Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Каждый ребенок овладевает орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных готовых правил, а сам приходит к самой сути в процессе исследования, открытия, поиска. Учащийся незаметно для себя учится грамотному русскому правописанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladformirovanieorfzorumlshk.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка».    

                                         «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Н.С. Рождественский

             Орфографическая грамотность – один из критериев социальной полноценности личности. Освоение грамотного письма в начальном звене необходимо – для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.

             Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

-        Как помочь учащимся писать грамотно?

-        Как развивать орфографическую зоркость?

-        Как добиться грамотного письма у детей?

 Проблема.

Обучать детей орфографии становится все сложнее. Это происходит потому, что изменилась жизнь социума, в котором формируется личность ребенка до поступления в школу. У детей мало условий для общения друг с другом и взрослыми, в семьях почти отсутствует ручной труд. С появлением компьютеров и мобильных телефонов  ослабла мотивация изучения русского языка – люди стали меньше  писать. Поэтому, несмотря на то, что основная масса поступающих в 1 класс владеет навыками чтения, у детей недостаточный и искаженный словарный запас, плохая дикция, слабо развиты: речь, речевой аппарат, фонематический слух. Перед учителем встает проблема поиска новых подходов к обучению детей орфографии.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
 Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а  это:

          1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

          2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

          3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

         4. ПроговариваниеБольшую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

          Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? 

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

- «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

- «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

- «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

            Младшим школьникам мы говорим о далеких целях, но для них эти перспективы еще не играют ведущей роли. Учитель начальных классов вынужден обращаться к более близким целям обучения, реальным и понятным детям.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися. В классах, где она стала системой, школьники в 3-х, 4-х классах в среднем делают до двух – трех исправлений ошибок в диктантах и изложениях (сочинениях).

Развитие орфографической зоркости и младших школьников невозможно без развитого речевого слуха.

 Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности (аудирования, говорения) и специальных языковых упражнений. Его развитию способствуют:

- фонетический и морфемный разбор

- развитие дикции, упражнения по интонации, изучение орфоэпии, выразительное чтение, декламация;

- упражнения в проговаривании слов;

- упражнения в словообразовании (гора, горный, гористый и т. п.) и в словоизменении (гора, горы, с горы, на горе и т. п.);

- общее речевое развитие: богатый активизированный словарь, хорошие умения в построении предложений, умения самоконтроля.

            В начальных классах сопоставление необходимо практиковать перед письмом слова: орфоэпическое и буквенное, «орфографическое» проговаривание, причем дети сами должны указывать, как полагается произносить слово (словосочетание) и как его нужно писать.

Так вырабатывается внимание к буквенному составу слов, умение не подчиняться слепо произношению, при письме замечать несовпадения, произношения и написания.

           На процесс усвоения успешного правописания также имеют влияние

- точное и ясное понимание значения слова, что необходимо для выделения корня и других морфем, подбора проверочных слов, определения части речи и формы слова, понимания его связей  в предложении. Так, слово поси/едел невозможно проверить вне предложения;

-каллиграфия – аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Неаккуратное письмо приводит к ошибкам в тех случаях, когда нет орфограммы и ошибка, казалось бы, не вызывается языковыми причинами: пропуск букв, замена букв, ошибки в начертаниях букв. Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботиться об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно.

           Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю.

Приложение 1

Нетрадиционные упражнения на отработку орфограмм

Упражнение "Внимательные руки".

Цель: развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха, закрепление учебного материала через использование двигательного анализатора.

Описание. Учитель произносит слова с согласными на конце; в паузе между словами дети поднимают руку: правую - если окончание твердое; левую - если окончание мягкое.

Задачи, которые стоят перед детьми:

1) держать в памяти инструкцию;

2) сосредоточиться на восприятии слуховой информации;

3) выделить в ней окончания слов;

4) классифицировать выделенные окончания, т.е. отнести их к категории "твердое" или "мягкое";

5) отреагировать соответствующим движением.

Сложность содержания упражнения при внешней простоте действия облегчается возможностью наблюдать за другими и подражать им. Учитель легко может выделить детей, испытывающих трудности, связанные с недоразвитием фонематического слуха.

Упражнение "Найди мягкий звук".

Цель: развитие внимания, фонематического слуха.

Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово с мягким знаком в середине. Ученик, бросая мяч обратно, называет согласный, который звучит мягко.

В этом упражнении задача упрощена, так как не нужно подыскивать речевую ассоциацию. Оно может быть рекомендовано для детей с трудностями фонематического анализа. 

Приложение 2

             Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать все виды диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, слуховой, выборочный, которые способствуют развитию зрительной памяти, способствуют формированию навыков самоконтроля.

1. Слуховые.

Прослушайте диктант и запишите под диктовку предложения.

Диктант №1.

Гуси.

           За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий пруд. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (33слова).

Диктант №2.

Сливы.

            Вот сад. На деревьях весят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник. Он вынес ведро душистых слив. Стал угощать ребят. Стыдно Илье. (32 слова)

Диктант №3.

            Весна идет. Стоят теплые деньки. Потекли веселые ручейки. Вода залила тропинки. Вот цветы. А над ними летают пчелки и шмели. На деревьях появились зеленые листочки. Весело кричат скворцы. Показались первые журавли.

2. Зрительные.

- Выборочный диктант: спишите из ряда слов глаголы и подчеркните в них все орфограммы.

Рисует, жук, пишет, белый, дуб, рассориться, живет, речной, бежать, дома, верный, содержание, привез, пыхтит, папа, паровоз, побежал, сильный, лишний, решили.

- Прочитайте диктант, выделите орфограммы, подберите проверочные слова. Спишите текст.

Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры. Мы живем в селе. В нашей избе стоит печка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова.

На лесной опушке стоит молодая березка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко!

Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы.

3. Самодиктанты (списывание).

Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с орфограммами, подберите к ним правило и проверочное слово. Спишите внимательно текст. Проверьте.

Рыбалка.

       Павлик и Юра - братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку. (38 слов).

4. Словарный диктант

Назови одним словом и подчеркни орфограмму:

-        Лиственное дерево с белой корой (береза);

-        Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый (герой);

-        Место за городом, где останавливаются или временно живут (дача);

-        Еда утром, до обеда (завтрак);

-        Прием пищи в середине дня (обед);

-        Участок земли, где устроены грядки с овощами (огород);

-        Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус);

-        Овощ с продолговатым зеленым плодом (огурец);

-        Помещение, в котором производится торговля (рынок);

-        Сторона света, противоположная востоку (запад);

-        Пространство, разделяющее два пункта (расстояние);

-        Растение семейства бобовых, а так же его круглые семена, зерна (горох);

-        Пожелание при прощании (до свидания);

-        Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе (орех);

-        Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)

 Приложение 3

Стихи с правилами

Мягкий знак

Мягкий знак - хитрый знак. Не назвать его никак.

Он не произносится. Но в слово часто просится.

Почему у дома угол превратится сразу в уголь,

Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак.

Будем мы всегда, где надо, мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором, колья - Колей никогда.

Мягкий знак, мягкий знак - без него нельзя никак!

Без него не написать: тридцать, девять, десять, пять.

Вместо шесть получим шест, вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки, уголками - угольки,

Банька в банку превратится - вот что может получиться

Если будем забывать мягкий знак в словах писать

День, динь, сон, тень, сыр, сок, лось, лень,

Нос, внес, рыть, ныть, кон, конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах не напишешь мягкий знак [Волина В. В.22, 42].

Разделительный мягкий знак

Перед е, е, и, ю, я - Я в корнях стою друзья.

Воробьи, семья, жилье - перед я, ю, и, е, е.

Воробьи, жилье, ручьи, листья, крылья, стулья, чьи,

Вьюга, осенью, друзья, колья, перья и семья.

Непроизносимые согласные

Порой в словах встречаются ужасные согласные.

Они не произносятся, и что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать, надо слово изменять.

И за звуком непонятным быстро гласную искать.

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно. Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Хорошим материалом для отработки дикции, упражнений по интонации и т.п. служат различные слоганы, которые еще и помогают учащимся усваивать учебный материал. Например:

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет,

Звук получается гласный.

 

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников!

 

Мы в слове слог ударный

Найдем э л е м е н т а р н о!

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

 Приложение 4

Занимательные упражнения на развитие орфографической зоркости

Задание 1: исправьте ошибки. Почему оно вызывает смех?

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.

Задание 2: найдите ошибки в стихах и объясните, каких правил не знает Миша. Пришло письмишко мне.

Гляжу -

Из лагеря от Мишки…

"ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ".

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

"ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…

НА ДНЯХ В ЛИСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ

БЫЛ ДОВОЛЕН".

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется - надо подлечиться:

Заставить правила учить…

Задание 3.

Вставь пропущенную букву:

Ж…вотное, завтр…к, с…лома, ст…лица, ко (л, лл) …кти (в, ф), медле (н, нн) ый, …гурец, …сина, п…беда, п…м…дор, праздни (к, г), се…одня, з…мл…ника, м…тель, бага (ж, ш), су (б, бб) ота, уж…н.

Задание 4.

Исправь ошибку:

Вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, гирой, Горох, гарячий, гатов, жолтый, жевотное, завтро, запот, космас, Молина, вогон, валинки, друк, агурец, аднажды, пассажыр, писок, праздниг, рокета, росстояние, копуста, нарот, оптека, биреза, субота, тапор, торелка, фудбол, квортира, келограм.

Задание 5.

Вставь в данные слова сочетания ЖИ и ШИ:

Пру…на, вер…на, о…бка, ма…на, пу…нка, сне. нка, дру…на, сме…нка, на…вка, кру…на.

ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ:

С…тье, ч…чело, щ…ка, ч…йка, ч…лан, щ…вель, ч…лок, ч…сть, ч…стушка, ч…довище, ч…ткость, пощ…да, щ…пальца.

Задание 6.

Измени слова по образцу, напиши их. Образец: Значок - значка.

Крючок - …. Новичок - … пятачок - …

Сачок - … зрачок - … паучок - …

Пучок - … бычок - … колпачок - …

Задание 7.

Запиши словосочетание, заменяя выделенное слово словом с уменьшительным или ласкательным значением.

Выпить молока, съесть булку, надеть шапку, поймать щуку, кормить синицу, снять носки, нарисовать собаку.

Задание 8.

Парные звонкие и глухие согласные.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос)

С глухим траву она срезает,

Со звонким - листья объедает. (Коса - коза)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким - в нем же обитаем. (Том - дом).

С глухим шипящим я - числительное

Со звонким - имя существительное. (Шесть - шест)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким - как огонь горячий. (Шар - жар)

Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут. (Плод - плот)

Задание  9.

В представленных отрывках на слух определите слова с непроизносимыми согласными.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь друг прелестный…

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..."

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

Приложение 5

Методика «Письмо с дырочкой» - разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Но перед применением этой методики нужно «научить учащихся сомневаться». Для этого необходимо вооружить их знанием наиболее общих признаков орфограмм, т.е. перевести учеников с уровня инструкции на уровень осознания. Письмо с пропусками орфограмм – наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, развивающих орфографическую зоркость. Но овладение этим умением избавляет ученика от страха допустить ошибку, а значит от двоек и исправлений в тетради. А затем, по мере раскрытия тем, ошибкоопасные места в словах будут заполняться.

Для правильной записи слов, заполнения пропусков орфограмм слабых позиций незаменимым помощником для учащихся является орфографический словарь. Безошибочная запись словарных слов станет возможной, если ввести орфографическое чтение данных слов. Чтобы записать слово ученик должен запомнить его «буквенную одежду». Именно этому запоминанию помогает

орфографическое чтение и повторное орфографическое проговаривание.

Приложение 6

 Использование упражнений и игр, способствующих формированию грамотного письма.

1. Тема ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Игра "Лишняя буква"

Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание. Каждый ребенок в своей группе получает по одной букве. Нужно составить слово, из предложенных букв, учитывая, что одна буква лишняя. (Например: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы)). Многократное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ ее несовместимости с ним.

2. Тема УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Упражнение "Разноцветные мячики"

Цель: развитие внимания, фонематического слуха.

Описание. Учитель, бросая мяч, называет двух - или трехсложное слово. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, называет в этом слове: ударную гласную, если мяч красный - безударную (-ые), если синий. 

            Не спешите учить, а учите детей учиться». К обучению орфографии эти слова имеют самое непосредственное отношение.

             Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Вышеуказанные приемы дают положительный результат, развивают орфографическую зоркость, обеспечивают формирование у учащихся орфографического действия, т.е. работу по обнаружению орфограмм в слове, выбору адекватного способа проверки, а также применению на практике этого способа проверки орфограмм. Важнейшим итогом работы должно стать не только знание способов решения орфографических задач, но и понимание всеобщности принципа русского письма. Именно выделение принципа письма значительно расширяет возможности учащихся самостоятельно решать орфографические задачи разных типов, конкретизируя способ действия в соответствии с условиями этих задач.

              Таким образом, каждый ребенок овладевает орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных готовых правил, а сам приходит к самой сути в процессе исследования, открытия, поиска. Учащийся незаметно для себя учится, учится грамотному русскому правописанию.

Литература и ссылки

1.Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина // Начальная школа. 2000. №7.
2.Бессчастная, Е.Н. Ещё раз о словарной работе на уроке русского языка: Опыт молодым / Е.Н. Бессчастная // Начальная школа. 1999. №8.
3. Граник, Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 2001.
4. Григорьева, Т.М. Старая орфография в новое время / Т.М. Григорьева // Приложение к газете «1 сентября». 2001. №17.
5. Ибрагимов, А.И. Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка / А.И. Ибрагимов. Н.Челны, 1997.
6. Львов, М.Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка / М.Р. Львов. М., 1999.
7. Маслова, Л.М. выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма / Л.М. Маслова // Русский язык (приложение к газете «1 сентября»). 2006. №10.
8. Рыболова, З.Д. Формирование орфографических навыков / З.Д. Рыболова. // Русский язык (приложение к газете «1 сентября»). 2006. №11.

9. http://festival.1september.ru/articles/311276/
0. http://shol55.ucoz.ru/publ/8-1-0-63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Содержит статью о развитии орфографической зоркости у младших школьников...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...

«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»

laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС

        Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...