Урок по русскому языку в 4 классе по теме " Обобщение знаний об имени прилагательном "
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Кузнецова Ольга Хабибулловна

Русский язык . 4 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  Гимназия 45

                                                    Урок русского языка

по теме

«Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

4 класс

 УМК «Школа России»

Подготовила и провела

учитель начальных классов.

Кузнецова О.Х.

2022/2023уч.г.

г. Барнаул

        Конспект и презентация по русскому языку для 4 класса на тему: «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»( УМК «Школа России»). Урок позволяет закрепить и систематизировать знания о прилагательном, закрепить умение употреблять прилагательное  в устной и письменной речи; учить ребят сравнивать, обобщать, делать выводы.

        На уроке присутствуют все необходимые моменты (творческая работа, физкультминутка, рефлексия, игра и т.д.) и учтены возрастные особенности учащихся.

Технологическая карта.

Фамилия, имя, отчество

Кузнецова Ольга Хабибулловна

Место работы

МБОУ Гимназия 45, г.Барнаул

Должность

Учитель начальных классов

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Педагогическая цель

Систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как о части речи.

Тип урока

Уроки отработки умений и рефлексии

Планируемые результаты (предметные)

- повторить морфологические признаки имени прилагательного;
- повторить синтаксическую роль имени прилагательного;

- повторить словообразование имен прилагательных;

- повторить роль имен прилагательных в тексте;

- повторить изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное».

Личностные результаты

- развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;

- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- развивать способность к самооценке своих действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;

- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;

- развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию.

Основное содержание темы, понятия и термины

- единственное и множественное число имен прилагательных;

- изменение имен прилагательных по числам и падежам;

 - зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах, группах и для индивидуальной работы.

Ход урока

Этапы урока

Номер слайда, название станции

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

I.Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 1 мин

Слайд 2

Приветствие учащихся.

-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II  Актуализация знаний

2 мин.

Слайд 3-4

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

Отгадывают загадку

III Самоопределение к деятельности

2 мин

Слайд 5-8

Заморочка»Кластер»

- Сформулируйте тему урока.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся на зимнюю прогулку по волшебной стране «Имя прилагательное». Для того чтобы прогулка наша оказалась полезной,  вам нужно решить все «зимние заморочки» в этой прекрасной стране. Как справлялись с заморочками- будем фиксировать в путевом листке, который лежит у вас на столе . Посмотрите, сколько заморочек нам нужно решить . А кто из вас знает, что называют заморочками?

 Итак, наша  1-я заморочка «Кластер» Вспомните, что вы знаете о прилагательном и составьте Кластер:

- Какие цели мы перед собой поставим.

- Имя прилагательное

Толковый словарь русского арго заморочка ЗАМОРОЧКА, -и, ж. 1. Навязчивая идея, идея фикс. 2. Нечто долго, нудно тянущееся. Без заморочки у нас ничего не обходится. 3. Дела, проблемы. У них свои заморочки. От общеупотр. «морочить».
 заморочка — ЗАМОРОЧКА -и; ж. Разг. Житейская проблема, трудность.

Повторяют правило.

Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? какие?

IV Закрепление знаний и способов действия

1) 3 мин

2) 3мин

3) 2 мин

4) 5 мин

Слайд 9-11

Заморочка

ПЧАК

Слайд 12-13

Заморочка «Словарная»

Слайд 14-18

Заморочка «Повторяйка»

Слайд 19

Заморочка «Строительная»

Минутка Чистописания

1. Прочитайте хором буквосочетания на доске:

              -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие

 -  Что они напоминают?

 -  Запишите эту строчку к себе в тетрадь, простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти буквосочетания на группы.

- На какие вопросы отвечает прилагательное каждого рода? Допишите табличку.  

 -ая, -яя,           -ий, -ый, -ой,       -ое, -ее,          -ые, -ие

 

     ж.р.                  м.р.                   ср.р.             мн.ч.

   (какая?)        (какой?)                   (какой?)             (какие?)

2. Словарная работа. Допишите , которые характеризуют данные имена прилагательные

  • Прекрасная, солнечная, морозная …
  • Сладкие, яблочные, пышные, вкусные …
  • Белые, легкие, пушистые, кучевые …
  • Свежая, интересная, еженедельная …
  • Водный, белый, комфортабельный …

3. Повторение . 

Подумайте на какие группы можно разделить эти словосочетания?

- По числу, по роду.

От чего зависит род и число имени прилагательного?

4.  Практическая работа .Посмотрите внимательно на слайд. Составьте  предложение. Запишите его в тетрадь . Выполните его синтаксический разбор. Укажите части речи. Крепкий мороз стоял в сосновом лесу.

 

- Окончания имен прилагательных.

Один человек выполняет задание на доске.

Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.

1 человек  читает вслух, называет орфограммы, проверяем .

Проверка в парах. Обмен в тетрадях

За верно выполненное задание дети ставят  в путевом листке(+)

Повторяют правило изменения прилагательного по родам и числам.

Трое учащихся работают у доски :

-Синтаксический разбор предложения,

-Фонетический разбор слова мороз,

-Морфологический разбор сосновом .

                                                                                 

VФизкультминутка.

2 мин.

Слайд 20

Заморочка «Привал»

Если я произнесу словосочетание, в котором слова мужского рода, то приседают мальчики. Если я произнесу словосочетание, в котором слова женского рода, то приседают девочки. Если я произнесу словосочетание, в котором слова среднего рода –вдох, потянулись

Белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, хитрая лиса, хорошее здоровье, солнечный зайчик, морозное утро, сильная буря, высокий дом.

Выполняют физкультминутку 

VI Продолжение работы по теме урока.

1) 8 мин

 

2) 5 мин

VII Развитие речи.

Выборочный диктант

Слайд 21 -25

Заморочка «Размышляйка»

Слайд 26

Слайд 27-28

Слайд 29-30

Заморочка «Поэтическая»  

Обобщение знаний о роде, числе и падеже имен прилагательных. 1. Тест.


 1.В каком ряду у имен прилагательных на  месте пропуска пишется буква Е:

А) л_нейка   в_сёлый

Б) см_льчак    л_нивый

В) л_сёнок  уд_вить  

Г) кр_чать   пл_сать

2. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа:                                                  

А) по зимней дороге

Б) на нижней полке

В) вечерние сумерки

 Г) у заднего колеса

3. Найди имя прилагательное, имеющее в составе                                                              Приставку, корень, суффикс, окончание:     

 А) заботливый

 Б) желтенький

 В) прибрежный

 Г) праздничный                                    

4.Определи падеж имени прилагательного в предложении.

    Корни яблони тянут из земли питательные вещества.    

                                                     

  •  А) И. п.
  •  Б) Д. п.
  •  В) В. п.
  •  Г) П. п.

2) Проблемный вопрос . Склоняются ли имена прилагательные по падежам.

Задание: Определи падеж имён прилагательных: пушистым снегом, прекрасная погода,солнечному дню, о белой березе, у яркого цветочка, сочную траву.

  1. Портрет С.Есенина.

      2) Чтение стихотворения .

      3) Выписать имена прилагательные с существительными , указать падеж

Взаимопроверка

А,Б Б В В

Т.П, И.П.,Д.П., П.П, Р.П, В.П.

Чтение учеником стихотворения наизусть

Работают в тетради

Проверка –фронтальный опрос

VIII Рефлексия.

1) 2 мин

      Заморочка

«Синквейн»

Слайд 31

Составить синквейн

1ряд – УРОК

2 ряд -Имя прилагательное

3 ряд - Ученики

IX Подведение итогов

1 мин

- О какой части речи мы говорили сегодня?

- Как мы можем определить род имени прилагательного?

- Как мы можем определить падеж имени прилагательного?

- Как мы проверяем написание безударного окончания прилагательного?

Продолжите фразу:

Я узнал…

Я повторил…

Я запомнил…

Мне было трудно…

За что вы можете себя похвалить?

Подсчитывают количество + за урок. Оценивают сами себя смайликами на полях.

8—10 *

 5- 7 *

4 и менее


Путевой лист ученика (цы) 4 А класса        

_____________________________________________

№п\п

Маршрут

Отвечал

Справился *

1

Заморочка «Кластер»

2

Заморочка   «ПЧАК»

4

Заморочка «Словарная»

5

Заморочка «Повторяйка»

6

Заморочка «Строительная»

7

Заморочка «Привал»

8

Заморочка «Размышляйка»

9

Заморочка «Поэтическая»

 

10

Заморочка «Синквейн»  

Путевой лист ученика (цы) 4 А класса        

_____________________________________________

№п\п

Маршрут

Отвечал

Справился *

1

Заморочка «Кластер»

2

Заморочка   «ПЧАК»

4

Заморочка «Словарная»

5

Заморочка «Повторяйка»

6

Заморочка «Строительная»

7

Заморочка «Привал»

8

Заморочка «Размышляйка»

9

Заморочка «Поэтическая»

 

10

Заморочка «Синквейн»  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 класс Урок русского языка « Обобщение об имени прилагательном »

Слайд 3

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука! Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить!

Слайд 4

Имя прилагательное

Слайд 5

Вспомните, что вы знаете о прилагательном и составьте Кластер:

Слайд 6

Имя прилагательное Часть речи Изменяется по родам Признак предмете Какой? Какая? Какое? Какие? Изменяется по числам Изменяется по падежам В предложении является определением

Слайд 7

ВЫВОД: Имя прилагательное – это часть речи, которая, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам: ед.ч. мн.ч. Изменяется по родам: ж.р. м.р. с.р. Изменятся по падежам.

Слайд 8

№п\п Маршрут Отвечал Справился * 1 Заморочка «Кластер» 2 Заморочка «ПЧАК» 4 Заморочка «Словарная» 5 Заморочка «Повторяйка» 6 Заморочка «Строительная» 7 Заморочка «Привал» 8 Заморочка «Размышляйка» 9 Заморочка «Поэтическая» 10 Заморочка «Синквейн» Путевой лист ученика ( цы ) 4 А класса _____________________________________________

Слайд 9

Мудрым никто не родился, а научился.

Слайд 10

П… тнадцат ...е февраля Кла ….. ная р…бота а о я сс

Слайд 11

Минутка чистописания ой - ий – ый ая – яя ое - ее

Слайд 12

Словарь: Прекрасная, солнечная, морозная … Сладкие, яблочные, пышные, вкусные … Белые, легкие, пушистые, кучевые … Свежая, интересная, еженедельная … Водный, белый, комфортабельный …

Слайд 13

п года п роги блака г зета к рабль Проверка: о и о а о

Слайд 14

Проблемный вопрос: На какие группы можно р азделить эти словосочетания?

Слайд 15

Прекрасная, солнечная, морозная погода Свежая , интересная, еженедельная газета Водный , белый, комфортабельный корабль Сладкие, яблочные, пышные, вкусные пироги Белые, легкие, пушистые, кучевые облака

Слайд 16

По числу: Прекрасная, солнечная, морозная погода Свежая , интересная, еженедельная газета Водный , белый, комфортабельный корабль Сладкие, яблочные, пышные, вкусные пироги Белые, легкие, пушистые, кучевые облака

Слайд 17

По роду: Прекрасная, солнечная, морозная погода Свежая, интересная, еженедельная газета Водный, белый, комфортабельный корабль Сладкий, яблочный, пышный, вкусный пирог Белые, легкие, пушистые, кучевые облака

Слайд 18

ИМ.ПРИЛ. ИМ.СУЩ. род, число, падеж

Слайд 19

крепкий мороз зимний в стоял Крепкий мороз стоял в зимнем лесу.

Слайд 20

1.В каком ряду у имен прилагательных на месте пропуска пишется буква Е А) л_нейка в_сёлый Б) см_льчак л_нивый В) л_сёнок уд_вить Г) кр_чать пл_сать

Слайд 21

2. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа: А) по зимней дороге Б) на нижней полке В) вечерние сумерки Г) у заднего колеса

Слайд 22

3. Найди имя прилагательное, имеющее в составе Приставку, корень, суффикс, окончание: А) заботливый Б) желтенький В ) прибрежный Г ) праздничный

Слайд 23

4.Определи падеж имени прилагательного в предложении. Корни яблони тянут из земли питательные вещества. А) И. п. Б) Д. п. В) В. п. Г) П. п.

Слайд 24

ПРОВЕРЬ ТОВАРИЩА 1. А Б 2. Б 3. В 4. В

Слайд 25

Проблемный вопрос: Склоняются ли имена прилагательные?

Слайд 26

И.П. Р.П. Д.П. В.П. Т.П. П.П. пушистым снегом прекрасная погода солнечному дню о белой берёзе у яркого цветочка сочную траву Успеха! Задание : Определи падеж имён прилагательных.

Слайд 27

И.П. Р.П. Д.П. В.П. Т.П. П.П. пушистым снегом прекрасная погода солнечному дню о белой берёзе у яркого цветочка сочную траву Успеха! Задание : Определи падеж имён прилагательных.

Слайд 28

Сергей Есенин

Слайд 29

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря лениво, Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром

Слайд 30

СИНКВЕЙН Прилагательное Восхитительное, красочное Изменяется, согласуется, склоняется Дружит с существительными Красота речи!

Слайд 31

ВЫВОД: Имена прилагательные изменяются по падежам (склоняются) . Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное к которому оно относится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.Задачи:обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательны...

Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России

коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...