методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Шевчук Наталия Анатольевна

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_3a2_r.yazyk_.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Учитель: Шевчук Н.А.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

2. развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы для учителя:

 -В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31

Ресурсы для учащихся:

-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Проверьте порядок на столе, всё ли готовок уроку. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

  • Минутка чистописания

-Вспомним написание буквы, которая не обозначает звука.

Верно, это буква Ь.

Доска: ь  дь нья

-Напишите соединения букв, продолжите их.

  • Воспроизведение знаний о роли мягкого знака в слове:
  • -Какую роль (работу) выполняет ь в слове?
  • Создание проблемной ситуации.

Доска:

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье-свет, а неученье - тьма.

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

-Найдите в пословицах слова, где мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.

- В каких словах ь предупреждает нас о том, что буквы е, ё, ю, я будут обозначать 2 звука.

-В какую группу мы отнесём слово речь?

Вывод: Слово речь ни в одну группу отнести нельзя, потому что буква мягкий знак выполняет какую-то другую работу. Попробуем разобраться.

Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученного материала.

Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке.

Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы.

Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

  1. Постановка учебной задачи

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока.

-Какова же цель нашего урока?

(Разобраться, какую ещё роль в словах играет ь)

Доска:

 ДОЧЬ, МАЛЫШ, НОЧЬ, ВЕЩЬ, МЯЧ, ГАРАЖ,

-Прочитайте слова. Найдём, что в них общее.

- К какой части речи относятся слова?

-Какие буквы на конце слов?

Значит, это существительные с шипящим звуком на конце.

-В чём отличие? (есть или нет ь)

-В чём нам предстоит разобраться?

-Сформулируйте тему и цель урока.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

  1. Решение проблемной ситуации

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного.

Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Работа в парах

-А сейчас поработаем в парах.

-На какие 2 группы можно разделить данные слова?

-Определите род.

- Что заметили?

-Что отличает слова 1  и 2 столбиков?

- Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем?

-Какую работу выполняет мягкий знак после шипящих?

- Сравним с правилом в учебнике стр.31

-Вернёмся к слову речь.

-Почему в этом слове пишется мягкий знак?

-Сформулируйте ещё раз правило друг другу.

-На что указывает ь?

Физминутка

Составление алгоритма

-А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой.

-Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет?

Доска:

Алгоритм

  1. Определим часть речи
  2. Посмотрим, есть ли шипящий на конце
  3. Определим род
  4. Вспомним, у какого рода пишем ь

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

Организует отдых.

Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения.

Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.

Выполняют упражнения.

Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

  1. Первичное закрепление

Цель: Закрепить знания, полученные на уроке.

Доска:

Решение орфографической задачи.

ЛАНДЫШ…    Есть или нет ь?

МЕЛОЧ…

-Как будете решать орфографическую задачу? (по алгоритму)

-Прочитаем памятку:

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова-

Нету  знака никакого!

Проверяет понимание способа действия.

Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

6. Закрепление пройденного

Цель: Проверить навык усвоения новых знаний.

Работа в учебнике: с.33 упр.57.

-Рассчитайте задания.

-Что просит сделать 1 задание?

-Прочитайте, что общее у данных слов? (сущ., шипящий на конце)

-Что просит задание 5? Объясните.

- Что просит задание 2? Как будем действовать? (по алгоритму)

-фронтальная работа

- Что просит задание 3? На какие 2 группы разделим слова? Чем одушевлённые существительные отличаются от неодушевлённых?

-работа в парах

-Разделите слова на 2 группы.

Проверка

-Запишите слова в тетрадь

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся.

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Осуществлять самоконтроль.

  1. Итог урока, рефлексия деятельности

Цель: оценить результаты учебной деятельности.

Домашнее задание

-Какие открытия мы с вами сделали?

  • (познакомились с новой орфограммой,
  •  научились писать слова с этой орфограммой,
  • составили алгоритм,
  •  узнали о новой работе мягкого знака.)

-Оцените свою работу

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством  учителя.

Личностные: Способность  к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.

Дополнительно:

Задание: вставь в предложения слова с изученной орфограммой, объясни правописание этих слов.

Доска!  Охотник ночевал в домике лесника. В (…) он услышал жалобный (…).

Он накинул (…) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая (…). И снова повторился (…).Охотник понял, что это кричит (…).

Слова: полночь, плач, плащ, мышь, сыч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Русский язык 3 кл Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...

Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...

технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»

Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....