Развитие критического мышления на уроках в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Очень важно с первых лет жизни учить ребёнка мыслить критически, формировать собственное мнение, и принимать решения на основе полученной информации.

Иначе говоря, критически мыслящий ребёнок всегда сможет объяснить, почему он согласен или не согласен с мнением собеседника, учитывая его логику. Для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка существует много методических приемов. Одним из которых является приём составления кластера

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster_prezent.pptx394.93 КБ
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_russkogo.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления на основе приёма «Кластер»

Слайд 2

Клайстер «Планета и ее спутники" В центре - ключевое слово (тема). Это своеобразная "планета". Вокруг - крупные смысловые единицы ("спутники"). Вокруг них - связанные с ними по смыслу понятия помельче ("спутники спутников").

Слайд 3

предложения По цели высказывания По интонации повествовательные вопросительные побудительные восклицательные невосклицательные

Слайд 5

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты.

Слайд 6

Предложения По наличию главных членов Распространенные Нераспространенные По цели высказывания повествовательные вопросительные побудительные По интонации восклицательные невосклицательные

Слайд 7

побудительные Предложения По наличию главных членов По цели высказывания По интонации

Слайд 8

Члены предложения главные второстепенные подлежащее сказуемое Дополнение - - - - - - - - - - Определение Обстоятельство Кто? Что? Что делает? Кого? Кому? Чему? О чём? Какой? Какая? Чей? Где? Когда? Куда? Зачем? Поясняют главные и другие члены предложения

Слайд 9

Члены предложения - - - - - - - - - - . .

Слайд 10

Приём клайстер «Блок-схема» Алгоритм выполнения какого-то вида работы можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Слайд 11

Приставка Часть слова Стоит перед корнем Служит для образования новых слов Обозначается Суффикс Часть слова Стоит после корня Служит для образования новых слов Обозначается

Слайд 12

«Обратный клайстер » Данный вид кластера используется для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии - как обобщение, резюме, подведения итогов)

Слайд 13

Слова однозначные многозначные Омонимы С инонимы Антонимы Переносное значение Прямое значение

Слайд 14

однозначные многозначные Омонимы С инонимы Антонимы Переносное значение Прямое значение



Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.

Возраст младшего школьника- важный период в его жизни. Очень важно с первых лет жизни учить ребёнка мыслить критически, формировать собственное мнение, и принимать решения на основе полученной информации.

Иначе говоря, критически мыслящий ребёнок всегда сможет объяснить, почему он согласен или не согласен с мнением собеседника, учитывая его логику. Он способен видеть многообразие жизни и окружающего мира, неоднозначность ответов, свободен от условностей.

Учить младших школьников критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя..Для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка выделяют следующие методические приемы:

  • «Синквейн» – пятистишие.
  •  «Толстый и тонкий вопросы»
  • «Верные и неверные утверждения».
  •  «Кластер»
  •    Перепутанные логические цепочки.» – инсценировка.

5.   Прием «Синквейн» – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность данной формы развивает у младших школьников способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях

  «Толстый и тонкий вопросы»- приём, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) вопрос требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительной информации.

Прием "перепутанные логические цепочки".предполагает выявление и исправление ошибки в цепочке с нарушением логической последовательности. Этот приём  помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано.

Кластер — это графическая форма организации информации. Кластер помогает лучше увидеть логические цепочки

ККластеры помогают не только систематизировать материал, структурировать его, этот прием делает зримыми процессы мышления, наглядно демонстрирует, как изменилось, обогатилось знание учащихся об изучаемой теме. Использование кластеров на уроках русского языка позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся, создает максимально благоприятные условия для активизации и развития познавательных процессов личности младших школьников: памяти, мышления, внимания, восприятия. А также дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

.        Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры

В начальных классах прием «Кластер» может применяться на всех этапах урока: как способ актуализации знаний учащихся, как способ направить эти знания в нужное русло, и как способ организации размышления над полученными знаниями

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Работая над созданием кластера, необходимо учитывать несколько правил: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока время или идеи не закончатся; постараться построить как можно больше связей.

развернутый.

Кластеры помогают не только систематизировать материал, структурировать его, этот прием делает зримыми процессы мышления, наглядно демонстрирует, как изменилось, обогатилось знание учащихся об изучаемой теме. Использование кластеров на уроках русского языка позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся, создает максимально благоприятные условия для активизации и развития познавательных процессов личности младших школьников: памяти, мышления, внимания, восприятия. А также дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

Существуют различные виды кластеров.

  1. Планета и её спутники.

Этот вид является самой востребованной и продуктивной моделью кластера. Его я использую на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

2 «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты.

3.Блок-схемы.

Существует множество вариантов блок-схем. Данный прием можно считать эффективным, когда учащиеся воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание. Использую на уроках русского языка по теме «Работа над ошибками».

4. Кластер с нумерацией слов для составления рассказа.

Данный кластер использую, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить.

5. Обратный кластер.

Данный вид кластера использую для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, активизировать их и определить тему урока. Составляем следующим образом: записываем дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставим знак вопроса или пустую рамку для определения и записи темы урока.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Такие уроки, на которых используется приём , описанный нами выше, дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творчества.  Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.

На уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка используются различные технологии: диаманта,синквейн,РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), где ученики становятся главными действующими ...

Проект «Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления....

Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....