Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в Р. и Д. падежах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezud._okon-y_sushch_v_r._i_d._p._-_kopiya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

                            Урок русского языка в 4 классе

                                                                                    учитель начальных классов        

                                                                          Дунаева Светлана Александровна

Тема: Правописание безударных  окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Цель: упражнять в определении падежа имён существительных, в написании безударных падежных окончаний имён существительных.

УУД

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

Коммуникативные:  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для парной, индивидуальной работы, индивидуальные таблицы.

                        

1.  Организационный момент

2. Эмоциональное вхождение в урок

У.  Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Вы выпускники начальной школы и к нам в гости пришли учителя нашей начальной и старшей школы, посмотреть чему вы научились и как умеете работать.

3. Орфографическая минутка (слова записаны на доске)

 -Итак, орфографическая минутка. На доске записаны слова с пропущенными буквами, прочитайте (дети читают про себя)

-Все слова понятны?

Берё..ка, трос..ник, л..ства, мес..ность, т..шина, подру..ка, сер..це, яго..ка, тр..пинка.

 -Как можно назвать пропущенные буквы? ( Орфограммы – на доске появляется карточка - Орфограммы)

-Какие орфограммы в данных словах? (Дети говорят – безударные гласные, непроизносимые согласные, парные согласные – карточки с названиями появляются на доске в виде схемы и задания для каждого ряда)

- Выполняем задание: списать слова и вставить пропущенные буквы:

1 ряд – с  безударными  гласными, 2 ряд – с парными согласными, 3 ряд – с непроизносимыми согласными.

Проверка:  выходят и записывают уч-ся с каждого ряда, которые первые выполнили задание.

- Что общего у всех слов, кроме того, что в них есть орфограммы? (Они – сущ.)

- Что можем определить у имён существительных?

1)падеж

2)число

3)склонение

Определим падеж (И.п.), число (ед.ч.), склонение (по цепочке – остальные сигналят +/-

 4.Самоопределение к деятельности (запись на листе)

-Ребята, предлагаю вам рассмотреть такие словосочетания, прочитайте:

 Подарок Оли

Подарок Оле

 -Чем отличаются эти словосочетания? (смыслом, окончаниями собственных имен сущ., их падежами)

-Определим  склонение, падеж имен собств., выделим окончания.

У. Сформулируйте тему урока, используя запись для этого на доске:

Правописание

 …………окончаний

им.сущ.  в .. и ..  падежах.

(Правописание  безударных окончаний им.сущ. в Р и Д. падежах)

 

- Определим цель нашего урока: научиться правильно писать безударные окончания  в Р. и Д. падежах.

-Как вы думаете, что нам в этом поможет? (таблица, слова-помощники с ударными окончаниями )

-Для этого вспомним, что мы знаем о Р.и Д.падежах, посмотрев в нашу таблицу.  

-Поработайте в парах, найдите общее и различия.

(ЭКРАН, файл на раб.столе компьютера «Для урока»)

 

Таблица на экране:

(Работа с таблицей фронтально и в парах)

- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?

(по падежным вопросам, по предлогам, по  окончаниям существительных 1-го и 2-го склонения)

-Что общего у Р.и Д. п? (окончания  3-го склонения)

  

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл

2скл

3 скл

Роль в предложении

Р.п.

Кого? Чего?

(Откуда? Где? Куда?)

От, до, из, с, около, у, вокруг, без

-и, -ы

-а, -я

Второстепенный член

Д.п.

Кому? Чему?

(Где? Куда?)

К, по

-у, -ю

Второстепенный член

- Объясните, зачем нужно уметь грамотно писать безударные окончания имен сущ.?

Работа индивидуально: (на экране, на партах у каждого уч-ся)

1.Прочитайте слова. Что объединяет сущ. 1 столбика?

-По какому принципу сгруппированы сущ. во 2 столбик? В 3 столбик? (по типу склонения)

2.Вставьте безударные окончания имен существительных, используя нашу таблицу:

И.п. тропинка,   город,     площадь

Р.п. тропинк..,   город..,   площад..

Д.п. тропинк..,  город..,   площад..

 Сделаем вывод: какие окончания у Р. и Д. падежей во всех склонениях?

 5. Закрепление изученного материала

1.Работа в парах по алгоритму (15 карточек) (Свернуть экран, выкл.проектор)

Алгоритм ответа:   начальная форма

      (на доске)           склонение

                                   вопрос

                                   падеж

                                   окончание

 

бежал по дорог..  –   скл.,  .п.

по краям дорог..  –  скл.,    .п

ветка сирен..  -   скл.   .п .

подлетел к черёмух.. –   скл.,   .п.

 Проверка (1 пара у доски, остальные «сигналят» +/-)

 

2.Работа по учебнику

 Стр. 116, № 215  

- Работаем по группам, у каждой группы своё предложение. (Выпускники – 1, и т.д._

-Спишите своё предложение, вставляя пропущенные окончания, подготовьтесь доказать, что вы правильно написали окончания (укажите  склонение и падеж)

(Выполняют в тетрадях, поднимают руку, если выполнили)

- По моему сигналу собираетесь в группу, записываете окончания на демонстрационном листе, и один учащийся от группы отвечает у доски.  

(За правильность «5» в группу)  

( уч-ся  «сигналят» +/- и проверяют в тетради)

Самопроверка, оцените себя.

Кто не допустил ни одной ошибки? И т.д.

                                                    Упр.215

 Пошёл он к своей землянк.., а землянк.. нет уже и следа. Пушки с пристан..  палят, к..раблю пристать велят. Волшебница велела Золушк..  приоткрыть дверцу мышеловк…Я от дедушк.. ушёл, я от бабушк.. ушёл.  Лиса наварила манной каш.. и размазала по тарелк.. .

У. – Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?(определить падеж, определить склонение, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

Оценка работы учащихся.

 

7. Итог

У. –Вернёмся к теме урока. Повторите окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в родительном и дательном падежах.

-Безударные падежные окончания – это орфограмма? (Да, прикрепляю карточку на доску)

У. –Эти знания вам пригодятся в практической работе на следующих уроках.  Спасибо за хорошую работу.

8. Домашнее задание:  стр. 116 упр.217 .

9. Рефлексия

Поднимите руку, кто понял тему и может помочь другим.

Поднимите руку, кто испытывал затруднения в выполнении заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Русский язык  4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Урок русского языка в 4 классе Тема: Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах (УМК «Школа России») с использованием арт-технологии.

Творческое групповое задание, с использованием элемента арт-технологии стало наиболее интересно учащимся. Работая над основной учебной задачей- упражнении в правописании безударных падежных окончаний,...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Среди основных задач изучения данной темы следует выделить приоритетные: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи имёнсуществительных 1 склонения; формирование навыка правописания о...

Конспект по русскому языку 4 класс «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»

Тема: «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»Цель урока: развивать умение определять падеж имён существительных, правильно писать безударные па...