Технологическая карта урока русского языка по учебнику под редакцией С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Романова Марина Васильевна

Технологическая карта урока русского языка по учебнику под редакцией С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_r.yaz_.3_klass.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учитель: Романова М.В.

Тема: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных

Цели

Образовательные:

– выведение правила написания безударных падежных окончаний имён существительных, развитие умений писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написания с опорой на алгоритм.

Развивающие:

-развивать внимание, память, орфографическую зоркость.

Воспитательные:

- вызывать интерес к изучению русского языка, желание знать его как можно глубже, пробудить чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты:

- видеть в словах изученные орфограммы; писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3-го склонения;

выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: методы развития критического мышления, проблемно-диалогические технологии, технологии оценивания образовательных достижений.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, интерактивная доска, таблица ЗХУ, карточки с ошибочным текстом, карточки с алгоритмом, карточки с афоризмами, документ – камера.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Использование

источников и

средств обучения

Ι. Организационный

момент.

II.Актуализация знаний.

-Ребята, предлагаю начать урок со слов А.Н. Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

- Что хотел сказать А. Толстой этими словами?

- Как вы думаете, актуальны ли слова писателя сегодня, ведь они написаны очень давно?

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

  • Прием развития критического мышления «Верно – не верно» (www.pedsovet.ru – приемы развития  критического мышления)

-Ребята, я вам сейчас буду зачитывать высказывания, а вы должны определить верное или неверное высказывание, ставя знаки + и  - :

а) верно ли, что имя существительное – служебная часть речи? (-)

б) верно ли, что имя существительное можно отнести к одному из 3 склонений? (+)

в) верно ли, что имена существительные не изменяются по падежам? (-)

г) верно ли, что имя существительное стоит в том же роде , что и имя прилагательное, с которым оно связано?(-)

-Проанализируйте свои ответы  и подтвердите правильность или ложность высказывания. (Назначается эксперт (сильный обучающийся),  который подтверждает или опровергает ответ обучающихся. Отвечает на каждый вопрос отдельный ученик,  дети по ходу анализа исправляют ошибки).

  • Словарный диктант с комментированием.

Рябина, газета, камыш, костер, пианино, престижный, матч, карниз, конструкция.

- К каким частям речи относятся эти слова?

-Определите склонение имен существительных.

-По каким признакам мы определяем склонение?

Личностные УУД:

1. Ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

1.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Слайд с текстом и портретом А.Н. Толстого

III. Формулирование проблемы.

  • Работа в парах

- Перед вами карточки с текстом, в котором допущены ошибки. Места, где возможны ошибки,  обозначены красным цветом.  Ваша задача исправить ошибки в тексте и постараться объяснить правильность вашего решения (Так же текст размещен и на интерактивной доске).

К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морозе жаворонок не зябнет.

- Все ли вы смогли с уверенностью исправить? Что вызвало затруднение? (Один из обучающихся в тексте на интерактивной доске пытается исправить  ошибки, ребята ему помогают. Учитель детям не помогает. Если остаются ошибки, то они, до определенного момента, не исправляются).

– Скажите, к какой части речи относятся слова  с ошибками? (К именам существительным).

- В какой части слова допущены ошибки ? (В окончании)

– Спрогнозируйте тему урока. (Разные падежные окончания имён существительных.)

-Какие цели вы поставите перед собой на этом уроке? (Тема и предложенные цели фиксируются на доске).

-Какими средствами вы планируете достигнуть цели?

Работа с учебником (упр. 185)

Используется подводящий диалог.

-Давайте при помощи упражнения удостоверимся в правильности определения  главного вопроса урока.

Упр. 185 – наблюдение над характером гласных в окончаниях имён существительных.

Ученики работают по вопросам в задании и уточняют формулировку главного вопроса вопрос урока: как выбрать букву при написании безударных падежных окончаний имён существительных?

– Какое существует правило написания безударных падежных окончаний имён существительных?

Вывод: В написании гласной буквы в безударных окончаниях имён существительных можно допустить ошибку, так как есть выбор букв е или и. Если ударение падает на окончание, то написание соответствует произношению.

Давайте составим план урока. 

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

  • Прием критического мышления ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

- Заполните, пожалуйста, таблицу и на протяжении урока постепенно ее дополняйте:

Уже знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

 

 

 

- Мы оставим этот текст до определенного момента и к нему еще вернемся.

Регулятивные УУД

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Карточки с текстом и слайд с ошибочным текстом, интерактивная доска

Таблица ЗХУ

IV. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике.

1. Упр. 186 – материал для наблюдений над безударными и ударными падежными окончаниями имён существительных.

а) Сначала наблюдение проводится над безударными падежными окончаниями.

– В каких падежах легче всего допустить ошибку? (В 1-м склонении: в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.; во 2-м склонении: в Т.п. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п., П.п.).

б) Затем склоняются существительные, у которых падежные окончания ударные.

– Сравните ударные и безударные окончания в одном и том же склонении. Что вы заметили? (Они одинаковые.)

– Какой вывод можно сделать о том, как не допустить ошибку в написании букв гласных в безударных падежных окончаниях имён существительных?

2. Формулирование вывода и сравнение его с выводом в рамке учебника на с. 20.

а) Беседа на понимание после чтения.

– Почему слова луна, конь (окно) и печь являются помощниками?

– Только ли этими словами можно проверять букву безударного гласного в окончании существительного?

– Выберите из следующих слов те, которые могли бы выполнить роль помощников: курица, лиса, лось, поле, прорубь, грудь.

б) Обозначение орфограммы.

– Как обозначается эта орфограмма?

– Почему буквы гласных в окончаниях (-е, -и) подчёркиваются по-разному? (Орфограмма – одной чертой, буква гласного под ударением (проверочная) – двумя.)

– Какие ещё орфограммы, где правописание букв безударных гласных проверяется ударением, вы знаете? (Буквы безударных гласных в корне и приставках.)

– Какие слова-помощники нужны для проверки букв безударных гласных в корне? (Однокоренные слова с ударными окончаниями.) А в приставках? (Слово с той же приставкой, но под ударением.)

3. Выработка алгоритма «Как нужно действовать, чтобы написать букву безударного гласного в падежном окончании имени существительного».

а) Планирование действий по применению правила.

– Как вы думаете, какое слово-помощник нужно выбирать в каждом конкретном случае? (Того же склонения, что и данное.)

На слайде (доске) два слова:  в тетрад… в тетрадк…

– Составьте план своих действий, чтобы применить правило.

Ученики составляют план.

Учитель фиксирует на доске основные положения.

б) Сравнение с алгоритмом на с. 19, а затем на с. 139 в учебнике.

– Попробуйте применить алгоритм к словам на слайде. Сравните с образцом.

На слайде (доске) появляются буквы в окончаниях в тетради (в степи), в тетрадке (в земле).

Самостоятельно примените алгоритм и вставьте нужное окончание в словах ( возвращение к тесту с ошибками, который обновлен после пробного исправления в начале урока) 

- Давайте вернемся к тексту в начале урока и используя алгоритм и полученные знания самостоятельно теперь без ошибок его запишем.

-Укажите падеж имен существительных.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Слайд с дублированием вывода на с. 20,

Алгоритм правильного написания безударного падежного окончания (индивидуальные карточки)

Слайд с ошибочным текстом

V. Развитие умений.

  • Первичное закрепление. Работа по алгоритму.

Упр. 187 – развивается умение писать букву безударного гласного в окончаниях имён существительных с опорой на алгоритм, графически обозначать и объяснять орфограмму.

Задание выполняется с опорой на образец с комментированием.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

  • Работа с фразеологизмами

-Вставьте названия частей тела или органов человека в известные фразеологизмы:

Пускать пыль в ______________. (Глаза)

Класть _________ на полку. (Зубы)

Смотреть сквозь __________. (Пальцы)

-Объясните значение этих фразеологизмов.

-Определите падеж имен существительных.

- Сделайте морфологический разбор слова пыль.

(Самооценка по алгоритму).

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Карточки с фразеологизмами

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока (окончание существительного, безударное, слово-помощник).

-Назовите тему нашего урока.

-какие цели мы ставили перед собой?

-Все ли цели достигнуты?

– Что вы должны знать, чтобы не допускать ошибок в правописании букв безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных? (Склонение и слово-помощник.)

-Давайте вернемся к нашей карточке. Что вы вписали в графу «Уже знаю»? (Одна карточка просматривается через документ-камеру и дополняется другими обучающимися)

- Что вы вписали ив графу «Хочу узнать»?

-Что вы дописали в карточках на протяжении урока?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Таблица ЗХУ , документ-камера

VII. Домашнее задание.

Упр. 1, с. 28, выучить слова-помощники, составить схему правила на с. 20, уметь передать его содержание с опорой на схему.