Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Правописание частины "не" с глаголами""
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кутепова Дарья Анатольевна

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с правописанием частицы «не» с глаголами;
  2. Учить писать слова на определенную орфограмму.

Развивающие:

1.Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.

2.Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своей работе при выполнении самостоятельного задания.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных задний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 27.04.2023

Школа: МАОУ СОШ №105

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00-8:40  Кабинет:

Студент: Кутепова Дарья Анатольевна

Группа: 44

Учитель: Ибатулина Альфия Амировна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Правописание частицы «не» с глаголами»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия о правописании частицы «не» с глаголами, умение писать  частицу не с глаголами;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с правописанием частицы «не» с глаголами;
  2. Учить писать слова на определенную орфограмму.

Предметные:

  1. Знать: правила правописания частицы не с глаголами; глаголы-исключения;
  2. уметь: обозначать орфограмму, графически объяснять выбор написаний, применять правила на правописание частицы не с глаголами.

Развивающие:

1.Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.

2.Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.

Личностные:

  1. у учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  2. у учащихся будет сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своей работе при выполнении самостоятельного задания.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных задний.

УМК: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3кл.: Учебник: в 2 ч./В.Г.Горецкий -М.:Просвещение\Учебник, 2020.-Ч.2.;

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Наглядный метод: демонстрация слайдов

Групповая работа

Индивидуаль-

-ная работа

1.Налаживание контакта с классом.

-Здравствуйте ребята, меня зовут

-Ребята, посмотрите на слайд, что вы здесь видите?

-Верно, это девиз на этот урок, давайте его прочитаем:

«Грамоте учиться всегда пригодится!»

-Прочитаем его хором на счет 3, 1,2,3…

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Перед тем как начать урок, проверьте всё ли у вас нужное для урока на партах, учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

-Если у вас лежит на парте всё нужное, то поднимите большой палец вверх.

-Давайте теперь начнём урок.

Приветствуют учителя

-Здравствуйте

-Девиз урока

Читают девиз хором

Организуют рабочее место;

УУРД: выработать учебную мотивацию,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса,

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа,

Словесный метод: беседа,

Самоконтроль

1. Организует повторение того, что знают дети.

2. Проверка знаний по пройдённым темам.

-Ребята, отгадайте загадку:

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду -

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи говорится?

- Что такое глагол?

 -Теперь внимательно посмотрите на доску. Я написала перед глаголом частицу «не». Что изменилось?

- Почему я поставила «не» в скобки?

- Как я должна написать «не» с этими глаголами?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

Вспоминают и  обобщают учебный материал;

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

-Это глагол

-Это часть речи, которая отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

-изменился смысл действия, оно стало отрицательной формы.

- мы еще не знаем, как писать частицу «не» с глаголами.

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУПД:

строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный метод: демонстрация слайдов

Словесный метод: беседа

1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися  через создание проблемной ситуации;

2.Проводит подводящий диалог для формулирования  обучающимися  целей урока;

3.Организует построение плана.

-Кто скажет, какой будет тема урока?

-Давайте поставим цель урока, для этого вам помогут опорные слова:

Научиться…

Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме;

Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголами»

Цели урока:

1.Научиться писать частицу «не» с глаголами.

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

УУРД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Слайд 3

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод:

Рассказ

Группа практических методов: работа по заданию учителя

Внешний контроль

Словесный метод:

Беседа

Фронтальная

Работа:

Опрос

Словесный метод:

беседа

1.Организует работу по теме урока. 2. Отвечает на вопросы учеников

- Послушайте сказку.

Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка - с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:

- Ты куда?

- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу «не»! - отвечал глагол.

- За что же? – удивился волшебник.

- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает всё, что мы говорим. Она всё отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. «Не смей», - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!»

- Так вот почему «не» с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.

- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой «не» обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу!»

Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы «не» с глаголами:

Глаголу очень нравится

Все делать очень живо…

Частица «не» - красавица,

Но как она ленива!

Глагол же, не любя безделья,

С частицей «не» пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения и сказки о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

- давайте проверим наши предположения и откроем учебник на странице 124

- Прочитайте правило, теперь расскажите правило друг другу в парах.

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

– Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.

 К ним нельзя поставить вопрос.

 Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.

Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!

Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает,                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                   торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест         

-Запишите понравившуюся пословицу, раскрывая скобки.

 – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

– Как написали эти слова, почему?

Воспринимают на слух

Воспринимают на слух

- глаголы с частицей «не» пишутся всегда раздельно!

Читают правило в учебнике

- раздельно

- служебная

Кто не работает- тот не ест

Не спеши языком – торопись делом

Есть калачи –не сидеть на печи

-Раздельно

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

УУПД:  узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению

УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический метод:

Упражнение

Самоконтроль

1.Организация работы для закрепления материала.

2. Работа учащихся в паре.

- Выполним №223 в учебнике. Прочитайте задание

- Почитайте стихотворение

- о чем оно?

- Выпишите глаголы с частицей «не».

- Как вы их напишете?

-Кто назовет изученные орфограммы в выделенных словах?

- Посмотрите на №224.

- Почитайте выражения.

- Объясните смысл первого выражения?

- есть ли в нем глагол с частицей «не»?

- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.

- Кто объяснить смыл второго выражения?

- есть ли в нем глагол с частицей «не»?

- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.

- Кто объяснить смыл третьего выражения?

- есть ли в нем глагол с частицей «не»?

- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.

- Теперь прочитайте №225

- Кто громко и четко прочитает первую строчку, чтобы все слышали, как правильно нужно говорить.

- в каком времени стоят глаголы?

-что особенного у глаголов женского рода с частицей не?

- какое значение вносит частица не?

- Кто прочитает вторую строчку?

- Кто прочитает третью строчку?

- какой вывод мы можем сделать?

Читают задание

- о друге

Выписывают глаголы с частицей «не»

- напишем раздельно

- честен (честь)- проверяемый непроизносимый огласный;

-бесстрашен – удвоенный согласный;

- товарища – непроверяемая безударная гласная;

- гнезд (гнездо) – звонкая согласная на конце слова;

-подножках( ножной) – звонкая согласная в корне слова;

- чужого- сочетание чу, щу пишем с буквой у.

Читают выражения

Огонь – это опасно

- да

- пишем раздельно

Объясняют смысл выражения

Когда надо заканчивать разговоры, садиться за стол

- да

-пишем раздельно

Объясняют смысл выражения

Лучше меньше говорить, больше делать.

- да

-пишем раздельно

Читают глаголы с частицей «не» правильно устанавливая ударение

- в прошедшем

- ударение ставится на окончание, в остальных случаях частица забирает ударение  на себя.

-придает высказыванию отрицательный смысл.

-Нужно знать, как произносятся глаголы с частицей «не»

УУРД: выработать учебную мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.  

Физкультминутка

(1 мин)

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Динамическая пауза

- Сейчас я буду перечислять глаголы. Если глагол в прошедшем времени, то вы приседаете, если в настоящем – хлопаете в ладоши, если в будущем – топаете ногами.

Читает, сходил, поет, будет мыть, выступал, играет, пойдет, кушает, радовался.

1.Выполняют упражнения.

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

УУРД:

мобилизировать силы и энергию

Видео №1

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод:

Упражнение

Парная работа

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Начало самостоятельной работы учащихся.

2. Оказание индивидуальной помощи.

3. Организация взаимопомощи.

4. Конструктивная критика.

5. Поощрение.

-Ребята. У вас на партах есть карточка-гармошка, раскройте её.

-Это ваша самостоятельная работа, посмотрите на задания, задайте вопросы по заданиям.

-Приступайте к выполнению заданий, после выполнения задания, вложите карточку в тетрадь, в конце урока вы сдадите мне тетради.

-На выполнение задания вам даётся 5 минут.

-Время закончилось, вложите карточки в тетрадь.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Анализируют выполненное задание, осуществляют взаимопроверку;

Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки;

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

Рабочая тетрадь стр.20 №17

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Словесный метод: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

Домашнее задание.

Записываем домашнее задание:

- поиграем в игру «Выбери»

Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь.

Пишите в строчку, через запятую.

Как будете писать частицу не с глаголами?

Слезь со стула!

Не _ хочу!

Упадёшь!

Не _ упаду!

Отойди!

Не _ отойду!

Приедешь?

Не _ приеду!

Придёшь?

Нет, не _ приду!

Услышишь?

Не _ услышу!

Найдёшь?

Нет, не _ найду!

Слезаешь?

Не _ слезаю!

Решишь?

Нет, не _ решу!

Мечтаешь?

Не _ мечтаю!

Молчишь?

Нет, не _ молчу!

Конфетку, может, хочешь?

Нет! Да, хочу, хочу!

– Проверим.

– У кого так же?

– Сколько глаголов выписали?

- как написали их?

-какая роль у частицы не?

- как можно назвать героя стихотворения?

-Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А теперь я предлагаю поработать в группах .

1 группа.

Дети на листе фломастерами разных цветов записывают составленные предложения.

НЕ опаздывать в школу.

НЕ разговаривать на уроке.

НЕ мешать своему соседу по парте.

НЕ рисовать на партах.

НЕ дергать девочек за косички.

НЕ жевать после звонка.

2 группа. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова., чтобы получились фразеологизмы.

_____________ (не) доходят.

____________ воли (не) давай.

__________ (не) ударял.

___________носа (не) подточит

Слова для справок: палец о палец, руки, рукам, комар

3 группа .

Перед вами вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

1)Как школьники относятся к книге? (Рисуют на страницах)

2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь)

3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко)

4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы)

5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

Читают задание.

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Слушают задание

- раздельно, если это не исключение

Выполняют задание

-11

- раздельно

-

 отрицание

- нехочуха

Слушают задание

Выполняют задание

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы

 на основе полученных знаний.

Слайд 10

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самоконтроль

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

-Давайте вспомним тему урока, какой она была?

-Цели урока? Мы достигли их?

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив «Лесенку успеха».

-Наш урок подходит к концу, значит мы должны оценить свою работу на уроке, у вас на партах лежат «Лесенки успеха», нарисуйте себя на самой верхней ступени если вам понравился урок, и вы усвоили много нового для себя, на второй ступени- если вам понравился урок, но остались вопросы, и на 3 ступени- если вы ничего не поняли и вам было неинтересно.

 -На этом наш урок закончен. До свидания!

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

3.Выбирают из цветового спектра, соответствующий                                           настроению на конец урока цвет

Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголами

Цели урока:

-Научиться писать частицу «не» с глаголами.

-Да, достигли.

2. Проводят самооценку своей деятельности, упешности на уроке.

-До свидания!

УУРД: выработать учебную мотивацию,

Слайд 11

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Цель:а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;в) воспитывать интерес к русскому языку....

Открытый урок по русскому языку в 4А классе. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Открытый урок по русскому языку в 4А  классе.Тема: «Правописание безударных личныхокончаний глаголов»....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема:" Правописание безударных гласных в корне" ( с применением ИКТ ).

- дальнейшее формирование  умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне;- закреплять умение  находить безударные гласные в корне, распознавать в словах  ...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели: формировать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова. Задачи:·...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: «Правописание букв Ъ и Ь»

Цель: развитие умений определять на слух звук [й\'] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным ъ и различать написания с разделительным ъ и разделительным ь....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

Цели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания частицы не с глаголами; формирование умения раздельно писать частиц...