парах.

10

  Физминутка

Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, то нужно присесть.

Слова: ёж, мышь, кирпич, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, врач, речь, камыш, луч, карандаш, печь

 

Выполняют упражнение на внимание.

 

11

Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания по выбору.  

Карточка № 3

1 уровень: Прочитайте написанные слова. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Борщ.(?), ключ(?), лещ(?), мелоч(?), дич(?), уж(?), лож(?).

2 уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Острый  _______, резиновый _______, темная _______, золотая _______, кожаный _______.

Слова для справок: брош(?), нож(?), плащ(?), ноч(?), мяч(?).  

 Самопроверка, самооценивание.

Выполняют самостоятельную работу

 

12

 Включение в систему знаний.

 № 56 стр. 33

13

Рефлексия

Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

Оценивание.

Ребята, я хочу пословицу

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3.Если не разобрались в теме – голубую.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя

12

Домашнее задание

Правило с 31, упр.57 стр. 33

 

Записывают д/з в дневник

с.33, упр 57

 

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока в 3 «а» классе по русскому языку

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Форма урока: традиционная

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

 - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу; 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.

Оборудование: карточки с заданиями для коллективной и индивидуальной работы;

                           учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина  В.Г.Горецкий.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

2

4

5

1

Мотивация (Слайд 1)

 

 Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

 Улыбки подарим гостям.

 У вас все готово? Тогда за работу.

 Удачи желаю всем нам!

Приветствует учащихся, создаёт положительный         эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.

 

Настраиваются на работу.

 

2

Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).

 

- Начнём со словарной работы. Скажите, как пишутся данные слова?

 (Слайд 2)

В..юга,  пал..то,  крыл..я, кон..ки, комп..ютер, обез..яна, мебел..

Что общего у этих слов?

- Ребята, вспомните, какую работу может выполнять мягкий знак? 

- Прочитайте ещё раз данные слова. Чем они различаются? 

По какому признаку можно разделить слова на группы?

Запишите слова в 2 столбика:

  - слова с разделительным мягкий знаком,

  - слова с мягким знаком -показателем мягкости.

Проверка выполненного задания.

 (Слайд 3)

Дети читают.

Во всех словах пропущен мягкий знак.

Группируют слова, записывают их в тетрадь.

3

Выявление места затруднения.

 

 Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

 Предлагаю вам слово дочь

 К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

 Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук.      Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

 Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова    после буквы Ч написан мягкий знак).

Давайте закроем мягкий знак, и произнесём это слово. Что заметили? (Слово произносится так же, как и с мягким знаком).

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (Наверное, нет). Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения? Запишем это слово в третий столбик.

Аналогичная работы со словом рожь.

 (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

дочь

рожь?

- Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке.

Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

4

Открытие детьми нового материала

- Я хочу предложить вам поработать в группах.

- О каких правилах надо помнить, работая в группе?

Правила работы в группе:

1.  Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

2.  До конца выслушивайте мнение каждого члена группы;

3. Помогайте друг другу в работе;

4. Отстаивайте свою точку зрения.

Если у вас возникнут затруднения, прошу воспользоваться сигнальной карточкой (карточки находятся на столе каждой группы)

 (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

           Карточка №1(Слайд 4)

ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам.

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод, запишите его на листе.

(Слайд 5)

-Какая же тема урока?

Дети работают в группах, делают вывод, записывают на лист.

Формулируют тему урока: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

 

5

Возвращение к проблеме

 

Почему же в словах дочь и рожь на конце слов, после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).

Какова роль мягкого знака?

Учебник часть II с.31

Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом

Учебник часть II с.31

6

Работа с учебником (правило).

 

 Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

 

Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске

 

7

Составление алгоритма.

 

А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

1. Существительное

2. С шипящим на конце

3. Сущ. ж.р- пишем ь,

Сущ. м. р. - без ь

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт

 

Озвучивают алгоритм

 

8

Первичное закрепление

 

Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

красивая брош (?)

золотая рож (?)

серебристый ландыш (?)

новая вещ (?)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.

Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях,

Комментируют и    проговаривают “шаги” алгоритма.

9

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в парах

Следующее задание на карточках. Вы по очереди объясняете написание слов и записываете их.  При выполнении можете обратиться к алгоритму.

Карточка № 2

Запиши слова, поставив их в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род.

скрипачи-        обручи -  

моржи -            ключи -

печи -               ночи  -

Проверка .

 Дети работают в парах.

10

  Физминутка

Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, то нужно присесть.

Слова: ёж, мышь, кирпич, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, врач, речь, камыш, луч, карандаш, печь

 

Выполняют упражнение на внимание.

 

11

Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания по выбору.  

Карточка № 3

1 уровень: Прочитайте написанные слова. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Борщ.(?), ключ(?), лещ(?), мелоч(?), дич(?), уж(?), лож(?).

2 уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Острый  _______, резиновый _______, темная _______, золотая _______, кожаный _______.

Слова для справок: брош(?), нож(?), плащ(?), ноч(?), мяч(?).  

 Самопроверка, самооценивание.

Выполняют самостоятельную работу

 

12

 Включение в систему знаний.

 № 56 стр. 33

13

Рефлексия

Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

Оценивание.

Ребята, я хочу пословицу

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3.Если не разобрались в теме – голубую.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя

12

Домашнее задание

Правило с 31, упр.57 стр. 33

 

Записывают д/з в дневник

с.33, упр 57

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...

Урок русского языка в 3В классе Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Цель: сформировать умение правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных.Задачи: 1.    Актуализировать знания для знакомства новой роли мягкого знака как показат...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...