Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 27.48 КБ
Файл Презентация1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов

Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»

Учитель начальных классов

Королева Лина Николаевна

г.о. Жуковский Московской области

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: - создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока;                                    - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать и обобщать;

-способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого микроклимата в коллективе.

Планируемые результаты.

Личностные:                                                                                                               -формирование умения оценивать собственные действия и действия одноклассников;                                                                                                         - формирование  положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Метапредметные результаты.                                                                                                       Регулятивные УУД:   

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи,

- определять цель деятельности на уроке с помощью педагога;                                                                                                   - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих и чужих действий, корректировать их.                                             Коммуникативные  УУД:                                                                                           - высказывать своё мнение, доказывать его и представлять его классу;                    - формирование умения слушать и понимать речь других, уважительного отношения к иному мнению;                                                                                                     - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;                                                                                                                                                      - формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать с ним в диалог, умение работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, договариваться об очерёдности выступления, слушать членов группы;                                                                                                                               Познавательные УУД:                                                                                                 - понимать заданный вопрос и находить на него ответ;

- анализировать изучаемые явления языка, обобщать, выделять ряд объектов по заданному признаку;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;                                                                                                                      

 - формулировать выводы в результате совместного учебного сотрудничества;  

Предметные результаты.                                                                                          

- составлять предложения из заданных слов, текст из заданных предложений;  - находить границы предложений, расставлять соответствующие знаки препинания в конце каждого предложения;                                                           - подбирать заголовок к тексту;                                                                                - составлять небольшой текст по его началу.

Оборудование:

-  учебник для 2 класса «Русский язык» А.В.Полякова,

- толковые словари,

- кистевые эспандеры,

- цветные карандаши,

- кусочки мешковины 10 х 10,

-  карточки с заданиями,

- «домики»,

- картинка со стилизованной буквой Ж

- плакат «Сиди правильно при письме».

Ход урока.

I.Оргмомент.  (Коммуникативные УУД)                                 

  Эмоциональный настрой на урок.

Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. (Звучит музыка, Моцарт «Музыка ангелов»).                                                                          Учитель:

- Мы сейчас с вами держимся за руки, замыкаем круг и получается, как бы, единое целое. А давайте даже, когда  отпустим руки, будем представлять, что мы всё равно  единое целое, один живой организм – класс, состоящий из органов - учеников.

- А, что происходит, если в организме один орган ослабевает?

Ученики:

- Ему на помощь приходят другие органы. Например, когда ухудшается зрение, то обостряется слух и тактильное восприятие.

Учитель:

- Так и в нашем организме, в нашем классе, если вдруг какой-то ученик, орган, не сможет справиться с заданием, ему на помощь придёт другой орган, другой ученик.              

II. Подготовительный этап. (Личностные. Регулятивные, коммуникативные УУД)

Чистописание

Пальчиковая гимнастика

Подушечки больших пальцев рук по очереди соприкасаются с подушечками остальных пальцев и проговариваются слова:

Я здороваюсь везде – дома и на улице,                                                                                                          Даже «Здравствуй»,-говорю я соседской курице.

Учитель показывает картинку:

 -Посмотрите на картинку, какая буква спряталась?

 Стала снежинка буквою Ж.  

Солнце её не растопит уже! (буква Ж)

- С чем сравнил автор букву Ж?  Почему вы так думаете? ( Снежинки очень красивые и разные, но в основном они шестигранные.)

 - Дайте характеристику этой букве.

 Готовим рабочее место.                                                                        

 Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу.

 Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (Плакат «Сиди правильно при письме»)

 - Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными линиями соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец, сочетание шипящей Ж и гласной И. И,сохраняя закономерность, допишите до конца строки.  /// Ж ж жи ///Ж ж жи

-Подчеркните самые красивые буквы в своей тетради. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните самые красивые буквы в тетради соседа по парте.

 -Объясните орфограммы, которые встретились в слове - СНЕЖИНКА. (сочетание ЖИ-ШИ, безударная гласная в корне слова).

 -Как проверить безударную гласную?

 - Подберите проверочные слова.

 На 2 строке запишем группу проверочных слов и проверяемое слово. Обозначьте орфограмму.

 Снег, снежный – снежинка.

- Что вы заметили в корнях слов? (чередование согласных букв)

 III.Актуализация знаний обучающихся. (Предметные. Личностные. Познавательные УУД)

-И к нам на урок тоже прилетела снежинка и принесла нам кроссворд со словарными словами.  Чтобы разгадать кроссворд нам надо отгадать загадки.  Отгадки вы записываете к себе в тетрадь.

 1. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (ВЕТЕР)

 2. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)

 3. Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе.  (ОБЛАКО)

 4. В будке спит, дом сторожит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт. (СОБАКА)

 5. Дышит, растёт, а ходить не может. (РАСТЕНИЕ)

 -К какой тематической группе можно отнести эти слова? (ПРИРОДА)

-Какое слово было спрятано в кроссворде?  (ТЕКСТ)

-Перед вами цепочка слов, в которой перепуталась логическая последовательность. Восстановите цепочку, добавив в неё слово текст и объясните свой выбор.

слова – слоги – звуки/буквы  – предложения

звуки/буквы – слоги – слова – предложения – текст                

IV. Определение темы и целей урока. (РегулятивныеУУД)

-Расскажите всё, что знаете об этих словах.                              

- О каком слове из этой цепочки мы знаем меньше всего? Исходя из этого, сформулируйте цель урока и  тему. (Дети формулируют своими словами, учитель выводит тему: «Признаки   текста» на слайд).                                                                                                                              

-А что бы вы хотели узнать о тексте? Что для этого надо сделать? (Исследовать различные тексты). Что нам в этом поможет? (Учебник). - Как вы думаете, почему слово текст является завершающим в этой цепочке? (Текст – это несколько предложений). Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.(Рассказ, история, повесть, сочинение)                          

V. Этап усвоения новых знаний и способов действий. (Личностные. Предметные.  Познавательные, коммуникативные, УУД)

1.Работа со словарём                                                                                                - Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, что о слове текст говорится в нём.                                                                                

Значение слова Текст по Ефремовой: 

Текст - 1. Напечатанная или написанная связная речь, которую можно воспроизвести (содержание какого-л. словесного произведения, словесная часть иллюстрированных изданий, слова к музыкальному произведению и т.п.). // Часть такой записи.

Значение слова Текст по Ожегову: 

Текст - Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, часть, отрывок из них)

Значение слова Текст в толковом словаре

Текст, сущ. м.р. Всякая записанная речь: литературное произведение, сочинение, документ и т.п., а так же часть, отрывок из них)

Текст в Энциклопедическом словаре:

 Текст - (от лат. textus - ткань - соединение),..1) последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение...

2)Словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.)...

3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему..

2.Исследовательская работа                                                          

-У вас на партах лежат кусочки ткани, исследуйте их и определите, почему слово текст от латинского ткань?

-А теперь определите, где будет текст и почему.                              

   Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.        

     У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Он очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.

-В первом столбике нет связи между предложениями – это не текст.

-Можем сказать о ком говорится в этом тексте? (О котёнке Мурзике)

-Кто главный герой?  Котёнок Мурзик -это заголовок текста.                                                                                                                                                                        

Сформулируйте вывод: текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.

3.Физкультминутка (с кистевым эспандером)

Я сожму своё кольцо - стану сильным молодцом.

Буду младшим помогать, буду слабых защищать.

4.Работа по учебнику   У.182

-Прочитайте запись. (Дети читают все вразнобой)

 -Почему нам трудно читать слаженно?                                                                                                                   - Нет границ предложения, поэтому мы не знаем, где делать паузу.                   Работа в парах.

-Напомните правила работы в парах и группах.

1.Уважай своего товарища.

2.Умей выслушать каждого.

3.Не согласен – предлагай.(Учитель выводит правила на слайд)

 Дети вспоминают, какие знаки препинания ставятся в конце предложения, находят границы предложения и отчитываются, кто какие знаки препинания поставил и почему. (В конце одного и того же предложения разные пары могут поставить разные знаки препинания, дети обсуждают это).                                                                                                        –Какие виды предложений встретились в этом упражнении? (Нераспространённые, состоящие из подлежащего и сказуемого, только из сказуемого и 1 распространённое).                                                                            –Выпишите распространённое предложение, подчеркните все члены предложения и составьте 1-2 предложения, так, чтобы получился текст.

5.Д.з. подобное  у.183  вы выполните дома, те, кому покажется оно лёгким, выполнят другое задание – к одному из предложений упражнения придумают 2-3 своих так, чтобы получился текст.

VI. Применение изученных знаний  (Предметные. Коммуникативные, познавательные УУД)

1.Работа в парах

На партах карточки со словами.

Каждая пара составляет предложение из этих слов и наклеивает его на бумагу.

2.Работа в группах   

Группа составляет  текст из получившихся предложений и даёт ему название, 1 человек из группы выходит и зачитывает получившийся текст.          

1 группа: «Наступила осень. С деревьев облетает листва. Дети собирают листочки».

2группа: «Пришла холодная зима. Река замёрзла. Дети бегут на лёд.»

3группа: «.Наступила весна. Журчат весёлые ручейки. Дети пускают кораблики.»                                        

- О чём эти тексты? Какого времени года не хватает? (Слайд с картинками 4 времени года)

VII.Итог урока. Рефлексия

- Как отметите работу класса на уроке, как единого организма, и какие ученики сегодня приняли на себя большую часть работы?  

-Кто чувствует, что задействовал не все свои возможности?

-Ну, а чтобы проверить, действительно ли все усвоили тему, давайте поиграем в игру «Найди свой домик». У каждой пары лежит карточка, а по классу развешены домики, их 4. На каждом домике написано слово: слоги, слова, предложения, текст. Вы должны поселить свою карточку в нужный домик. А на следующем уроке мы с вами проверим, все ли карточки-жильцы расселены вами правильно по домикам.

         -И завершить наш урок хочется словами советского писателя Константина Георгиевича Паустовского:  «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.» (На слайде портрет писателя).       

- Подумайте, ребята, над этим выражением, обсудите его дома с родителями, и следующий урок мы с вами  начнём с его обсуждения.                                                                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

русский язык Учитель начальных классов: Королёва Лина Николаевна

Слайд 2

Сиди правильно при письме Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь .

Слайд 4

Признаки текста

Слайд 5

Текст = Рассказ История Повесть Сочинение

Слайд 6

Махмутов , м.И. Толковый словарь русского языка Текст 1.Всякое написанное или напечатанное произведение, сообщение, высказывание. 2.Слова к музыкальному произведению

Слайд 7

Текст в Энциклопедическом словаре Текст - (от лат. textus - ткань - соединение),.. Последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам данного языка… Словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент. ... Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему..

Слайд 8

ткань

Слайд 9

ткань

Слайд 10

котёнок мурзик Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин . У Виталика жил забавный котёнок Мурзик . Котёнок был серый и пушистый. Он очень любил смотреть на аквариум с рыбкой .

Слайд 11

Вывод: Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.

Слайд 12

правила работы в паре и группе Уважай своего товарища. Умей выслушать каждого. Не согласен – предлагай.

Слайд 13

Времена года

Слайд 14

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"

Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...