Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Корина Любовь Петровна

Урок построен в соответствие ФГОС НОО.  Дополнительный материал поможет обучающимся хорошо усвоить тему урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Харанжинская СОШ»

Конспект  урока по русскому языку

Дата: 10.02.2022       Класс: 4  

Учебник Русский язык. Канакиной В.П.

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Тип:  изучение нового материала

Цель: создание условий для развития умения склонять имена прилагательные во множественном числе.

Задачи:

Образовательная: учить выделять окончания имён прилагательных во множественном числе; учить изменять по падежам имена прилагательные во множественном числе  

Развивающая: развивать речь и умение правильно склонять имена прилагательные множественного числа.

Воспитательная: воспитывать любовь к русской природе, к родному языку.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:
  • выделять и сравнивать безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе;
  • склонять имена прилагательные множественного числа;
  • определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа;
  • находить словосочетания с именами прилагательными во множественном числе;
  • составлять устный текст.
  1. Метапредметные:
  • анализировать и использовать информацию, представленную в таблице;
  • находить и уточнять информацию в учебнике;
  • вести диалог для решения поставленных задач;
  • высказывать свою точку зрения;
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.
  1. Личностные:
  • проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны;
  • познавать окружающий мир, историю своего народа через произведения искусства.


Формирование УУД:

  1. Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  1. Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  2. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о совместной деятельности.
  3. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Источники: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г., ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2;интерактивная доска, рабочая программа УМК «Школа России».

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организационный момент

(1 мин)

Слово учителя:

Мы любим наш богатый и прекрасный русский язык. Он многогранен. Переливы имён прилагательных делают нашу речь такой насыщенной и благозвучной, что хочется и хочется находить эту часть речи повсюду.

Красиво сядем за парты, организуем своё рабочее место.

Приветствуют учителя и присаживаются на свои места. Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные УУД: организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения.

Мотивация познавательной деятельности

(2 мин)

С каких слов я начала урок?

Почему?

Обратите внимание на доску. И

Высок…  мощн….  кедры   рвутся ввысь.

- Что хотите сказать?

Над какой темой мы будем работать?. Какая перед нами стоит задача?

Говорили о красоте имён прилагательных, потому что мы работаем над этой темой.

Пропущены окончания.

Это прилагательные множественного числа. Надо знать, какие окончания мы напишем. Можно по вопросу КАКИЕ?   … - ИЕ,..- ЫЕ. Наверняка есть и правила.

Формулируют тему, ставят учебную задачу - учиться называть и грамотно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Регулятивные УУД:

самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, и ставить задачи

Актуализация знаний

(3 мин)

Что такое прилагательное?

Как определяется падеж имени прилагательного?

А теперь выполним задание - подобрать имена прилагательные в форме множественного числа к данным именам существительным, назвать словосочетания.

На воде,  чайки,  рыбёшки,  моряки, у причала,  друзей.

Как вы думаете, какой может быть тема текста, в который войдут эти словосочетания.

Прилагательное-это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении чаще всего бывает определением, но иногда и сказуемым.

Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или словосочетании.

Различные флаги, алые паруса, гости долгожданные, лодки деревянные, товары заморские, волны большие, чайки крикливые, холмы высокие. Отмечают наиболее удачные. Доказывают, что имена прилагательные стоят в форме множественного числа.

Предполагают и называют тему текста - море.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Познавательные УУД:

осуществлять логические действия обобщения, классификации по родовидовым признакам, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза

Работа над новым материалом

 (24 мин)

*Запишите в своих тетрадях число, классная работа и подчеркните известные орфограммы.

*А теперь обратимся к упр. 80.

Давайте определим род слов реки и кони. Получилось?

Теперь поставим эти слова в единственное число и определим род. А сейчас, мы смогли определить род?

Так как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

*Сейчас вы самостоятельно выполните упр. 81 по вариантам. Для этого вам необходимо, просклонять имена существительные вместе с именами прилагательными по таблице. 1вариант –голубые весенние (цветы), 2 вариант- веселые неуклюжие (медвежата).

Задаёт проблемный вопрос: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

*Записывают число, классная работа и подчеркивают орфограммы

*Рассматривают таблицу. Имена прилагательные имеют одинаковые окончания в И.п. и В.п., а так же в Р.п., В.п. и П.п. Делают вывод о том, что имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. Объясняют различие в окончаниях имён прилагательных винительного падежа тем, что имена прилагательные относятся к одушевлённым и неодушевлённым именам существительным.

*Читают задание. Выполняют самостоятельно. Проверяют себя по таблице к упр. 80.

1в.- И.п- голубые весенние цветы

Р.п.- голубых весенних цветов

Д.п.- голубым весенним цветам

В.п.- голубые весенние цветы

Т.п.- голубыми весенними цветами

П.п. (о) голубых весенних цветах

2в.-И.п.- веселые неуклюжие медвежата

Р.п. веселых неуклюжих медвежат

Д.п.- веселым неуклюжим медвежатам

В.п.- веселых неуклюжих медвежат

Т.п.- веселыми неуклюжими медвежатами

П.п.-(о) веселых неуклюжих медвежата.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД: работать в группе, контролировать действия партнёра

Физминутка(1 мин)

Этап закрепления нового материала. Введение нового в систему знаний.

*Предлагает выполнить задание к упр. 82 в учебнике, уточнить, как определить падеж имени прилагательного во множественном числе. Черной темноты(Р. п); голубые, пунцовые, золотые цветы (И.п.); небывалой красоты (Р. п).

*Теперь выполним упр.83.

1 вариант- выполняют 1,3 предложения, а 2 вариант- 2,4 предложения.

Предлагаю выполнить взаимопроверку в парах.

*Читают и выполняют задание по определению названия, поиску синонимов. Проверяют способ определения падежа имени прилагательного по падежу имени существительного. Комментируют свои действия. Проверяют себя по с. 39 в учебнике.

*Читают задание. Планируют действия по выполнению.

1в- 1) Жесткие и колючие ветры гуляли в голых макушках деревьев. 3) По лиловым шишкам прыгали краснозобые снегири и вертелись синички.

2в- 2) С еловых лап на землю падали снеговые шапки. 4) Иней блестел на снегу и осыпался с берез серебряными искрами.

По окончании работы проводят взаимопроверку в парах.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе выполнения данного задания.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в умственной форме.

Фиксация полученных знаний.

Самостоятельная работа.

 (5 мин)

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал. Прсклоняйте словосочетание ГОЛУБЫЕ СИНИЕ ЦВЕТЫ

Проверка по эталону (обратная сторона доски)

Читают и выполняют задание самостоятельно.

Р. п. - (каких?) голубых, синих цветов

Д. п. - (каким?) голубым, синим цветам

В. п. – (какие?) голубые, синие цветы

Т. п. – (какими?) голубыми, синими цветами

П. п. – (о каких?) о голубых, синих цветах

Итог урока

(2 мин)

Над какой темой мы сегодня работали?

Как определяется окончание прилагательного во множественном числе?

Мы сегодня работали над темой- склонение имен прилагательных во множественном числе. Окончание имен прилагательных во множественном числе определяется также как и окончания прилагательных в единственном числе- по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное.

Записывают задание. При необходимости уточняют информацию.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Домашнее задание.

(1-2 мин)

Выписать из упр 85 словосочетания прил + сущ  во множественном числе, определить падеж.

Записывают задание. При необходимости уточняют информацию.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Рефлексия

(1 мин)

Продолжите высказывания:

Я сегодня узнал(а)….

Я получил(а) удовольствие от ….

Я это должен (а) знать, потому что….

Я вас благодарю за урок!

Дети продолжают высказывания..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Родовые окончания имён прилагательных".

Конспект урока по русскому языку " Родовые окончания имён прилагательных"....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в Р.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...