Конспект урока Глаголы на ЯТЬ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Смолина Юлия Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_glagoly_na_yat.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Трудности написания глаголов на –ЯТЬ в настоящем времени, будущем времени  и прошедшем времени»

Цель урока: Познакомить с алгоритмом правильного написания безударной гласной в суффиксе, в окончаниях глаголов.

Задачи урока:

 - Образовательные: познакомить с правилами правописания  глаголов на – ять  в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм правописания  глаголов на -ять; продолжать формировать умения, пользуясь полученным алгоритмом, вставлять нужные окончания, аргументировать при этом свой выбор; продолжать формирование умения правописания безударных гласных в корне.

- Развивающие: продолжать развивать речь, орфографическую зоркость, память, внимание.

- Воспитательные:  поддерживать интерес к русскому языку.

1. Орг. момент

Цель: Создание условий для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Записать число, классная работа

2. Словарная работа

Цель: Обогащение словарного запаса и повышение орфографической  грамотности  учащихся

Кремль, метро, обед, винегрет, дорога, профессия, желать, диалог, песок, хоккей.

3. Актуализация знаний

Цель: организовать выполнения учащимися пробного учебного действия, организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

1 задание (на доске + тетрадь). Записать предложение под диктовку, прокомментировать орфограммы, подчеркнуть основу предложения.

Над лесом    выплывает яркое солнце.

2 задание (на доске + тетрадь). Записать глаголы, рядом поставить их  в 3 лицо ед.ч.

Верить         Хранить

Зябнуть      Вернуть

- Сравнить глаголы в парах в 3 лице. Чем похожи и чем отличаются? (одинаковое спряжение, безударное и ударное окончание. В ударном окончании легко написать букву, а в безударном надо определять спряжение по начальной форме).

3 задание (на экране)

1    СЛАЙД

Вот такое задание получили наши герои Маша и Миша: записать правильно глаголы    ТАЯТЬ       РЕЯТЬ    ВЕЯТЬ  в предложениях.

Снег на пригорке быстро (что делал?) ТА  /И/Е/Я/  Л.

Снег на пригорке быстро (что делает?) ТА /И/Е/ Т.

Стрекоза отважно (что делала?) РЕ  /И/Е/Я/  ЛА   над душистым цветком.

Стрекоза отважно (что делает?) РЕ /Е/И/  Т над душистым цветком.

Тёплый ветерок     (что делает?)    ВЕ  /И/Е/  Т.

Тёплый ветерок  (что делал?)   ВЕ  /И/Е/Я/  Л.

- С какими трудностями они  встретились?

- В каком времени стоят глаголы  в данных предложениях?

-Давайте вспомним алгоритм работы, чтобы определить спряжение (проверить ударное или безударное окончание; поставить глагол в начальную форму, посмотреть на суффикс, определить спряжение, записать окончание)

- А почему здесь возникла трудность  в выборе окончания? (глаголы на –ЯТЬ)

4. Открытие нового знания

Цель: организовать постановку цели урока, составить план действий.

- Как вы думаете, какая  тема урока сегодня?

Трудности написания глаголов на –ЯТЬ

- Какова наша цель сегодня?

Изучить правописание данных глаголов и научиться их правильно писать, А ТАКЖЕ ПОМОЧЬ Маше и Мише в записи данных предложений.

- Откройте учебник 1 часть на стр.111, прочитайте тему урока еще раз. А теперь прочитаем разговор ребят.

- Упражнение 83 (на листах)

Давайте прочитаем эти глаголы:  лаять    таять       веять      блеять   реять     сеять    затеять   кашлять

Как вы понимаете значение слова

 «веять»? – махать, создавая движение воздуха  или очищать зерно от шелухи;       синоним «дуть, колыхаться, развеваться»

Обратимся к толковому словарю          ЭКРАН   2 СЛАЙД

ВЕЯТЬ, вею, веешь

1.  О ветре, струе воздуха, запахе: слабо литься.      

Веет ветерок.

Из сада веют ароматы, запахи цветов, трав.

В воздухе веет  прохладой.

2. О чём-нибудь  предстоящем: ожидаться, чувствоваться. Веет весной.

3. То же, что развеваться.    Веют знамёна. 

4. Что-то  очищать (обмолоченное зерно) от сора на веялке или подбрасывая его деревянной лопатой в направлении против ветра.

 «реять»?  - плавно, почти незаметно двигаться,   синоним «парить, летать, развеваться»

Обратимся к толковому словарю          ЭКРАН   3 СЛАЙД

РЕЯТЬ, рею, реешь

1. Летать плавно, парить.     Орел реет в вышине. 

2. Плавно развеваться.          Реют знамёна.

 «блеять» - издавать дрожащие, прерывистые звуки

Обратимся к толковому словарю          ЭКРАН   4 СЛАЙД

БЛЕЯТЬ, блею, блеешь

1. Издавать дрожащие, прерывистые звуки (об овцах и козах).

2. Очень тихо и неуверенно говорить (в разговорной речи)

1) Раздать готовые листы с заготовкой таблицы

спряжение

Наст.вр.

3 лицо ед.ч.

Наст.вр.

3 лицо мн.ч.

Прош.вр. м.род

ед.ч.

Прош.вр. м.род мн.ч.

лаять

 спр.

таять

 спр.

веять

 спр.

блеять

спр.

реять

спр.

сеять

спр.

затеять

спр.

кашлять

спр.

спряжение

Наст.вр.

3 лицо ед.ч.

Наст.вр.

3 лицо мн.ч.

Прош.вр. м.род

ед.ч.

Прош.вр. м.род мн.ч.

лаять

1 спр.

лает

лают

лаял

лаяли

таять

1 спр.

тает

тают

таял

таяли

веять

1 спр.

веет

веют

веял

веяли

блеять

1 спр.

блеет

блеют

блеял

блеяли

реять

1 спр.

реет

реют

реял

реяли

сеять

1 спр.

сеет

сеют

сеял

сеяли

затеять

1 спр.

затеет

затеют

затеял

затеяли

кашлять

1 спр.

кашляет

кашляют

кашлял

кашляли

Выделяем во всех словах глагольный суффикс    (Я)

Начинаем заполнять 2 столбик, определяем спряжение глаголов (Так как глагольный суффикс –Я, это не глаголы исключения, значит, 1 спр)

Заполняем 3 и 4 столбики таблицы (наст.вр.) (У доски + в листах)

Выделяем окончания, подчеркиваем буквы Е и Ю.

Заполняем оставшиеся столбики таблицы (прош.вр.) (У доски + в листах)

 В прошедшем времени выделяем глагольные суффиксы и суффиксы прошедшего времени.

- Обратите внимание на первый  столбик и два последних.  Что вы замечаете?

Вывод: в настоящем времени в окончании глагола  пишем ЕТ/ЮТ, в прошедшем времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы –Я

-Давайте прочитаем правило Летучей мыши на стр. 112.

Читаем дальше текст.

5. Первичное закрепление.

Цель: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание

- Упражнение 84

Общий разбор с комментированием.  Запись в тетрадь по рядам:

1 ряд – 1 предложение

2 ряд – 2 предложение

3 ряд – 3 предложение

-Упражнение 85

А теперь попробуйте рассуждать аналогичным образом, выполните самостоятельно это упражнение.

1 вариант – 1 и 3 предложение

2 вариант – 2 и 4 предложение.

Проверка ,  один человек читает,    комментирует,    остальные проверяют)

Предложения Маши и Миши

-А теперь давайте вернемся к работе Маши и Миши. Поможем им правильно выбрать правильные окончания. (с доказательством)

6. Итог урока.

-Какую мы себе ставили цель на уроке? (научиться писать правильно глаголы на ЯТЬ)

-Поднимите руку, кто смог ее достичь? Кто научился правильно выбирать окончание?

7. Домашнее задание.

И чтобы закрепить данный успех, нужно будет выполнить д/з

Учебник №86-87. Ознакомьтесь с заданиями, поднимите руки, если возникли вопросы.

ГЛАГОЛЫ

  НА   -ЯТЬ

НАСТ. ВР.      ПРОШ. ВР.

  ЕТ                 Л

                  Я   ЛА 

 ЮТ                ЛО 

лаять        таять       веять

блеять      реять       сеять  

затеять     кашлять

спряжение

Наст.вр.

3 лицо ед.ч.

Наст.вр.

3 лицо мн.ч.

Прош.вр. м.род

ед.ч.

Прош.вр. м.род мн.ч.

лаять

 спр.

таять

 спр.

веять

 спр.

блеять

спр.

реять

спр.

сеять

спр.

затеять

спр.

кашлять

спр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Конспект урока "Глагол как часть речи"

Урок русского языка 2 класс....

конспект урока "Глаголы -исключения"

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Конспект урока: Глагол как часть речи.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Глагол как часть речи.Цели урока: познакомить с частью речью – глагол его отличительными признаками;  развивать речь, коммуникативные качества. Плани...

Конспект урока "Глагол. Обощение". 4 класс

Вид урока: урок-игра.Тип урока: урок закрепления изученного материала.Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».Цели: 1. Образовательные:- обобщить и закрепить знания...

Конспект урока "Глагол как часть речи "

Конспект урока "Глагол как часть речи "...

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени"

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени" для 3 класса по УМК «Rainbow English» 3 класс, О.В. Афанасьева, И.В. Михеев...