Сочинение по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Составление сочинения по репродукции картины художника И.С. Остроухова «Золотая осень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»)

 Тема

Составление сочинения по репродукции картины художника И.С. Остроухова «Золотая осень».

Педагогическая цель

Создать условия для составления учащимися описательного текста по репродукции  И.С. Остроухова «Золотая осень»;  раскрывать замысел художника, передавать  свое отношение к картине, учить отбирать материал по теме, формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности; развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Составляют описательный текст по репродукции И.С. Остроухова «Золотая осень», раскрывают замысел художника, передают свое отношение к картине, отбирают материал по теме, используют в тексте средства языковой выразительности.

Личностные результаты

Воспринимают важность учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные: общеучебные – используют репродукцию картины как материал для наблюдений ; логические – самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; строить рассуждение; использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Основное содержание темы, понятия и термины

Сочинение - описание, репродукция, пейзаж, пейзажист, план.

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, раздаточный материал на каждой парте, компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся.

2.Эмоциональный настрой.

3. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Все ли правильно сидят? Вспомним, как мы должны правильно сидеть за партой, спина опирается на спинку стула, между краем парты и туловищем должен проходить кулачок, ноги ровно стоят на полу.

- Проверим нашу готовность к уроку: на столах у вас должны быть учебник, дневник, простой карандаш и ручка.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: выявление опорных знаний учащихся по теме, актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). 

1. Вступительная беседа о осени.

- Посмотрите на доску, на картину.

- Какое время года на ней изображено? (на картинке изображена осень).

- Перечислите основные признаки осени.

- Какие новые краски появляются весной? (темно-серое небо, листья желтеют и опадают, идет дождь).

- Как можно красоту осени сохранить  холодной зимой? (сфотографировать, нарисовать).

-Вспомним знаменитые стихотворения

 М. Ю. Лермонтова «Осень» и А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят,

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою….

(М. Ю. Лермонтов)

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?

Выявляет опорные знания учащихся об осени, ее признаках, задает вопросы, делает выводы, обобщает.

Отвечают на вопросы учителя, перечисляют основные признаки осени, определяют, какие  краски свойственны весне, воспринимают на слух стихотворения об осени.

III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Формулирование темы и задач  урока.

- Кто догадался, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? (об осени)

- Посмотрите внимательно на картину известного русского художника Ильи Семёновича Остроухова  «Золотая осень».

-Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

Напишем сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».

Подводит учащихся к формулированию темы и задач урока

Формулируют тему и задачи урока под руководством учителя

IV. Подготовка к сочинению (20-25 минут)

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

1. Слово о художнике

 - Природа осенью очаровывала не только поэтов, но и художников. Многие художники описывали осеннюю красоту природы. Среди них был и Илья Семёнович Остроухов рисовал пейзажи.

- Что обозначает слово пейзаж?

Пейзаж – реальный вид какой-либо местности

Пейзажист – человек, который рисует пейзажи.

СЛ 1. Илья Семёнович Остроухов - русский художник-пейзажист, коллекционер.

Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, один из руководителей Третьяковской галереи.

СЛ.2. родился в Москве в купеческой семье. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья. Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны, и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские. 

СЛ.3. Желание рисовать в юноше пробудило знакомство с семьей известных купцов и меценатов Мамонтовых. Он дружил с сыновьями издателя Анатолия Мамонтова и общался с их преподавателем Киселевым. Интерес к пейзажу спровоцировали картины Поленова, увиденные Ильей на выставке передвижников. Впоследствии Остроухов учился у Киселева и брал уроки у своего тезки – Ильи Репина.

Период учебы художника и начала его карьеры пришелся на благодатное время. В число его учителей и друзей входили такие титаны русской живописи, как Васнецов, Серов, Маковский, Чистяков и многие другие. Вместе с Васнецовым он оформлял спектакли и оперную постановку дома у Мамонтовых, которые имели успех. Но свое сердце он отдал пейзажу.

- С чьей биографией вы познакомились? ( И.С. Остроухва)

- Кем был Илья Семёнович Остроухов? (русский художник-пейзажист, коллекционер.)

-Где родился Илья Семёнович? (в Москве в купеческой семье.)

-Что пробудило желание рисовать в юноше? (знакомство с семьей известных купцов Мамонтовых)

- Молодцы вы отличные слушатели.

Рассказывает о художнике, раскрывает значение слов пейзаж, пейзажист

Слушают рассказ учителя о художнике, знакомятся со значением новых слов.

2. Рассматривание репродукции картины

 -Сейчас мы рассмотрим репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень».

-Что обозначает слово репродукция?

Репродукция – воспроизведение рисунка, картины, печатного текста  средствами полиграфии или фотографии.

- Какое время года изобразил на своей картине художник? (Остроухов в своей картине  «Осень»  смог передать неповторимую пору – осени. И все узнали, что осень бывает разной.)

- Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

- Каков, по-вашему, замысел художника?

- О чём эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

- Какие краски использует художник? (ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, темно-зеленые)

 - Наша задача описать картину так чтобы человек, читающий ваше сочинение, мог точно и ясно представить себе, что изображено на картине Остроухова «Золотая осень».

- При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.

- Итак, посмотрите на картину.

– Осень – любимое время года художника.

– Что вы видите справа на картине? (два дерева в жёлтой листве)

-Что вы видите слева на картине? (большое могучее дерево, с большим стволом и внизу две птички)

 - На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

- Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

- В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

- Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

- Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

- Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды.)

- Каким вы увидели небо? (На картине виднеется сквозь листву голубое небо, оно спокойное, на нем нет серых туч)

- Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни.) 

Ставит перед учащимися учебную задачу, знакомит учащихся со значением слова репродукция,  проводит анализ репродукции картины, задает вопросы, делает выводы, обобщает.

Принимают учебную задачу, знакомятся со значением нового слова, рассматривают репродукцию картины , анализируют репродукцию под руководством учителя, делают выводы.

3.Составление плана сочинения.

- Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста.

-Сколько частей в тексте? Какие? Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?

(Три части: вступление, основная часть, заключение)

О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о наступающей осени).

Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).

- О чем вы напишете во вступлении?

1. Что вы узнали о художнике? (И.С. Остроухов – великий художник, пейзажист).

2. Какое время года изображено? (Осень – удивительное время года).

3. Какое впечатление оно производит на вас?

 -О чём вы должны написать в основной части? (Описать то, что изображено на картине).

2.Описание картины И.С. Остроухова «Золотая осень».

-Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину.

а) цветовая особенность картины

б) деревья

в) небо

- Какие цвета преобладают в пейзаже? (ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья)

-Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).

-Как можно озаглавить заключительную часть? (Мои впечатления от картины)

- Что вам понравилось в полотне Остроухова?

Примерный план сочинения:

1. О художнике и его картине.  Какое время года изображено на картине?
2. Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Тропинка
4. Наряд деревьев

5. Земля
6. Какие чувства вызывает картина

Проводит работу над составлением плана сочинения, задает вопросы учащимся, определяет последовательность описания картины.

Определяют под руководством учителя количество частей в сочинении, рассказывают, о чем напишут в каждой части сочинения, определяют под руководством учителя последовательность описания картины.

4.Речевая подготовка (словарная работа)

- Подберите синонимы к словам:

- Художник (живописец, пейзажист, мастер кисти).

- Создаёт (пишет, изображает).

- Картина (полотно, репродукция).

- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый,  красный, голубой, бледно- голубой, коричневый, зеленый, желтый).

- На доске вы видите записанные слова, которые вы будете использовать при написании сочинения:

картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубое, желтые, золотые, словно, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, веет, прохлада, тишина, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

Осуществляет речевую подготовку, активизирует словарный запас учащихся, работает над уточнением значений слов, ставит перед учащимися учебную задачу; подобрать к словам синонимы, заменить неточно употребленное слово в предложении.

Уточняют значение слов, подбирают синонимы к словам, заменяют в предложении неточно употребленное слово.

V. Самостоятельное написание учащимися сочинения

Цель: создать условия для творческой деятельности учащихся.

1.Написание учащимися сочинения

- А сейчас вы приступите к написанию сочинения- описания по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует ее выполнение.

Самостоятельно пишут текст сочинения.

VI. Самопроверка

Цель: создать условия для нахождения  и устранения учащимися замеченных недочетов и ошибок в сочинении.

1. Исправление учащимися недочетов и ошибок.

- Прочитайте еще раз текст получившегося сочинения.

- Проверьте, удалось ли вам передать красоту осенней природы?

- Удалось ли вам передать свое отношение к картине?

-Проверьте, грамотно ли построено ваше описание?

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует ее выполнение.

Читают текст своего сочинения, находят и исправляют ошибки и недочеты в сочинении.

VII. Итог урока

Цель: обобщить полученные знания, выявить лучшие работы учащихся.

1.Беседа

-О каком художнике мы сегодня говорили? (И.С. Остроухове)

-Как называется его картина? (Золотая осень)

-Какие чувства вызвала у вас эта картина?

- Трудно ли Вам было написать сочинение?

- Где испытывали затруднения?

Побуждает учащихся к выводам о проделанной работе.

Делают выводы о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.

      Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» по опорным словам

Знакомство учащихся с творчеством И.И.Левитана, формирование умения описывать содержание картины, определять её тему, развитие у учащихся вкус к точному, образному языку....

Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"

Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень" для учащихся 2 класса, УМК "Школа России". В ресурсе представлен конспект урока, две карточки для учащихся (одна с картиной, другая б...

Карточка-сопровождение к уроку развития речи "Сочинение по картине И.С. Остроухова "Золотая осень"

Данная карточка поможет второклассникам сотавить предложения по картине....

Конспект урока русского языка "Сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"

Конспект урока русского языка "Сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень"...

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»....

Сочинение по репродукции картины Н.С. Остроухова «Осень». 2 класс

Раздаточные карточки, в помощь ученикам, для написания сочинения по репродукции картины Н.С. Остроухова "Осень". 2 класс...