Урок русского языка "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Качаева Наталья Петровна

Урок русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkoggo_yazyka_2_klass.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе.

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся применять правила правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов, безударных проверяемых гласных; отработают умение видеть орфограмму в слове.

Личностные:

  • Способность к самооценке своих личностных качеств
  • Владение коммуникативными умениями для успешной фронтальной работы и работы  в паре
  • Умение высказывать собственное мнение и аргументировать его
  • Способность формулировать цель деятельности и этапы её реализации

Метапредметные

Универсальные учебные действия

Познавательные:

Выявлять наличие в корне слова изученных орфограмм. Объяснять способ проверки орфограмм. Использовать алгоритм проверки орфограмм «Парные по звонкости-глухости согласные в корне» и «Безударные гласные в корне». Находить слова с указанными орфограммами. Классифицировать  слова с орфограммами по заданному основанию.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль  в работе по определению слов с орфограммами и применении правил правописания; осуществлять взаимоконтроль в парной работе.

Коммуникативные:

Уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учиться слушать собеседника, вести диалог.

Цель: создание условий для  формирования умений применять правила правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корне слова.

Образовательная цель: формировать навыки правописания слов с безударной гласной и парными звонкими и глухими согласными в корне.

Развивающая цель:

  • развитие у учащихся мышления (анализ, синтез, классификация)
  • формирование навыков самоконтроля и самооценки

Воспитательная цель: учить эффективному взаимодействию учащихся (умение слушать другого, уважительно относиться к мнению товарища, аргументированно доказывать свою точку зрения)

Учебные задачи:

  1. Тренировать  орфографическую зоркость учащихся
  2. Формировать умение применять правила правописания слов с орфограммами «Парный звонкий и глухой согласный в корне» и «Безударная гласная в корне»
  3. Развивать умение классифицировать слова с орфограммами  по заданному основанию.
  4. Формирование умения анализировать, выделять существенные признаки предмета (при работе с  загадками)

Ученик научится: применять правила правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корне слова; осуществлять поиск орфограммы в корне слова, определять её вид; объяснять способ проверки слов с орфограммами в корне.

Ученик получит возможность научиться: подбирать примеры слов с орфограммами «Парный звонкий и глухой согласный в корне» и «Безударная гласная в корне».

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть Авторы: С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.
  2. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 класс 1 часть Автор: М.И. Кузнецова
  3. Наглядный материал: карточки с личностными качествами учащихся , сигнальные карточки «зелёные» и «красные» для обратной связи, электронная презентация.
  4. Конверты с индивидуальными заданиями по теме для дифференцированной работы учащихся.
  5. Интерактивная доска.


Ход урока

  1. Организационный этап.

Учитель:

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в интересное и сложное путешествие. Нашими верными помощниками будут учебные принадлежности: учебник русского языка, тетради, ручки и карандаши. Проверьте, все ли готовы отправиться в путь?  (Дети проверяют)

На магнитной доске карточки с личными качествами: внимательность, дисциплина, аккуратность, активность, трудолюбие, хорошее настроение, лень, раздражительность, перебивать товарища или учителя.

Карточки расположены в произвольном порядке.

Учитель: Какие качества настоящего ученика нам будут необходимы на уроке? (Дети выходят к доске, выбирают необходимые качества и группируют их в один столбик)

внимательность

дисциплина

аккуратность

активность

трудолюбие

хорошее настроение

Какие из этих качеств у вас развиты хорошо, а над какими надо работать? (Ответы учеников)

Возьмём ли мы в путешествие лень, раздражительность и привычку перебивать товарища или учителя? (нет)

  1. Постановка цели и определение учебных задач

Актуализация знаний

Учитель: Я хочу познакомить вас с одним мальчиком. Зовут его Петя. Послушайте стихотворение о нём:

Давным-давно на белом свете

Жил второклассник, мальчик Петя,

Хоть был талантлив и умён,

Но с русским был не дружен он.

И дома, в школе, на уроке

Все сыпали ему упрёки:

«Правописанья правил он

Не знает, глупых мыслей полн!»

Пришёл конец терпенью Пети,

И он решил, вы все заметьте,

Пойти в страну правописанья

И осмотреть всё со стараньем…

Шёл долго, коротко ли шёл,

Но всё ж страну он ту нашёл…

У: Как называется страна, в которую пришёл Петя?

Дети: Правописание

У: Как вы думаете, почему она так называется? (Варианты ответов: «В этой стране все правильно пишут», «Там все знают правила правописания»)

У: Внимательно посмотрите на доску и скажите, кто населяет эту страну?

шапка луг лодка   ветка корж звезда земля плита вода лицо

Д: В этой стране живут слова с орфограммами.

У: На какие две группы можно разделить слова?

Д: Безударная гласная и парные согласные в корне слова

У: Как вы думаете, зачем Петя пришёл в эту страну?

Д: Научиться писать слова с орфограммами.

У: Поможем Пете стать грамотным второклассником? (да)

Цель урока: Чему будем учиться на уроке?

Д: Мы будем учиться писать  гласные и согласные в корнях слов.

III. Каллиграфическая минутка

Тренируемся в написании прописной буквы П. Из каких элементов состоит буква?

Что мы должны соблюдать? (наклон, параллельность линий, размер, расстояние между буквами)

-Назовите имена, которые начинаются на букву П (Паша, Полина, Петя)

Внимательно запишите.

Разминка Игра «Угадай, кто я?»

Я – несколько слов, связанных между собой по смыслу. (предложение)

Я – отвечаю на вопросы кто? или что? (существительное)

Я – общая часть родственных слов. (корень)

- Какие слова, называются однокоренными?

IV.  Закрепление.  

- Запишите слова с непроверяемым написанием. Что это за слова, объясните Пете?

-Второй выходной день (воскресенье)

- Верхняя одежда (пальто)

-  Куда бежит — сама не знает

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это?...(дорога)

-  Раньше был он сорняком,
А теперь на грядке
Всходит он густым пучком,
В щи идёт в достатке. (щавель)

- Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)

- Найдите слово, в котором при подборе однокоренных слов происходит чередование согласных? (дорога) Докажи.

Отработка правила написания парных согласных и безударных гласных в корне слов

- Как проверить правильное написание гласных и согласных в корнях слов? (Знать правило)

-1 вариант Правило проверки безударных гласных

2 вариант Правило проверки парных согласных

Мой совет вам:

Русский – наш родной язык,                 Если буква гласная вызвала

Он прекрасен и велик                        сомнение,

В нашей солнечной стране                Ты её немедленно ставь под

Близок он тебе и мне                        ударение

Буквы как нам выбирать?

Вдруг начнут озорничать?

Прыгать, бегать и скакать.

Не в то место могут встать

Проверяй согласный,

За ним поставь ты гласный.

Физминутка в 10.30

VI. Этап применения знаний

- Запишите под диктовку слова, обозначая орфограмму в слове. Устно подбирая проверочные слова.

Н..винка,  х..лмы, сугро.., л..шадка, улы..ка, зу..ки, л..нивый, шу..ка, в..шнёвый.

Девочки подчеркните слова с безударной гласной, мальчики  с парной согласной. Проверка

Работа в парах

Детям выдаются карточки с заданиями

У: Постарайтесь выполнить задание быстро и правильно.  Обсудите ваши варианты ответов в паре, объясните друг другу, почему вы так считаете, старайтесь внимательно слушать товарища.

Проверка: пары отвечают устно, дети дают обратную связь с помощью карточек (зелёные – верно, красные – неверно)

Работа в тетрадях на печатной основе

VII Итог урока.

У: Какой теме был посвящён наш урок? О чём говорили?

Д:  О правилах правописания слов с парными согласными и безударными гласными в корне.

У: Чему мы учились?

Д: Учились писать слова с этими орфограммами, подбирать проверочные слова, находить орфограммы в словах.

У: Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с орфограммой?

Д: Вспомнить правило проверки.

VIII. Рефлексия

Какой совет можно дать Пете?

В конце сегодняшнего путешествия можем подвести итог. Нам предстоит еще много нового узнать в стране Правописания.

-Если сейчас вы сможете составить слово, то узнаете, что вам сказал Петя.

Слово Молодец

IX. Домашнее задание. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:-    определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

Методическая разработка урока с применением современных образовательных технологий. Тип урока: повторения и закрепления изученного материала. Форма: урок - путешествие. Использовано оборудование: прое...

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....

открытый урок по русскому языку «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».

Тема урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Цели урока:Обучающие: обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова.Развивающие: развивать па...

«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»

«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова» - конспект урока во 2 классе...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №42 "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №42 "Учимся писать буквы  гласных и согласных в корне  в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...