Учебные материалы урок русского языка март 2023 год
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

olga.suhovalova@mail.ru

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: «Число имен прилагательных»

Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».

Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста; логические – владеют основами смыслового чтения учебного текста.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Друг на друга посмотрите,

Посмотрите на гостей,

Улыбнитесь им скорей,

Тихо за парты садитесь,

И за работу беритесь!

  1. Минутка чистописания

- Откроем тетради, запишем число, классная работа (на доске)

- Выпишите буквосочетания:

ий, ой

ая, яя

- Что вы можете о них сказать? (Это окончания имен прилагательных)

- Давайте вспомним, к какому роду они относятся? ( еще –ый)

- А какие окончания имеют прилагательные ср.рода?

III.  Актуализация знаний.

1).-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?

Работа у доски и в тетрадях

-Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания.(слайд)

Последний …, тёплое …, зелёная …

Слова для справок: снег, солнышко, трава.

-У прилагательных выделите окончание, укажите род.

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной, только не хватает первых весенних цветов.(слайд)

2). Повторение об имени прилагательном.

-Ребята, скажите, какую часть речи мы с вами  изучаем?

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя прилагательное, будем открывать новые знания. Узнаем что – то новое об этой части речи.

  • А сейчас давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи.

(На доске цветик-семицветик)

Имя прилагательное это:

Самостоятельная часть речи;

Отвечает на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?»;

Обозначает признак предмета;

Украшает нашу речь;

Изменяется по родам;

В предложение является определением.

Изменяется по числам; (отдельно на доске)

IV. Самоопределение к деятельности.

- Разделите имена прилагательные на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

 пушистый, белые, весёлые, красная, звонкие, спелая, быстрые

-Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам. (слайд)

V. Работа по теме урока.

  1. Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? (шар), обозначает, сколько предметов? (один), а на другой – (несколько таких же предметов). Составим словосочетания и запишем.

Воздушный шар – воздушные шары.

- Какие части речи вы использовали при записи?

- В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

- В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?

- Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.)

Сказка.

- С какой частью речи связано имя прилагательное

- Да! Прилагательные и существительные очень дружны. Вот как об этом рассказывается в одной сказке…

«Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного рода, числа и падежа они не имели, то решили подружиться с существительными. Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным. Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы дружить с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа и падежа. Как говорится: «Вместе – служба, вместе – дружба!»

Покладистый – сговорчивый, уступчивый.

2. Работа по учебнику.

Упр. 135 стр. 78.

- Прочитайте.

- Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?

- Объясните значение слов, данных в задании.

Голубой - цвет.

Голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.

Голубой и темно-голубой (оттенки цветов).

Сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет).

- В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?

-Запишите в тетради стихотворение Аполлона Николаевича Майкова или Алексея Константиновича Толстого.

-Прочитайте ниже сведения о языке стр. 78.

-Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано.)

-Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.)

Упр. 136 стр. 78.

- Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.

- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?

- В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?

- Запишите в тетради два любых словосочетания.

Прочитайте сведения о языке на стр. 79.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?(какие?)

- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?(-ые, -ие)

VI. Физминутка.

- Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

VII. Закрепление.

Работа в парах.

-Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.

Пример: День теплый - дни теплые.

Каждой паре раздаются карточки.

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.

Ед.ч. Мн.ч.

Берёза кудрявая ………… какие? ……..

Облако пушистое ………… какие? ……...

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число

Ед.ч. Мн.ч.

Река быстрая ………… какие? ……..

Пруд мелкий …………. какие?........

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число

Ед.ч. Мн.ч.

Бабочка красивая ………… какие? …………

Облако белое ………… какие? ………….

Проверка.

Работа в группах (отработка  согласования морфологических признаков прилагательных и существительных ).

1 группа.

Исправьте ошибки, подчеркните имена прилагательные во множественном числе.

Наступила долгожданный весна. Из-за далекой синей моря прилетели ласточки. И поют они свои веселая песни про чужая края. Птицы начали вить гнезда в саду и соседняя лесу.

2 группа

Исправьте ошибки, подчеркните имена прилагательные в единственном  числе.

     Весной на деревьях появляются зеленая листочки. Сквозь землю пробивается свежий трава. Расцветают первое весенние цветы. Все любят тёплый солнышко.

3 группа

Исправьте ошибки, выделите окончания имен прилагательных в единственном числе.

      Наконец-то пришла весна! Небо сияет яркой  голубой  цветом. Дует свежее и теплое ветерок. На мокрый  земле расцветают белый подснежники.

4 группа

      Исправьте ошибки, выделите окончания имен прилагательных во множественном числе.

      Пришла весна. Засветило яркая солнце. На крышах домов тают последний сосульки. По мокрой улицам журчат торопливый ручьи.

VIII. Итог урока.

-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

-Как определить число имен прилагательных?

Алгоритм действий:

  1. Найти существительное, связанное с прилагательным.
  2. Определить род и число у существительных.
  3. Указать род и число у прилагательных по существительному.

-А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно».

  1. Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? обозначает признаки предмета? (Верно.)
  2. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (Неверно.)
  3. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (Верно.)
  4. Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (Верно.)
  5. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (Неверно.)

Самопроверка – таблица на доске.

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание.

Стр. 79 упр. 137.

XI. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План конспект коррекционно – развивающего занятия. Тема: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка»

План конспект коррекционно – развивающего занятия по теме: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному)  на материале уроков русского языка» составлен с учетом программы коррекционно – разви...

Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младших школьников

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков. В данном материале показана ра...

Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младшего школьника.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по...

Материалы конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка - 2023"

Разработка урока "Кым? чуу? деп айтырыгларга харыылаттынар сѳстер. Чүве ады."Разработка урока "Проверяемые и проверочные слова".Эссе "Мои педагогические находки".Фрагмент...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке" 2023-2024 учебный год...