Технологическая карта урока русского языка "Заглавная буква в словах"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Козлова Оксана Николаевна

Познакомить учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, сформировать умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_russkiy_yazyk_1_kl.docx901.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: 

Русский яык  

Класс: 

1

УМК:

Школа России

Учитель:

Козлова Оксана Николаевна

Тема

Заглавная буква в словах

Вид урока:  

урок  открытия новых знаний.

Цель:

 познакомить учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, сформировать умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Ресурсы:

               Основные:

учебник «Русский язык» 1 кл. ( авт. Климанова) по УМК «Школа России»

               Дополнительные:

карточки для индивидуальной , групповой работы, работы в парах, проектор, экран, компьютер, презентация урока

Методы обучения

Словесный (объяснение), наглядный (иллюстрации), практический (задания), самостоятельная работа, проблемно-поисковый.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: 

 фронтальная, работа в парах, работа в группах,

Формируемые УУД:

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные:

- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

Познавательные:

- учащиеся научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться составлять ответы на вопросы;

- работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Формирование УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Настраивает на  урок.

Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс мой хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

-Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, 20 марта

Внутренне готовятся к работе на уроке. ( мобилизуются)

 Личностные:

-самоопределение

Коммуникативные:

-планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

-анализ объектов с целью выявления признаков

2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

-Ребята, когда я шла к вам на урок, подул легкий весенний ветерок и буквы ,которые я несла для вас ,перемешались. Помогите мне распределить их на 2 строчках.По какому принципу мы разделим эти буквы?

Д,Т,В,Т,б,д,в,т

Минутка чистописания

В тетради на одной строке запишем заглавные буквы, на другой - строчные

Высказывают предположения

Выполняют задание под руководством учителя

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний:

-отличать новое от уже известного с помощью учителя

Предметные:

-умение находить заглавные буквы и строчные

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Цели:

- организовать формулирование  темы урока  и постановку целей урока учащимися

Словарный кроссворд

м

о

л

о

к

о

с

о

р

о

к

а

л

и

с

и

ц

а

к

л

а

с

с

к

о

р

о

в

а

з

а

я

ц

-Ребята, я буду вам показывать картинки с изображением словарных слов, а вы отгадайте их и впишите в кроссворд.

-Какое новое слово вы прочитали в выделенных клетках?

-Я запишу его на доске.

-Почему я написала с заглавной буквы?

-Давайте составим ассоциативный куст. ( на доске)

        

        

-Почему слово «река» я написала со строчной буквы? Почему?

-Ребята, а в каких еще  случаях мы пишем заглавную букву?

(Первое слово в предложении, новый вид работы, в стихотворении каждая строчка с заглавной буквы)

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Назовите цель  урока?

(слайд 3)

-Ребята, а вы хотите узнать как появились заглавные буквы?

(рассказываю сказку)

(слайд 4, 5)

В одном сказочном лесу жили буквы русского алфавита. Они всегда были дружны, веселы. В солнечную погоду они играли, резвились на полянке. А в дождь они ходили друг к другу в гости. Все были равны. Но приключилась однажды беда!

Буква «А» вдруг решила, что она в их сказочном лесу главная!

- Я, - говорит буква «А» – первая буква алфавита, поэтому я должна быть среди вас за главного!

- Ну, уж нет, - поспорила с ней буква «Я», - я последняя буква алфавита, поэтому я тоже могу быть главной и должна быть выше и больше всех вас!

Тогда в спор вступила буква «О»:

- А вот я среди вас самая круглая, давайте я буду самой главной!

Тут все остальные буквы принялись расхваливать себя, чтобы быть главными среди своих подруг. Ох, что же там творилось! Так бы буквы и рассорились, если бы не появилась вдруг добрая волшебница Грамматика! Тогда все буквы обратились к ней за помощью.

- Рассуди нас, пожалуйста, - говорит «А», - иначе все мы тут поссоримся.

- Слышала, слышала, - говорит Грамматика, – о чем ваш спор. Я помогу вам, друзья мои. Вы все сможете стать главными, а точнее заглавными. Только вы должны знать, что быть большой буквой непросто! Вам необходимо будет запомнить несколько правил.И она взмахнула своей волшебной палочкой и все буквы стали заглавными. Но трех букв не оказалось на этой поляне ,и они навсегда остались строчными.

-Ребята,назовите эти буквы.(ь,ъ,ы)

(слайд 6)

-Ребята, почему одни и те же слова написаны  по-разному?

-А мы можем это утверждать?

-Вам фея грамматики сказала,что  заглавной буквой быть совсем непросто. Надо соблюдать определенные правила.

 

 Выявляют затруднение

Под руководством учителя определяют тему урока, ставят перед собой цели.

 Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний:

-отличать новое от уже известного с помощью учителя

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

Откройте учебник на стр.122,упр1 .

https://budu5.com/files/panelimage/0/12000/0/12204.png

-Прочитай слова, написанные с заглавной буквы. Что они обозначают?

-Попробуй вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы?

(имена собственные)

-Давайте составим кластер.

(работа индивидуальная)

 

Читают

Доказывают свою точку зрения.

Делают вывод.

-

Познавательные:

 -умение добывать новые знания, используя свой опыт и знания информацию, полученную на уроке;

-умение обобщать, делать вывод

Регулятивные:

-умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение вести диалог, сотрудничать.

Личностные:

-смыслообразование;

5.Реализация построенного проекта.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

- Возвращаемся снова к данному слайду. ( слайд 7)

-Почему слова написаны по- разному?

(Это имена собственные)

-А почему звучат одинаково?

(имеют разное значение)

 

Принимают активное участие в диалоге, в ходе которого выводят, что имена собственные  пишутся с заглавной буквы ; что, слова ,которые звучат одинаково, но пишутся по – разному, могут иметь разное значение.

 Познавательные:

 -умение добывать новые знания, используя свой опыт и знания информацию, полученную на уроке;

-умение обобщать, делать вывод

Регулятивные:

-умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение вести диалог, сотрудничать.

Динамическая пауза

Снять физическое и эмоциональное напряжение с детей.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатеньккий бочок!
Хомка рано встает:

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку!

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка сильным хочет стать!

Физкультминутка выбирается учителем по усмотрению, с учетом  степени утомляемости учащихся.

Выполняют движения физкультминутки за движениями учителя.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

На доске слайд (слайд 8)

Имена бывают полными и неполными. Давайте к сокращенному имени подберем полное.

Имя дается человеку с рождения, отчество по имени отца и у каждого есть своя фамилия.

Предлагаю написать свою фамилию,

имя,

отчество

Умение объяснять написание слов с заглавной буквы

Познавательные:

-умение добывать новые знания, используя свой опыт и знания информацию, полученную на уроке;

-умение обобщать, делать вывод

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение вести диалог, сотрудничать.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Ребята, давайте установим соответствия и запишем правильно слова.

(работа в парах)

(К)кошка       (С)сейм

(Щ)щенок     (З)зорька

 (Р)река         (Д)дружок

(К)корова      (К)курск

(Г)город         (М)мурка

Проверим по образцу.( слайд 9)

Обсуждают варианты выполнения задания.

Устанавливают соответствие самостоятельно.

Выполняют проверку по эталону, исправляют ошибки.

Регулятивные:

-умение проговаривать последовательность выполнения действий на уроке;

-умение выполнять работу по предложенному плану и контролировать ход выполнения;

-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

-умение структурировать знания

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

- обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

-В следующем задании необходимо найти ошибки и исправить их.

(работа в группах)

 В москве жил петя Иванов.У него был пес мухтар и кот дымок. Мама наталья николаевна подарила сыну книгу про емелю.

(слайд 10)

Наблюдают, анализируют и делают вывод

Регулятивные:

-умение планировать свои действия и выполнять задание в соответствии с поставленной задачей;

-контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

 -умение слушать и понимать речь других,

-умение сотрудничать в поиске вариантов выполнения задания.

9.Рефлексия деятельности

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

-Ребята, продолжите фразу…( слайд 11)

_Ту информацию, которую вы получили сегодня на уроке, вы положите в свой рюкзак или выбросите в урну? Почему?

-Спасибо за урок! ( слайд 12)

Вывод:

- -Какие слова пишутся с заглавной буквы?

.

Познавательные:

 -умение выделять,  осознавать то, что уже усвоено и то, что еще нужно узнать и усвоить.

Регулятивные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия.

Коммуникативные:

-умение формулировать высказывание.

Личностные:

-оценка результатов работы и самооценка. Смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»

Урок русского языка по теме «Слово» является  авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...

Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п" Батищева Н.С

Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п"  Батищева Н.С...

Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...