Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Elena Victorovna Blagova

Конспект урока с использование классной доски и ламинированных карточек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogoya_zyka_v_3_klasse_.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ урока 3 класса. Предмет: русский язык.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Ум и сердце в работу вложи

Каждой секундой в труде дорожи.

-Ребята, а вы готовы трудиться? Тогда открываем тетради , пропускаем две строчки и красиво пишем с доски число и классная работа.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ:

Сегодня мы будем писать изестное вам слово. Но оно зашифровано. Вам нужно разгадать. (Показываю детям картинку с троном , где восседает царь)

-Что нарисовано? ( ответы детей -царь, трон)

-Правильно, дети. На древне- русском языке слово трон , означал «престол» Стол (престол) находился в столице княжеств или государств На престолах восседали князья или цари. Города , где восседали князья или цари назывались царские столы-престолы. Как называется город , где восседал царь? Правильно. (Столица) На нашей минутке чистописания запишем новое словарное слово -столица. ). Дети пишут строчку слова – столица. Учитель на доске.

- Сядьте ровно, локоть на столе Пишем красиво, соблюдая наклон и правильные соединения. Нам надо запомнить в первом слоге букву О, подчеркиваем ее карандашом, и ставим ударение. (Вызываю ребенка к доске поставить ударение.)Как называется столица нашего государства ? ( Москва.) А раньше так и говорили Москва первопрестольная.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

-Ребята, открываем учебник на стр. 76 упражнение 135.( В тетради пишем слово упражнение и номер 135. Один ребенок читает , все остальные следят.

-Что такое однокоренные слова? (Ответы детей).

-Что такое корень?( ответы детей)

-Выполняем задание письменно в тетради. ( один ребенок делает у доски). Учитель проверяет.

На доска появляются ламинированные карточки со словами (Гора, горный, горит, пригорок, горка.) Задание, выписать только однокоренные слова.

-Пишем в тетради и выделяем корень. (По выполнению дети обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполненного задания.)

Выходит один ребенок с маркером к доске и выполняет задание.

-Почему мы не выписывали слово горит, ведь корень один и тот же. ( ответ)

- Смотрим и читаем упражнение 133. ( Читает ученик..)

Дети выполняют упражнение 133 самостоятельно , используя словарь.( учитель наблюдает за процессом) К доске вызывается ученик , и выполняет задание.

-Почему мы эти слова называем однокоренным?. ( Ответ детей)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

Постановка проблемного вопроса

- А сколько корней было у каждого слова , который вы писали ? (Один)

-Правильно. А как вы думаете есть слова с двумя корнями? Давайте узнаем.

( Учитель на доску прикрепляет ламинированные слова: змея, ловить, лед колоть, уголь возить, рыба , ловить, скала, лазать, резать, стекло) К доске учитель вызывает двое детей , которые выделяют корни у слов.)

Ребята , попробуйте получить новые слова, используя только корни. Ответы детей ( змеелов, углевоз, скалолаз, рыболов, стеклорез)

На доске учитель прикрепляет ламинированные карточки со словами ( змеелов, углевоз, скалолаз, рыболов, стеклорез и выделяет в них корни.

-Давайте объясним лексическое значение каждого слова. ( Ответы детей)

- Сколько корней в каждом слове?- (Правильно два)

- А кто самый внимательный и скажет , какие буквы соединяют эти два корня. (Ответы детей)

- Правильно - буквы О и Е. ( Двое детей выходят и подчеркивают гласные О и Е.

- Ребята , слова , состоящие из несколько корней, называются сложными словами. Корни в них соединяются соединительными буквами О и Е. Это надо запомнить.

- Спишите с доски любые два слова , выделите корни т подчеркните соединительные гласные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Самостоятельная работа в группах.

- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана. Капитаны групп при выполнении группой задания поднимают зеленый смайлик. Каждой группе раздается материал. Конверт с корнями и соединительной гласной О и Е . Нужно составить слова.

1 группа

Овощ, камн, вод, пад, со, пыл, пеш, ход и буквы О и Е.

2 группа

Утк, нос , шелк, пряд, нос, рог , стал, вар. буквы О и Е.

3 группа

Земл, трясение, письм , носец, верт, лет, везд, ход, буквы О и Е .

4 группа

Птиц, лов, свин, пас, сам, кат, лун, ход .буквы О и Е

5 группа

Лес, вод, , пчел, вод , книг, люб, собак, вод, буквы О и Е .

Отчёт каждой группы.

- Выслушаем отчёт каждой группы.

(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы.

ИТОГ УРОКА

- Подведем итог урока. Назовите тему урока. (Сложные слова)

- Какие слова называются сложными? Почему они так называются? (Состоят из нескольких корней)

- Как соединяются корни сложных слов? (Соединительными гласными О и Е)

РЕФЛЕКСИЯ

Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание при помощи разноцветных смайликов:

• красный цвет, если испытываете затруднение;

• жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

• зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать в тетради примеры сложных слов, обозначающих профессию человека.

Список использованной литературы

Учебник русского языка 3 класс, 1 часть (УМК «Школа России»)

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект отрытого урока. Русский язык. 1 класс. "Имена собственные. Слова отвечающие на вопрос кто? и что?"

Данный конспект урока преднаначен для проведения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения.  Форма урока -  цирковое...

Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »

Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме:  «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Конспект урока по русскому языку 2 класс, "Предлоги со словами" ( по Л.В.Занкову, на основе сказки "Книга мастеров")

Урок по русскому языку, на этап получения новых знаний по теме предлоги. Урок построен по программе развивающего обучения Занкова. В процессе урока дети вместе с героями сказки и учителем получают алг...

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Перспективная начальная школа"...