Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку

Титаренко Анастасия Витальевна

Тема 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока 373.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа:

Класс: 2

Урок:

Время: Кабинет:

Студент: Титаренко Анастасия

Группа: 44

Учитель:

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Единственное и множественное число имён существительных»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о единственном и множественном числе имён существительных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать понятие об изменении имён существительных по числам;
  2. Формировать умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Предметные:

  1. Уметь определять грамматический признак имён существительных – число и изменять имена существительные по числам;
  2. Употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Развивающие:

1. Развивать устную речь;

2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

2. Способность к самооценке своих действий, поступков.

Воспитательные:

1. Воспитывать навыки самостоятельной работы, умение работать  в парах и группах.;

2. Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

УМК: Учебник: Русский язык. 2 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. –  2-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Витальевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите ему своё тепло

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать  на урок, планировать учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками.

Учебная презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и  мотивации

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Ребята, перед уроком мне пришло секретное сообщение. Я предлагаю нам вместе узнать, что же в нём написано.

Аудио №1

- Ого! Ребята, вы готовы отправиться в секретную лабораторию?

-Тогда закройте глаза и положите голову на парту, вас ждёт секретное перемещение.

Звучит мелодия

-Открывайте глаза.

-Ого! Ребята, посмотрите, мы оказались у входа в секретную лабораторию, и тут нас уже встречают агенты. Послушаем, что они нам скажут.

Аудио №2

-Ребята, В секретной лаборатории есть определённые сигналы. Давайте с ними ознакомимся.

-Если вы согласны с утверждением или выполнили задание верно - подаёте зелёный сигнал;

-Если вы не согласны с утверждением или выполнили задание неверно – подаёте красный сигнал.  

-Ребята, в секретной лаборатории во всём порядок и его нельзя нарушать. Поэтому давайте вспомним, как необходимо себя вести. Если вы согласны с утверждением агента - зелёный сигнал и если нет – красный сигнал.

1. В лаборатории можно шуметь и отвлекаться.

2. В лаборатории необходимо отвечать по сигналам, а не кричать с места.

3. В лаборатории не занимаются посторонними делами.

4. В лаборатории нужно быть внимательным.

-Отлично! На протяжении всего нашего нахождения в секретной лаборатории мы будем собирать молекулы.

1.Организует актуализацию знаний

-Ребята, настоящие учёные перед созданием чего-то нового должны подготовиться к исследованию.

-Посмотрите на слайд, прочитайте слово.  

-К какой части речи  оно относятся и почему?

- Перед вами задание «Я знаю, я умею». Подаём зелёный сигнал, если мы это уже знаем и красный, если не знаем.

 

-А вот  почему в нижней строке стоят знаки вопроса?

-Учёные секретной лаборатории дали нам задание, прочитайте его.

-Выполним первое задание.

- Посмотрите на второе задание.

-Ребята, как мы выполним это задание?

-У нас возникла проблема!

- Красный.

- Зелёный.

- Зелёный.

- Зелёный.

1.Актуализируют знания. Отвечают на вопросы учителя.

-Корова.

-Имя существительное, потому что отвечают на вопрос кто? и обозначает предмет.

 

-Значит, что мы ещё что-то не знаем про имя существительное.

- 1.Определи часть речи у слов;

- Стол – имя существительное, отвечает на вопрос что? и обозначает признак предмета.

Столы – имя существительное, отвечает на вопрос что? и обозначает признак предмета.

2. Определи число у имён существительных.

-Мы не знаем.

УУКД:

Конструировать утверждения, проверять их истинность.

УУПД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики.

Учебная презентация

Слайд №2

Аудио №1

Аудио №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: составление плана работы

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Тогда сформулируйте тему нашего урока.

-Совершенно верно! Как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему научимся? Воспользуйтесь опорой, которая представлена на слайде.

Узнать…

Учиться…

-Отлично!

2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Давайте исследуем наш план действий на уроке. Достаньте из конвертов карточку №1. Расставьте пункты плана в правильном порядке.

-Но перед началом давайте вспомним правила работы в парах.

- Одна пара работает у доски, а остальные на карточках . Приступайте к работе.

3.Организует проверку выполненного плана.

-Время вышло, выполним проверку.

- Наш план будет звучать так:

1.Повторим знания.

2.Узнаем правило и построим алгоритм.

3.Применим алгоритм.

4. Подведём итоги.

-Подайте сигналы. Какой пункт мы уже выполнили? Отметьте галочкой.

1.Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

-Тема: единственное и множественное число имён существительных.

-Цель:

- узнать о числе имён существительных;

- учиться определять и изменять число имён существительных.

3.Составляют план работы

Вспоминают правила работы в парах

3.Проверяют план работы по эталону.

УУПД:                    строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД:

Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Учебная презентация

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Группа наглядных методов: показ видеоролика

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся  по открытию нового знания.

-И так, мы пришли в секретную комнату для создания секретных правил. Преступаем к самому опыту.

- И нам предоставили вспомогательные материалы для успешного проведения опыта.

-Посмотрите на картинки. К какой части речи относятся все слова?

Что видим в 1 столбике?

-Что видим во втором столбике?

-Сколько предметов обозначают существительные в 1-ой строчке?

-Значит, имена существительные, находятся в каком числе?

-Сколько предметов обозначают существительные во 2-ой строчке?

--Значит, имена существительные, находятся в каком числе?  

-Что мы с вами только что узнали?

-Сверим наш вывод с правилом, которые предлагают нам секретные агенты. Схожи ли наш вывод и правило?

 - Эврика! Мы создали новое секретное правило. Теперь попробуйте его рассказать друг другу в паре.

-Отлично! Но ребята, чтобы это секретное правило заработало, нам надо правильно уметь им пользоваться, какое действие нам нужно выполнить?

2.Организует работу по созданию алгоритма.

-Достаньте из конверта карточку №2

-Сейчас самостоятельно попробуйте расположить части алгоритма в правильном порядке, будьте очень внимательны! 1 человек работает у доски.

-Не забывайте о сигналах.

3. Организует взаимопроверку выполненного алгоритма.

-Время вышло, уважаемые агенты. Выполним взаимопроверку.

1. Прочитай слово;

2. Определи часть речи;

3. Определи, сколько предметов обозначает слово:

один предмет - это единственное число;

 два или несколько предметов - это множ. число.

-Отлично! Какой пункт плана мы выполнили? Отмечаем галочкой!

1.Отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником.

-Имя существительное.

- 1 конфету, 1 яблоко, 1 чашку.

- 2 конфеты, 2 яблока, 2 чашки.

-Один.

- В единственном числе.

-Несколько, много.

-Во множественном числе.

- Что имена существительные могут употребляться в единственном и множественном числе. Если предмет 1, то это единственное число, а если много предметов, то это множественное число.

-Да.

-Составим алгоритм.

2.Создают алгоритм.

3. Выполняют взаимопроверку.

УУПД:  

Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУРД:

Согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации

УУКД:

Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии

Учебная презентация

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

-Ребята, в начале урока у вас возникла проблема, вы не знали, как определить число у слов «стол» и «столы».

- Агенту лаборатории тоже стало интересно, как правильно определить число, поделитесь с ним своими знаниями.  Объясните по алгоритму, как мы определим число у данных имён существительных.

-Кто согласен, подайте сигнал.

-Кто согласен, подайте сигнал.

-Ребята, оглянитесь вокруг. Что вы заметили?

-На ваших столах лежат карточки со словами, вам необходимо найти себе место, встать под карточкой «единственное число» или «множественное число».

Молоток, друзья, альбомы, книга, ягода, улицы.

-Выполним проверку по алгоритму.

-Кто согласен, подайте сигнал!

-Мы с вами пришли в следующую секретную комнату, которая называется «экспериментальная». В ней нам агенты предлагают сыграть в игру «Один-много». Правила очень простые. Если я называю слово, которое стоит в единственном числе, то вы подаёте зелёный сигнал; если слово стоит во множественном числе, то вы  подаёте красный сигнал.

-Кому не понятно задание?

Деньки, заяц, дерево, пеньки, совы, лось.

-Сколько раз вам встретились имена существительные во множественном числе?

Выполняют задания.

1.Читаем слово – стол.

2. Определяем часть речи:  стол – имя существительное, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.

3. Стол – он один, обозначает один  предмет, значит единственное число.

1.Читаем слово – столы.

2. Определяем часть речи: столы – имя существительное, так как отвечает на вопрос что? и обозначает несколько предметов.

3. Столы – их много, обозначает несколько предметов, значит множественное число.

- В углах кабинета карточки.

-мн.ч- друзья, альбомы, улицы.

-ед.ч – книга, ягоды.

Деньки, заяц, дерево, пеньки, совы, лось.

-3 раза.

УУПД: Представлять текстовую задачу, её решение в виде краткой записи

УУКД: Самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным

Слайд №13

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: тест

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

-И последнее задание, для того, чтобы точно убедиться, что созданное вами секретное правило - работает от секретных агентов лаборатории.

-Сейчас я каждой группе раздам карточку с заданием. Прочитайте его.

Задание: измените, число каждого имени существительно и укажите число.

Образец для выполнения: тряпки – тряпка

Туфля - ___, облако- _____, простыни-____, одеяла-___.

2.Организует проверку.

- Время вышло, выполним проверку.

-Первая группа, объясняет первые два слова по алгоритму.

-Подайте сигнал, если согласны.

-Вторая группа, вторые два слова по алгоритму.

-Подайте сигнал, если согласны.

Какой пункт плана мы выполнили? Отмечаем галочкой.

1.Выполняют самостоятельную работу.

2.Выполняют проверку.

- Туфля - туфли. Туфля- имя существительное, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Туфля – обозначает 1 предмет, значит это единственное число.

Туфли - имя существительное, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмета. Туфли – обозначает несколько предметов, значит множественное число.

-Простыни- простыня. Простыни - имя существительное, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Простыни – обозначает несколько предметов, значит множественное число.

 Простыня - имя существительное, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Простыня – обозначает 1 предмет, значит это единственное число.

УУПД:       Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУКД:  Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии

УУРД:       Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины

Слайд №14

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Ребята, скажите, какая была тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили на наш урок? Достигли ли мы их?

-Секретные агенты предлагают нам вставить пропущенные слова в предложениях.

-Приведите примеры слов в единственном числе.

-Приведите примеры слов во множественном числе.

-Отлично!

-Ребята, посмотрите под парты, директор секретной лаборатории оставил вам подарок.

-И это медали настоящих учёных. Директор секретной лаборатории очень доволен вашим результатом и с гордостью может сказать, что вы приняты к нему в лабораторию!

2.Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив «Колбу».

-Ребята, мне кажется, в нашем конверте что-то осталось. Посмотрите внимательнее.  

-Это колба, но не простая.

-Закрасьте свою колбу до верхней линии- если у вас на уроке всё получилось, вы активно работали, до середины – если у вас были трудности и до нижней – если у вас ничего не получилось на уроке.

- Кто закрасил до середины и до нижней линии, скажите, что именно вам было непонятно. С какими заданиями вы не справились? В чём возникла трудность?

-Ребята, вы отлично сегодня постарались! Спасибо за урок, до новых встреч!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

-Тема: единственное и множественное число имён существительных.

-Цель:

- узнать, какие бывают числа имён существительных;

- учиться определять число имён существительных и изменять их.

-Да, достигли.

- Кактус, машина, парта.

- Волны, сосны, груши.

2.Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке.

УУРД:        Оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Учебная презентация

Слайд №13

Слайд №14

Раздаточный материал «колбы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...