Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели""
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Чубарь Наталья Сергеевна

Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Тип урока: Решение учебной задачи.

Форма урока: урок развития речи

Цель урока:

Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.

УУД:

Личностные: Осознают эстетические потребности и ценности.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые выказывания в устной и письменной форме; логические – осуществляют анализ картины.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной
речи, в уме.

Коммуникативные: формирование умения использовать речевую деятельность, развитие умения контролировать свои действия.

Предметные: формирование умения писать сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» с использованием плана и опорных слов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык.

Класс: 2 класс

Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Тип урока: Решение учебной задачи.

Форма урока: урок развития речи

Цель урока:

Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.

Задачи:

Личностные: Осознают эстетические потребности и ценности.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые выказывания в устной и письменной форме; логические – осуществляют анализ картины.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной
речи, в уме.

Коммуникативные: формирование умения использовать речевую деятельность, развитие умения контролировать свои действия.

Предметные: формирование умения писать сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» с использованием плана и опорных слов.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (2 часть) – П: «Школа России», презентация; карточки;  толковый словарь; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март»;

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Орг.момент

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

 

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

- Ребята, какие правила работы на уроке мы будем соблюдать?

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Слайд 2

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Роль глаголов
в речи (упр. 125)

Отвечают на вопросы

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

III. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Работают со словарем

Проталины  –  места,  освещённые солнцем, открытые участки земли.

Составляют предложения со словами: урок, весна, картина, грачи

Составляют слова

Дети, при помощи учителя формулируют тему урока и ставят задачи

-Мы будем писать сочинение.  Научимся составлять текст по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», вспомним приметы весны. Будем развивать свою речь.  

Слайд 3

-Какое время года наступило?

-Какая весна в этом году?

-Почему вы так считаете?

-Какой снег?

Слайд 4

-Какие краски преобладают ранней весной,

когда нет яркой зелёной травы – зелёных

листочков на деревьях?

-В  народе,  ребята,  март    называли  

протальник.

-Как вы думаете, почему?

-Что такое проталины? Найдите толкование в словаре

Учитель организует работу со словарем Ожеговва

Слайд 5

Приём «найди 2 слова»

ысилбинкартинащвтуроклыорсл

ыствеснажлоыдграчилыфмыжд

Ребята, составьте предложение с этими словами.

Учитель направляет детей на формулировку темы урока

Можно использовать прием «Собери слова»

Чтобы узнать название картины надо собрать буквы,

которые у меня рассыпались.

2 1  3  5  4      2 3 7  4  6 5  8  1  9

Р Г А И Ч      Р И Е Л Т Е Л П И

Слайд 6

Весна – любимое время года многих художников. Я предлагаю вам увидеть приметы весны в картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Как вы думаете, какая задача нашего урока? Что мы должны сделать для ее выполнения? Как мы спланируем свою деятельность?

(Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

(Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

 

Учиться работать по предложенному учителем плану

IV. Развитие речи.

Словарная работа

Работают с таблицей, в ходе обсуждения заполняют ее.

предмет

признак

действие

Художник

Весна

Снег

березки

небо

грачи

домишки

церквушка

поля

Отвечают на вопросы

-Крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд

-Ремонтом старых гнезд, постройкой новых.

-Грачи, которые летают над гнездами.

Слайд 7

Орфографическая работа:

-Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

Б_ рёзы (словарн.слово), б_рё_ки, в_сна, в_да, сне_, д_рев_я, гн_здо.

Обратите внимание на написание слов:  вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные.

Организует работу по учебнику упр. 127(с. 73).

—  Какое время года на картине?

- Перечислите все, что вы видите на картине?

К каждому слову, обозначающему предмет, давайте подберем слова – описания (им.прил.) и слова – действия (глаг.)

Работа с таблицей

Слайд 8

Совершим путешествие в картину:

Закройте на минуту глаза, представьте, что вы около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Март»;

-Чем птицы заняты?

- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны?

-Главная же деталь, которая подтверждает наступление весны – грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи – перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Познавательные УУД). Уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану.

V. Физ. минутка

VI. Организация познавательной деятельности.

Составление рассказов по данному плану

План.

  1. Художник и его картина.
  2. Описание картины.

-Что изображено на переднем плане.

-Что изображено на заднем плане.

3.Мое отношение к картине.

Дети составляют план текста.

Устно коллективно составляют текст по данному плану.

Самостоятельно записывают текст в рабочие блокноты (черновики).

Слайд 9

- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

- Как начать сочинение по картине?

-  О чем скажем в основной части?

- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части?                               

- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать по-своему.

 

(Познавательные УУД).

Уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.

Договариваться с одноклассниками.

(Регулятивные УУД).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины

VII. Рефлексия

Дети отвечают на вопросы.

Учащиеся анализируют свою деятельность.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Что получилось хорошо?

– Что вызвало затруднения?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

VIII Домашнее задание.

Сообщение о глаголе.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова "Зима пришла. Детство".

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и техно...

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса. По теме «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам»

Класс: 2Четверть: 2Тема урока: «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам»Тип урока: развитие речи.Цель урок...

Технологическая карта урока по предмету Чтение на тему "А. Барков Скворцы прилетели. Рассказ."

Технологическая карта урока по предмету Чтение на тему "А. Барков Скворцы прилетели. Рассказ." 4 класс ТМНР 1 варианта...

Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по серии сюжетных картин" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование способности у обучающихся осуществлять контроль над развитием письменной речи.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение у обучающихся писать сочинение по серии сюжетных к...

Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по репродукции картины К.Юона «Конец зимы. Полдень»" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст.Задачи урока:Дидактические:1. обобщить знания обучающихся о жанре с...