Урок русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Позднякова Алина Ивановна

На данном уроке я вас познакомлю с интересным приемом актуализации знаний: кодовый диктант!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образование я науки брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально педагогический колледж»

Конспект пробного урока

по русскому языку

Специальность 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс Ⅳ, группа 41Н

Позднякова Алина Ивановна

Руководитель: Бобкова В. Н.

Дата ___________                                                                                  Оценка _________

Подпись учителя _________                                                                 Подпись методиста ________

Подпись методиста _________

Трубчевск

2022 г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 15.12.2022

Школа: МБОУ СОШ №1

Учебный предмет: Русский язык

ОС: Школа России

Учитель: Левкина Елена Васильевна

Ф.И.О. студента: Позднякова А. И.

Класс:

Тема урока: «Правописание приставок и предлогов»

Цели урока:

Содержательная: знакомство с правописанием приставок и предлогов

Деятельностная: формирование умения правильно писать приставки и предлоги со словами

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:

  1. Повторить сведения о приставках и предлогах
  2. Формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами
  3. Вырабатывать умение находить в тексте служебные части речи

Развивающие:

  1. Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение фиксировать удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  4. Совершенствовать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  5. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  6. Формировать умение давать полные ответы на поставленные вопросы, излагать мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря

Воспитательные:

  1. Развивать интерес к урокам русского языка, к языковой деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знания о приставках и предлогах
  2. Умение распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами
  3. Умение находить в тексте служебные части речи

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу

Коммуникативные:

  1. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  2. Умение давать полные ответы на поставленные вопросы, излагать мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря
  3. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.

Воспитательные:

  1. Интерес к урокам русского языка, к языковой деятельности

Образовательный ресурс: Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В2 ч. ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 131-132.: ил. – (Школа России).

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с картинкой

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Построение плана урока

5. Реализация построенного проекта

5.1. Дидактическая игра «Рассели жильцов»

5.2. Самостоятельное формулирование правила учащимися

5.3. Работа над правилом стр. 132

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Подведение итогов урока. Рефлексия

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока и образовательная задача этапа

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивациионный этап

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

1.1. Приветствие

-Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Ивановна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный настрой

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Ф

К2, К3

Л1

2. Этап актуализации пробного учебного действия

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания

2.1. Самостоятельная работа у доски

- Ваша задача просклонять два имени существительных:

полынья, свинья

2.2. Минутка чистописания

(Прописываем буквы П, п, пп, Пп)

- Ребята, прочитайте слова и запишите их себе в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком.

Памятка, предлог, падеж, вопрос

2.3. Сообщение темы урока.

- Прочитайте еще раз записанные слова. Как вы думаете, чему мы будем     учиться сегодня на уроке? - Сколько падежей в русском языке?  

- Чем различаются падежи?

- Сегодня мы будем учиться распознавать падежи имен существительных. А в конце урока ответим на    контрольный вопрос: «Чем различаются падежи?»

Дети пишут словарные слова, затем проверяют друг друга по эталону.

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

ПР1, ПР2

П2, К2, К3

Л1

5. Этап реализации построенного проекта

Цель:

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение

5.1. Разноуровневое задание «Деформированные словосочетания»

Упражнение (дифференцированная работа)

Был (у кого?) … (хозяин), вылетел (из чего?)... (гнездо), поплыл (к чему?) … (берег), скучал (по кому?)... (бабушка), письмо (от кого?) … (сестра), бегать (по чему?) … (песок), скатился (с чего?) … (гора).

- Прочитайте словосочетания.

- Какие вопросы ставятся к именам существительным в родительном падеже? В дательном падеже?

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в родительном падеже? В дательном падеже?

Предлагается разноуравневое задание. Учащиеся сами выбирают сложность задания.

1-ая группа: выписать словосочетания с именами существительными в родительном падеже.

2-ая группа: выбрать словосочетания с существительными в родительном падеже, составляют и записывают с ними предложения.

5.2. Выполнение упражнения

- Ребята, так что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово)

- Посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах? (безударная гласная в корне; правописание приставок по, на, под, до, про; словарные слова)

- Молодцы! Вы сами сформулировали новое правило.

5.3. Работа над правилом стр. 52

- Сравните наше правило с правилом Тетушки Совы на стр. 132. Верно ли, мы сформулировали правило?

- Составьте вопросы к правилу.

- Ответьте на эти вопросы, поработав в парах

- Ребята, что мы сейчас с вами делали?

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

ПР1, ПР2

П1, П2, К2

П1, П2, К1, К2, К3

Л1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Ребята, сейчас, я предлагаю, проверить наше правило в действие. Для этого посмотрите на упражнение 259. Что здесь нужно сделать?

- Разделимся по рядам:

1-2 предложение списывает 1 ряд

3-4 предложение списывает 2 ряд

5 предложение списывает 3 ряд

- Если вы пишите приставку, то выделяйте ее графически, если предлог, то подчеркиваете.

- Давайте, прочитаем, что у вас получилось по цепочке.

- Ребята, что мы сейчас с вами делали?

Закрепить знания, выполнить упражнение

Фронтальная

ПР3, ПР2, ПР4

П1, П2, К2, К3

Л1

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: повторение и закрепления ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

8.1. Дидактическая игра «Заказ»

- Ребята, сейчас я мы и проверим на сколько хорошо вы усвоили данную тему. У каждого из вас на столе лежит желтый и зеленый квадраты.

- Поиграем в игру заказ. Я говорю например «мне нужны слова только с приставками», и перечисляю слова. Когда вы слышите слово с приставкой, то показываете зеленый квадрат, а когда с предлогом зеленый. Так же я могу поменять и сказать «мне нужны слова только с предлогом», тогда вы меняете карточки.

Слова с приставками: входить, написать, задумать, измерить, подарить, отдать, уехать, подбросить, доделать

Слова с предлогами: в классе, на болоте, за столом, из стали, на улице, от берега, у дома, под деревом, над озером.

- Поднимите руку у кого не было не одной ошибки? Молодцы!

ПР1, ПР2, ПР3, ПР4

П1, П2, К1, К2, К3

Л1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы

- Какова была тема урока?

- Сейчас я предлагаю составить кластер. Что мы сегодня изучали (приставку и предлог)

- Что такое приставка?

- Что такое Предлог?

- Для чего служит приставка?

- Для чего служит предлог?

- Как приставка пишется со словом?

- Как предлог пишется со словом?

- Как определить приставка в слове или предлог?

- Ребята, расскажите мне теперь общий вывод по кластеру о правописании приставок и предлога

- Ребята, сейчас я предлагаю оценить свою работу. Если вы все поняли, то поднимите, пожалуйста зеленый квадрат, если же у вас были затруднения, то красный.

- Ребята, мне очень приятно, что большинство усвоили тему.

- Спасибо. До свидания!

Фронтальная

П2, К3, К2

Л1



Предварительный просмотр:

Карточка 1. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

Лодка (от)плыла (от)берега

Мальчик (на)шел (на)дороге монету

Карточка 2. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

Солнце (за)шло (за)тучу.

(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

Карточка 3. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

Всадник (с)лез (с)коня.

(До)лагеря мы (до)брались только ночью.

Карточка 4. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

Весной (с)брасывает снег (с)крыш.

Вася (за)шёл (за)своим другом.

Карточка 5. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

Солнце (с)пряталось (за)бор.

Галка села (на)забор.



Предварительный просмотр:

Значимая часть слова

Самостоятельная часть речи

Образование новых слов

Связи слов в предложении

Пишется слитно

Пишется раздельно

Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос или слово

Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос



Предварительный просмотр:

КОДОВЫЙ ДИКТАНТ

Ф.И. _________________________

1) Род…на                6) К…р…ндаш

2) Комн…та             7) П…нал

3) Кв…ртира            8) Ру…кий

4) К…ртина              9) Р…бята

5) Р…сунок              10) …льбом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОЦЕНКА: _________________________

КОДОВЫЙ ДИКТАНТ

Ф.И. _________________________

1) Род…на                6) К…р…ндаш

2) Комн…та             7) П…нал

3) Кв…ртира            8) Ру…кий

4) К…ртина              9) Р…бята

5) Р…сунок              10) …льбом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОЦЕНКА:_________________________

КОДОВЫЙ ДИКТАНТ

Ф.И. _________________________

1) Род…на                6) К…р…ндаш

2) Комн…та             7) П…нал

3) Кв…ртира            8) Ру…кий

4) К…ртина              9) Р…бята

5) Р…сунок              10) …льбом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОЦЕНКА: _________________________

КОДОВЫЙ ДИКТАНТ

Ф.И. _________________________

1) Род…на                6) К…р…ндаш

2) Комн…та             7) П…нал

3) Кв…ртира            8) Ру…кий

4) К…ртина              9) Р…бята

5) Р…сунок              10) …льбом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОЦЕНКА: _________________________

КОДОВЫЙ ДИКТАНТ

Ф.И. _________________________

1) Род…на                6) К…р…ндаш

2) Комн…та             7) П…нал

3) Кв…ртира            8) Ру…кий

4) К…ртина              9) Р…бята

5) Р…сунок              10) …льбом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОЦЕНКА: _________________________

КОДОВЫЙ ДИКТАНТ

Ф.И. _________________________

1) Род…на                6) К…р…ндаш

2) Комн…та             7) П…нал

3) Кв…ртира            8) Ру…кий

4) К…ртина              9) Р…бята

5) Р…сунок              10) …льбом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОЦЕНКА: _________________________



Предварительный просмотр:

К

ДЛЯ

В

ПО

О

ВО

С

ПОД

ДО

ПРО

ЗА

ВЫ

ОБ

НА

ЧЕРЕЗ

ПЕРЕ



Предварительный просмотр:

ПРИСТАВКИ

ПРЕДЛОГИ

ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе тема "Предлоги"

Данный урок проводится во втором к лассе. Можно использовать в работе с любым УМК. Красочная презентация делает урок интересным и увлекательным...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока и презентация "Правописание предлогов и приставок"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Урок русского языка в 3 классе "Написание предлогов и приставок"

Цели урока: Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове. Развивать умение образовывать родственные слова. Способствова...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание предлогов и приставок"

Тема урока: Правописание приставок и предлоговКласс: 3 «Б» Цель: создать условия для формирования умения отличать предлоги от приставок, развивать умения распознавать орфограммы ...

Конспект урока русского языка в 3 классе " Правописание предлогов и приставок"

               Коннспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание предлогов и приставок"...