Конспект урока русского языка в 4 классе .Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Волкова Елена Вячеславовна.

Урок русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

   УМК: Школа России.

Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения».

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма урока: Традиционный урок.

Учебник, авторы: Русский язык, 4 класс, Л.Ф. Климанова.                                                                                                   

                                                                       

Оборудование: 

1. Л.Ф. Климанова, часть1.

2. Мультимедийная презентация.

3.Карточки с заданиями для групп.

4. Карточки с заданиями по уровням для учащихся.

5. Видео – гимнастика для глаз «Листопад».

6. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

7. Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».

8. Кленовые бумажные листочки трех цветов для рефлексии.

 

Характеристика деятельности  учащихся:

  • Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
  • Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.
  • Различать главные  и второстепенные члены предложения, распространенные и  нераспространенные предложения.
  • Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам»
  • Разбирать предложения по членам.

Тема: Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

Тип урока:  Закрепление  изученного материала.

Задачи:

  • учить задавать смысловые вопросы для установления  связи слов  в предложении;
  • развивать умения определять главные и второстепенные члены в предложении;
  • формировать умения различать нераспространенные и распространенные предложения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • устанавливать с помощью смысловых  вопросов связь между словами в предложении;
  • выделять главные члены предложения;
  • различать главные и второстепенные члены предложения;
  • различать распространенные и нераспространенные предложения.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • анализировать схемы предложений;
  • находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение;
  • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с памяткой.

Личностные:

  • осознавать важность изучения русского языка;
  • воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников;
  • бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

I. Мотивация познавательной деятельности.

Чистописание.

Словарная работа.

II. Актуализация  знаний.

(постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание ситуации затруднения)

Физкультминутка для глаз «Листопад»

Ш. Работа по теме урока

Игра «Поймай основу».

Работа в группах

Физкультминутка

IV. Закрепление.

Самостоятельная работа.

V.  Рефлексия деятельности

Подведение итогов

- Ребята! Отвечайте хором.

- Мы пришли сюда учиться?

- Не лениться, а трудиться?

- Работаем старательно?

- Слушаем внимательно?

- Сегодня  мне хочется начать урок русского языка отрывком из стихотворения А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы  увяданье,

В багрец и золото  одетые леса…

- Как вы думаете, почему я прочитала этот отрывок?

-  Посмотрите на доску. «Золотая осень»- так называется картина художника Исаака Ильича Левитана.

- Какие строчки стихотворения подходят к этой картине?

- Запишите в тетради число, классная работа.

- Найдите закономерность и продолжите на 2 строчки:

О о  оо  О о  ооо  О о

Помните, что это минутка чистописания, поэтому вы должны писать аккуратно и красиво.

- Спишите, как в старину называли месяц октябрь.

(Октябрь – сер-дина ос-ни, грязник, л-стопадник.)

- Объясните орфограммы .

- Разберите по составу слова: середина, листопадник.

- Запишите словарные слова к теме «Осень», выделяя безударные гласные, разделяя слова на слоги.

(П-года, к-ртина, пр-рода, вет-р, ж-лтый, н-ряд, ш-рох.)

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу.

- Кто доволен своей работой? Кто не очень?

- Посмотрите на слова на доске. Чтобы определить тему урока, найдите лишнее слово.

(Существительное, глагол, прилагательное, подлежащее, местоимение.)

- Так, о чем мы будем говорить на уроке? (О главных членах предложения и второстепенных.)

- Почему они называются главными? (В них заключена основная мысль, они составляют грамматическую основу предложения.)

- Какие наши задачи? (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться их находить в предложении, вспомнить, как они обозначаются.)

- На доске даны 2  предложения. Прочитайте  и сравните. Что скажите?

(Слышится шорох.

Под ногами слышится шорох сухих листьев.)

-Какие предложения называются распространенными, какие – нераспространенными?

- Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?

- Запишите 2-е предложение. Сделайте синтаксический разбор.

(В процессе разбора вспоминают правила.)

- Что такое подлежащее? Слайд 1.

- Что вы знаете о сказуемом? Слайд 2.

- Что такое дополнение? Слайд 3.

- Что вы знаете об определении?

Слайд 4.

- Что такое обстоятельство?

Слайд 5.

- Смотрим на экран и следим глазками  за движущимися предметами.

- Игра «Поймай основу». Будьте внимательными. Я читаю предложения, а вы найдите и запишите грамматическую основу.

Листья летом подставляли свои ладошки солнцу. Они пропитались его теплом и светом. Стали листочки золотистыми. Сильный ветер закружил листву. В лесу начался листопад.

- Назовите грамматические основы.

- Вспомните правила работы в группе.

- У вас на столах листочки №1-

с заданиями по группам. Внимательно читайте задание.

1 группа - составить из слов  предложения по схемам. Записать текст. Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу.

2 группа - составить из слов предложения по схемам. Записать текст. Подчеркнуть в тексте определения.

3 группа - составить из слов предложения по схемам. Записать текст. Подчеркнуть в тексте обстоятельства.

4 группа - составить из слов предложения по схемам. Записать текст. Подчеркнуть в тексте дополнения.

- Проверяем. Прочитайте текст. Какой тип текста? Проверяем работу каждой группы.

(На документ -камере образец выполнения задания по группам.)

 

- Встали. Выполняем плавные движения под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». (Для позвоночника: наклоны головы к плечам, наклоны и повороты туловища.)

- Сейчас  самостоятельная работа.  Откройте учебники,  с. 49  упр. 70 (1-ый текст К.Бальмонта). Задание на листочке №2 (по уровням).

1 уровень – спишите, вставьте пропущенные буквы,  подчеркните грамматическую основу;

2 уровень - спишите, вставляя пропущенные буквы, запишите проверочные слова. Подчеркните грамматическую основу.

3 уровень - спишите, вставляя пропущенные буквы, в скобках запишите свой пример на данную орфограмму. Подчеркните грамматическую основу.

- Проверьте свою работу.

(На документ -камере (эталон) образец выполнения задания по уровням, кроме 3-его.)

- А  кто выполнял 3-ий уровень, назовите, какие орфограммы вам встретились?

- Подошёл к концу наш урок.

- Какая была тема  урока?

- Справились ли мы с задачами урока?

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- Оцените свою работу. У вас на парте кленовые листочки трех цветов.

 - Если у вас все получалось, не было ошибок в работе, то приготовьте красный кленовый листочек.

- Кто не испытывал затруднения в работе, но были ошибки, то – желтый.

-  Кто испытывал затруднения и были ошибки, то – зеленый листочек.

- Да, и к нам в класс пришла золотая осень.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Работа с доской

Отвечают на вопросы учителя, объясняют орфограммы.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Обсуждают тему  урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Под руководством учителя определяют задачи урока.

Мы будем учиться находить главные и второстепенные члены предложения; вспомним,  какие бывают предложения по цели высказывания, интонации , составу; будем развивать речь.

Задача нашего урока – проверить наши знания о главных и второстепенных членах предложениях.

1 предложение нераспространенное, состоит из главных членов. 2-е предложение распространенное: есть второстепенные члены.

 Ученик по очереди разбирают предложение у доски. В процессе разбора вспоминают правила.

Следят глазками  за движущимися листочками.

Записывают основы предложений.

Комментируют последовательность действий. Представляют полученные варианты, обосновывают правильность ответа. Выслушивают друг друга.

Читают задание. Планируют деятельность в группах, записывают текст, подчеркивают члены предложения по заданию, проводят взаимопроверку.

Коллективная работа.

Самопроверка, самооценка.

(Для позвоночника: наклоны головы к плечам, наклоны и повороты туловища.)

Списывают предложения с пропущенными буквами.

Вставляют пропущенные буквы. Подчеркивают грамматическую основу.

Вставляют пропущенные буквы и пишут проверочные слова.

Вставляют пропущенные буквы и пишут слова на данную орфограмму.

Самопроверка, самооценка.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Разделительный мягкий знак.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Проводят самооценку. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказывают, что показалось трудным на уроке, с которыми столкнулись.

Личностные УУД

Самоопределение

(мотивация  учения)

Положительное  отношение к изучению русского языка, понимание  его богатства.

Смыслообразование.

Регулятивные УУД

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе соотношения того, что  уже известно и усвоения учащимися, и того, что  еще неизвестно).

Общеучебные

(поиск и выделение информации), работа с памяткой на слайдах.

Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника.

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе соотношения того, что  уже известно и усвоения учащимися, и того, что  еще неизвестно).

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно  и произвольно

строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД

Общеучебные (поиск  и выделение информации),

Логические (подведение под понятие, выведение следствий).

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учеников, учителя с учениками)

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

осуществление учебных действий.

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения  отклонений и  отличий от эталона).

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной   форме. Согласовать усилия  по решению учебной  задачи.

Осуществлять контроль по результату.

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание , извлекать информацию из различных источников.)

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения, аргументирование своей точки зрения, осуществление самоконтроля учебной деятельности.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Главные и второстепенные члены предложения"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Проверочная работа по русскому языку 2 класс. Тема: "Главные члены предложения".

Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....

Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...

УПК "Перспектива" конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «члены предложения»; формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.Планируемые результ...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: «Главные члены предложения»

Конспект урока русского языка 2 класс.Тема "Главные члены предложения". На этом уроке дети учатся определять основу предложения. Знакомятся с существенными признаками подлежащего и сказуемог...