УРОК-ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
проект по русскому языку (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» с приложениями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.29 КБ
Файл k_uroku.pptx351.08 КБ
Файл listok_samootsenki.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Описание проектной задачи

     Данная задача – обобщающая по теме «Имя прилагательное». Класс делится на 5 групп (по количеству предлагаемых заданий, результатом решений которых станет коллективный проект). Группы выполняют задания, презентуют и объединяют  результаты всех выполненных заданий, оформляя к декаде русского языка газету «Занимательное  прилагательное».

     Цели данной задачи:

  • обучение младших школьников совместному решению задач;
  •  освоение детьми возможности переноса известных способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию и создание реального продукта;
  • формирование у обучающихся коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты работы обучающихся:

  • личностные: формирование у детей мотивации к учебной деятельности;
  • предметные: 

 -   оценка обучающимися своих знаний и умений в рамках изученной темы;

  -   восполнение пробелов в знаниях некоторых обучающихся;

  • метапредметные:

-   регулятивные УУД: формирование у детей умений определять цель учебной задачи с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; ориентироваться на образец и правило выполнения действия; составлять план своей деятельности; рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

 - познавательные УУД: формирование у детей умений работать по инструкции,  искать и выделять необходимую информацию, формулировать проблему, структурировать свои знания, использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; проводить анализ и сравнение; выдвигать гипотезы и давать им обоснования; моделировать, представляя способ действия в виде схемы модели, выделяя всё существенное и главное; осуществлять контроль и оценку своей деятельности, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

 -   коммуникативные УУД:  формирование у детей учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умений проявлять  инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию, взаимодействовать и договариваться при решении задачи, слушать других, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Способы оценивания результатов работы:

  • педагогическое наблюдение за работой обучающихся в группе;
  • публичная презентация результатов работы.

Ход урока

  1. Орг.момент

Вступительное слово учителя

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их и постарайтесь порадовать их своими знаниями и содержательными ответами.

Я же хочу вам пожелать:

Учитесь с улыбкой,  (СЛАЙД №1)

Шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет

От весёлой улыбки и радостных глаз.

Учитесь без скуки, друзья!

В добрый час.  

  1. Мотивация к уроку.

Учитель: Наш урок мы посвятим одной очень близкой вам теме. Какой, вы узнаете, посмотрев сценку. (СЛАЙД №2)

П р и л а г а е т с я   л и   п р и л а г а т е л ь н о е ?

 СЦЕНКА

Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает, что много. Существительна да прилагательна.

МАТУШКА.

  - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

МИТРОФАН.

  -  Дверь? Котора дверь?

МАТУШКА.

 - Вот эта.

МИТРОФАН.

 - Эта? Прилагательна.

МАТУШКА.

 - Почему же?

МИТРОФАН.

 - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

МАТУШКА.

 - Так поэтому у тебя слово ДУРАК прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?

МИТРОФАН.

 - И ведомо.

  1. Постановка темы, целей урока.

Учитель: Что не знает Митрофанушка? А как вы ответите на вопрос, что такое имя прилагательное? Назовите тему урока.

В течение многих уроков мы изучали тему «Имя прилагательное».

Что нас ждёт сегодня?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот синквейн разгадать. (СЛАЙД №3, синквейн без первой строчки)

  1. …………….
  2. Исследовательский, творческий
  3. Думаем, выбираем, действуем
  4. Помогает чего-то достичь
  5. Замысел

Учитель: Посмотрите на экран. Прочитайте синквейн и попробуйте понять, какое слово пропущено в первой строчке. (Проект, СЛАЙД №4, синквейн со словом «проект»)

Что такое проект, вы уже знаете. Мы с вами выполняли много различных проектов. Как бы вы могли объединить тему сегодняшнего урока и слово «проект»? Определите цель нашего урока.

  1. Этапы реализации проекта.
  1. Исходный (постановка проблемы)

    Учитель: Ребята! Сегодня вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективной творческой работы. Мы закончили изучать раздел, посвящённый имени прилагательному. Итогом нашей работы станет  стенгазета «Занимательное прилагательное» к декаде русского языка, которая скоро будет проходить в нашей школе.  Выполнять задания вы будете в группах.  

  1. Этап разработки проекта

    Учитель:  Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе. (Ответы детей)

Представители групп получите конверты с заданиями. Начнём мы свою работу с распределения ролей в группе. Пожалуйста, ознакомьтесь с заданиями, оцените свои возможности и выберите, какие обязанности вы смогли бы выполнять. (Дети распределяют роли внутри группы, фамилии заносят в таблицу).

     Работайте дружно и слаженно!

  1. Этап реализации проекта

ЗАДАНИЕ для группы №1

     Все мы любим сказки. Придумайте свою сказку о том, как поссорились и помирились имя Прилагательное и имя Существительное. Сочинять сказку начните со слов: «Жили-были в стране Русский язык двое братьев-имён: Существительное и Прилагательное. Вместе работали у царицы Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.

     Но однажды…

     Имя существительное и имя прилагательное  можно представлять по-разному. Придумайте свой образ двух братьев-имён, изобразите их, используя разные материалы для творчества.

ЗАДАНИЕ для группы №2

     В русском языке около 500 тысяч слов. Образованный человек знает и использует в своём лексиконе около 8000 тысяч слов. Из них примерно половину составляют имена существительные, а имена прилагательные и глаголы распределились в равных долях от оставшегося количества слов.

     Эти данные изобразите в виде диаграммы. По этой диаграмме составьте задачу. Запишите условие и вопрос.

ЗАДАНИЕ для группы №3

     Вы уже знаете, что от имени прилагательного суффиксальным способом можно образовать другую часть речи. Вспомните, какую?

     Образуйте от прилагательных красивый, дорогой, весёлый, хороший вчерашний слова другой части речи. Изобразите эти слова в виде ребусов.

     Как составляются ребусы, вы вспомните, внимательно рассмотрев представленные ниже рекомендации по составлению ребусов.

ЗАДАНИЕ для группы №4

     Банк данных – современная система, предназначенная как для  хранения информации, так и для постоянного её использования. Составьте свой банк данных по теме «Имя прилагательное». Запишите в кластер нужные сведения, которые вы получили в процессе изучения темы «Имя прилагательное».

Падежи

Вопросы

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

 

ЗАДАНИЕ для группы №5

     Каждому из нас всегда интересно узнать, «почему мы так говорим»: что означает то или иное выражение и откуда оно пришло в нашу речь. Определи, верно ли истолкованы значения фразеологизмов. Напиши их правильное толкование. Оформи с рисунками.

БЕЛАЯ ВОРОНА – новый вид ворон.

СИНЯЯ ПТИЦА – это синичка.

 

ЖЁЛТАЯ ПРЕССА – газеты и журналы в жёлтых обложках.

БЕРЁЗОВАЯ КАША – каша из листьев и веток берёзы.

ГОРЯЧАЯ ГОЛОВА – поднялась высокая температура.

  1. Этап завершения проекта

Презентация выполненных заданий.

Учитель: Наш проект почти готов. Сопоставьте цель, которую мы ставили в начале урока и полученный результат. Сделайте вывод. (Мы ставили цель – создать творческий проект по теме «Имя прилагательное». Цель достигнута, творческий проект создан.)

  1. Этап рефлексии

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Вы большие молодцы. А сейчас я предлагаю каждой группе назвать одно имя прилагательное (можно эпитет), которое, на ваш взгляд, характеризует сегодняшний урок. Какой он, наш сегодняшний урок? (Дети «по цепочке» называют оценочные прилагательные).

Оцените свою работу в группе, заполнив листки самооценки.

На этой радостной ноте мы закончим наш урок. Спасибо вам за работу. Надеюсь, что сегодня каждый из вас чувствовал себя нужным и полезным на уроке, каждый раскрылся в меру своих возможностей. Я думаю, что это чудесное, радостное, замечательное настроение останется у вас на весь день и вы сможете подарить его другим.

УПРАЖНЕНИЯ на снятие эмоционального и физического напряжения

 

Упражнение «Потягивание»

Сложите руки «замком» перед собой, улыбнитесь, потянитесь.

Упражнение «Сосулька»

Встаньте, закройте глаза, руки «замком» поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Замрите с этими ощущениями на минутку. Теперь представьте, что под действием солнышка вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, локти, плечи, шею, корпус.

Упражнение «Моё имя»

Попробуйте написать своё имя головой в воздухе.

ЗАДАНИЕ для группы №1

     Все мы любим сказки. Придумайте свою сказку о том, как поссорились и помирились имя Прилагательное и имя Существительное. Сочинять сказку начните со слов: «Жили-были в стране Русский язык двое братьев-имён: Существительное и Прилагательное. Вместе работали у царицы Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.

     Но однажды…

     Имя существительное и имя прилагательное  можно представлять по-разному. Придумайте свой образ двух братьев-имён, изобразите их, используя разные материалы для творчества.

ЗАДАНИЕ для группы №3

     Вы уже знаете, что от имени прилагательного суффиксальным способом можно образовать другую часть речи. Вспомните, какую?

     Образуйте от прилагательных красивый, дорогой, весёлый, хороший вчерашний слова другой части речи. Изобразите эти слова в виде ребусов.

     Как составляются ребусы, вы вспомните, внимательно рассмотрев представленные ниже рекомендации по составлению ребусов.

Рекомендации по составлению ребусов

Рекомендация

Пример

Разгадка

Если одна буква или слог стоит внутри буквы или слога, используйте предлоги ВО, В

ВАЛЯ

Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это значит, что эти буквы надо заменить.

ПИЛКА

Если слева или справа от предмета стоят одна или две запятые, надо отбросить вначале или в конце слова одну или две буквы.

СТОЛ

Те части слова, которые напоминают предлоги ПЕРЕД, НАД, В, НА, ПОД, ЗА, ПРИ, О в ребусах показаны расположением букв.  

ВОЛ

ЗАДАНИЕ для группы №2

     В русском языке около 500 тысяч слов. Образованный человек знает и использует в своём лексиконе около 8000 тысяч слов. Из них примерно половину составляют имена существительные, а имена прилагательные и глаголы распределились в равных долях от оставшегося количества слов.

     Эти данные изобразите в виде диаграммы. По этой диаграмме составьте задачу. Запишите условие и вопрос.

ЗАДАНИЕ для группы №4

     Банк данных – современная система, предназначенная как для  хранения информации, так и для постоянного её использования. Составьте свой банк данных по теме «Имя прилагательное». Запишите в кластер нужные сведения, которые вы получили в процессе изучения темы «Имя прилагательное».

ЗАДАНИЕ для группы №5

     Каждому из нас всегда интересно узнать, «почему мы так говорим»: что означает то или иное выражение и откуда оно пришло в нашу речь. Определи, верно ли истолкованы значения фразеологизмов. Напиши их правильное толкование. Оформи с рисунками.

БЕЛАЯ ВОРОНА – новый вид ворон.

СИНЯЯ ПТИЦА – это синичка.

 

ЖЁЛТАЯ ПРЕССА – газеты и журналы в жёлтых обложках.

БЕРЁЗОВАЯ КАША – каша из листьев и веток берёзы.

ГОРЯЧАЯ ГОЛОВА – поднялась высокая температура.

Дополнительное задание для группы №5

Прочитайте словосочетания. Подберите и запишите синонимы к прилагательным.

ЗОЛОТАЯ РОЖЬ –

ЗОЛОТЫЕ РУКИ –

ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ –

ЗОЛОТОЙ ЛИСТ –

ЗОЛОТАЯ ПОРА –

ЗОЛОТАЯ МОНЕТА –

ЗОЛОТЫЕ ВОЛОСЫ –

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ –

ЗОЛОТАЯ РОЖЬ –

ЗОЛОТЫЕ РУКИ –

ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ –

ЗОЛОТОЙ ЛИСТ –

ЗОЛОТАЯ ПОРА –

ЗОЛОТАЯ МОНЕТА –

ЗОЛОТЫЕ ВОЛОСЫ –

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ –

Дополнительное задание для группы №2

Скоро в школе пройдёт декада русского языка. Давайте подготовим опрос по теме «Имя прилагательное». Как нам это сделать? Составьте вопросы, которые зададите учащимся нашей школы и предложите варианты, как будете обрабатывать полученные данные. Ниже показано, как примерно нужно составлять вопросы для анкет:

  1. Известна ли вам роль Наполеона в российской истории?
  2. Нужен ли памятник такому человеку? Как он может выглядеть?
  3. Назовите ваше любимое блюдо.
  4. Нужна ли в алфавите буква Ё или без неё можно обойтись? Почему?
  5. Как вы думаете, могли ли согласные быть первыми появившимися в речи звуками? Почему?
  6. Всегда ли мягкий знак – показатель мягкости согласных?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1745—1792 Денис Иванович Фонвизин

Слайд 3

СИНКВЕЙН ………… Исследовательский, творческий Думаем, выбираем, действуем Помогает чего-то достичь Замысел

Слайд 4

СИНКВЕЙН Проект Исследовательский, творческий Думаем, выбираем, действуем Помогает чего-то достичь Замысел



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Критерии

от 0 до 5 баллов

Моя оценка

Оценка группы

1. Я пытался внести максимальный вклад в работу группы.

2. Я высказывал свои предположения и идеи.

3. Я помогал одноклассникам, если они испытывали трудности.

4. Я умею работать в команде

Лист самооценки

Критерии

от 0 до 5 баллов

Моя оценка

Оценка группы

1. Я пытался внести максимальный вклад в работу группы.

2. Я высказывал свои предположения и идеи.

3. Я помогал одноклассникам, если они испытывали трудности.

4. Я умею работать в команде

Лист самооценки

Критерии

от 0 до 5 баллов

Моя оценка

Оценка группы

1. Я пытался внести максимальный вклад в работу группы.

2. Я высказывал свои предположения и идеи.

3. Я помогал одноклассникам, если они испытывали трудности.

4. Я умею работать в команде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит  задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...

Программа факультативных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...

КТП кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской

Календарно-тематическое планирование кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской...

.Игра-конкурс по русскому языку "Занимательная грамматика" для 3-4 классов.

Данная игра была разработана и проведена среди учащихся 3 и 4 классов в рамках недели начальных классов.Цели: Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям.Формировать позитивное отн...