Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка".
статья по русскому языку

Соколова Анастасия Алексеевна

Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЗАДАННУЮ ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в данной статье объясняется актуальность проблемы формирования у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка, даётся теоретическое обоснование данной проблемы, рассматривается ключевое понятие «сочинение на литературную тему», перечисляются педагогические условия и раскрывается их внедрение в педагогический процесс, а также предоставляются результаты диагностики сформированности у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на констатирующем этапе эксперимента.

Ключевые слова: сочинение, сочинение на литературную тему, младшие школьники, русский язык.

Курс русского языка в начальной школе чрезвычайно важен, потому что успех всего обучения зависит, прежде всего, от того, насколько хорошо ученики владеют речью. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, усваивает богатства языка. Уже в раннем детстве появляются потребности общения, которые он удовлетворяет с помощью простейших элементов речи. Необходимость выражать свои мысли с возрастом возрастает, но способность грамотно мыслить, рассуждать, аргументировать, выявлять причинно-следственные связи, к сожалению, не даются человеку от рождения, этому необходимо долго и усердно учиться.

Существует множество эффективных упражнений, которые развивают речь учащихся. Особо важное место в системе развития речи занимает сочинение, т.к. оно формирует в ребенке творческое начало, дисциплинирует мышление, воспитывает языковое чутье, оттачивает языковые способности, способствует становлению, как речевой культуры, так и культуры поведения в целом. Кроме этого, в процессе изучения программы русского языка учителю важно определить степень овладения знаниями того или иного ученика при изучении различных разделов программы. Сочинения являются отличным инструментом для решения этой педагогической проблемы. В практике учителей сочинение занимает особое место: ему подчинены все другие речевые упражнения, то есть оно закрывает собой список видов работ, направленных на обучение созданию высказываний и является своеобразным итогом.

Существует множество видов сочинений, которые младшие школьники изучают и пишут в начальной школе. Одним из наиболее важных является сочинение на литературную тему, т.к. оно не только развивает устную и письменную речь, но также служит средством конкретизации восприятия произведения, углубления работы над текстом, обогащает ученика литературными знаниями, дисциплинирует и развивает его ум, учит рассуждать о прочитанном, расширяет сферу его эмоций и чувств. Данный вид работы является одним из самых трудных видов деятельности для детей младшего школьного возраста, поскольку предполагает максимальную самостоятельность учащихся, поэтому для формирования этого умения необходимы определённые методики и условия.

Работа по развитию речи − это многосторонняя работа учителя, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Но речь − это не только выражение мыслей, но и орудие формирования их. Следовательно, вместе с развитием речи учитель развивает у детей и их мышление. Очень своевременно вспомнить слова К. Д. Ушинского по поводу речи и мышления детей. Великий педагог считал, что развивать у детей «дар слова» − это значит почти то же самое, что развивать у них логичность мышления. При этом Ушинский предупреждал, что речь невозможно развивать отдельно от мысли. Развитие речи − процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное − в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред [9]. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима. По мнению Л. С. Выготского, овладение письменной речью есть "критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка, так как она представляет собой чрезвычайно сложную символическую систему знаков и требует сложных процессов развития" [2]. Говоря о сочинении, В. А. Кустарева отмечает, что школьники любят писать сочинение за то, что данная работа имеет творческий характер. При этом ученики развивают свою самостоятельность [4]. По мнению М. Р. Львова именно сочинение "придает смысл всем урокам русского языка", формирует ценностное отношение к изучению русского языка, является наилучшим средством мотивации освоения грамматики, правописания, знание которых помогают пишущему правильно, точно и выразительно передать в письменной форме собственные мысли и чувства читателю [5]. Знаменитый педагог выделяет следующую типологию сочинений на литературные темы:

  1. отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях рассказах, сказках, стихотворениях. Это наиболее частый тип сочинения на литературную тему;
  2. сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например, «Весна в русской поэзии», «Стихи о России»;
  3. сочинение о творчестве одного писателя: «Сказки А. С. Пушкина», «Я люблю читать Н. Носова»;
  4. рассказ о героях произведений литературы: «Ванька Жуков, его радости и горести», «Обезьяна в баснях И. А. Крылова» [5].

Изучив характеристику сочинения как вида школьного задания по развитию речи и рассмотрев такие структурные компоненты ключевого понятия, как «сочинение», «литература», «тема», мы сделали вывод, что сочинение на литературную тему – это вид творческого школьного задания, направленное на развитие связной речи, умение строить текст и представляющее собой изложение мыслей учащихся о литературных героях, о содержании художественного произведения, а также придумывание собственных сказок, загадок и т.п.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил нам разработать три взаимосвязанных между собой педагогических условия, направленных на формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка.

Педагогические условия − это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].

Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка будет осуществляться, если:

  1. если учащиеся получат знания об особенностях и структуре сочинения на заданную литературную тему;
  2. учащиеся с помощью учителя разрабатывают план, подбирают ключевые слова, выделяют основные структурные компоненты сочинения на заданную литературную тему;
  3. учащиеся самостоятельно пишут сочинение на заданную литературную тему.

Рассмотрим данные условия более подробно.

Первое педагогическое условие − учащиеся получат знания об особенностях и структуре сочинения на заданную литературную тему.

Младшие школьники еще не имеют полных знаний о правильном написании сочинения на заданную литературную тему. Поэтому необходимо познакомить их с особенностями и структурой данного сочинения. Первая подготовительная ступень – это объяснение детям учителем, какие виды сочинений на литературную тему бывают (отзыв о прочитанной книге, сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, сочинение о творчестве одного писателя, рассказ о героях произведений литературы, сочинение сказок, загадок). Стоит обозначить, что темы бывают как широкие («Творчество В. Ю. Драгунского»), так и узкие («Образ главного героя в басне И. А. Крылова «Мартышка и очки»»). На данном этапе учитель должен научить детей тому, что вместе с выбором темы сочинения решается вопрос и о типе речи. Это два взаимосвязанных между собой компонента. Так, например, в сочинении «Описание природы в сказке «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского» будет художественное описание. Кроме этого младшие школьники должны хорошо понимать, что из себя представляет заголовок, на сколько частей делится сочинение, что представляет собой вступление, основная часть, заключение, для чего нужно составлять план, подбирать ключевые слова. Всё это учитель должен объяснить детям на доступном для них языке.

Для проверки данного условия нами был разработан критерий оценивания – знания об особенностях и структуре сочинения на заданную литературную тему, показателями которого являются: полнота и прочность знаний об особенностях и структуре сочинения на заданную литературную тему.

Первый показатель – полнота знаний об особенностях и структуре сочинения на заданную литературную тему мы проверяли с помощью специально разработанного теста, который состоял из следующих вопросов:

  • Из скольких частей состоит сочинение?
  • Выбери части относящиеся к структуре сочинения…;
  • Выбери лишнее (заключение; план; вступительная часть, главная часть);
  • Дай определение. (Тема сочинения – это…; Заголовок сочинения это − Введение это –… ; Основная часть это – …; Заключение это − … и т.п.);
  • Продолжи. План сочинения нужен для того, чтобы…и т.п.

Второй показатель – прочность знаний об особенностях и структуре сочинения на заданную литературную тему, мы проверяли с помощью комплекса заданий, в которых учащимся нужно было определить тему и главную мысль текста, озаглавить сочинение в зависимости от заданной темы (Тема сочинения – «Добро и зло в русских народных сказках». О чём бы ты написал(а) в своём сочинении и как бы его назвал(а)?), разделить текст на вступительную часть, основную и заключение, определить тип речи сочинения, подобрать тип речи в зависимости от заданной темы сочинения (Какой тип речи ты выберешь для сочинения «Мой любимый герой в сказках Г. Х. Андерсона»?).

Таким образом развитие полноты и прочности знаний о особенностях и структуре сочинения на заданную литературную тему являются необходимой и важной работой над формированием умения писать сочинение на заданную литературную тему.

Второе педагогическое условие − учащиеся с помощью учителя разрабатывают план, подбирают ключевые слова.

Прежде чем приступить к написанию сочинения учитель должен объяснить детям, что, если они хотят написать хорошую работу, необходим план. Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, скомкано, а значит, нужно научиться правильно, грамотно оформлять план. В начальной школе его лучше составлять в виде вопросов. Так дети учатся чётко отвечать на поставленные вопросы, а главное осознавать значение плана. Следует очень внимательно относится к составлению вопросов, их порядок должен определять связность и последовательность мысли. Дети уже знают, что любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения, но учителю стоит пояснить, что сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана и не должны быть в нём прописаны. Данная работа требует напряженной мыслительной деятельности и некоторого навыка, поэтому коллективную работу над составлением плана необходимо начинать с самых элементарных заданий. С этой целью можно дать готовый план сочинения, но с нарушением последовательности событий. Также можно учить детей составлять план на примере прочитанных рассказов, пересказывать их по плану, составлять планы по серии картинок.

План имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана. Этот прием помогает детям понять его значение. И школьники осознают, что если составлен хороший план, то это уже 90% успеха. Учитель ни в коем случае не должен давать детям готовый план, ведь это значит лишить их самостоятельности и творчества. После создания плана, нужно предложить ученикам записать ключевые слова к каждой части сочинения. Это необходимо делать, чтобы сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения, сохранить логику ответа на заданный вопрос и придерживаться нужного ракурса размышлений.

Для проверки данного условия нами был разработан критерий оценивания – умение выделять основные структурные компоненты сочинения на заданную литературную тему, показателями которого являются: полнота и прочность умения составлять план сочинения и подбирать ключевые слова.

Первый показатель – полнота умения составлять план сочинения и подбирать ключевые слова, мы проверяли с помощью комплекса заданий, где нужно составить план и выписать ключевые слова уже готовых сочинений.

Второй показатель – прочность умения составлять план сочинения и подбирать ключевые слова, мы проверяли с помощью заданий, где учащимся нужно составить план сочинения и подобрать ключевые слова к каждому пункту плана на заданную литературную тему (Тема сочинения – «Чему учат русские народные сказки?» О какой сказке ты бы рассказал? Составь план сочинения).

Таким образом развитие полноты и прочности умения составлять план сочинения и подбирать ключевые слова является необходимой и важной работой над формированием умения писать сочинение на заданную литературную тему.

Третье педагогическое условие − учащиеся самостоятельно пишут сочинение на заданную литературную тему.

После того как тема сочинения понята детьми, план составлен, ключевые слова подобраны − можно приступать к написанию самого сочинения. Перед тем как начать писать сочинение необходимо дать ему название. Учащиеся должны подходить ответственно к выбору заголовка, не отклоняться от темы произведения. Например, если на уроке чтения младшие школьники знакомились с былинами, то актуальны будут такие темы: «Русский богатырь по родным былинам», «Типичные черты русского богатыря», «Нравственные качества богатырей» и т.п. Перед написанием сочинения учителю стоит перечислить учащимся требования к письменной реализации сочинения, чтобы настроить их на работу и напомнить, что от них требуется (актуализировать и использовать собранное; рассчитать время, написать намеченное, оставить время на проверку и редактирование; подготовить письменные принадлежности, определить расположение заглавия, плана (если нужно записать), следить за почерком, каллиграфией, орфографией; внутренне проговаривать предложения, вносить аккуратные исправления при необходимости; делить текст на абзацы в соответствии с планом, выделять «красную строку»; выполнить самопроверку, обраться к учителю за индивидуальной помощью).

Учитель также должен замотивировать детей к написанию сочинения, пожелать им удачи и время от времени проходить вдоль рядов парт, наблюдать за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда и предлагать свою помощь застенчивым, особенно на этапе завершения и редактирования. Редактирование написанного текста − это последний этап написания сочинения, но не менее важный. Чтобы помочь детям в редактировании, учителю рекомендуется на первых порах предлагать им краткие памятки в виде вопросов:

  • Ясно ли ты передал(а) свою мысль?
  • Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
  • Все ли слова употреблены удачно? Проверь безударные гласные, все трудные слова, знаки препинания!

Для проверки данного условия нами был разработан критерий оценивания – умение писать сочинение на заданную литературную тему, показателями которого являются: полнота и прочность умения писать сочинение на заданную литературную тему.

Для оценки полноты умения писать сочинение на заданную литературную тему мы предложили учащимся написать сочинение на тему «Роль детей в произведениях Н. А. Некрасова», дав им при этом вспомогательные карточки (1) О чем будешь рассказывать? 2) Какая мысль в сочинении будет основной? 3) Как лучше озаглавить текст? 4) С чего можно начать сочинение? 5) О чем ты расскажешь в основной части? 6) Как можно закончить сочинение? 7) Озаглавь текст и напиши его. 8) Проверь работу на грамотность)). Для оценки прочности умения писать сочинение на заданную литературную тему, мы предложили сочинить интересный рассказ о любимом герое из сказок Г. Х. Андерсена (в этом задании оценивается само содержание сочинения, а также умение подбирать заголовок сочинения в зависимости от заданной темы, составлять план сочинения, подбирать ключевые слова, делить текст на абзацы, подбирать тип речи в зависимости от темы).

Таким образом, предлагаемый диагностический инструментарий дает возможность объективно оценить уровень сформированности у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику 19-ти учащихся по нашим критериям и показателям результаты которой представлены ниже.

С помощью математической обработки данных, мы получили соответствующие результаты. Констатирующий этап эксперимента показал, что на низком уровне умение писать сочинение на заданную литературную тему сформировано у 2-х человек, что составляет 10,5 % от общего числа учащихся; на среднем уровне данное умение сформировано у 14 человек, что составляет 73,6 %; на высоком уровне − 3 человека, что составляет всего 15,7% от общего числа учащихся. В результате эксперимента общий Кэ = 0,5 (менее 0,7), что по правилу определения коэффициента эффективности педагогического процесса является неэффективным.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы доказывают необходимость внедрения разработанных нами педагогических условий по формированию у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что после работы с предложенными нами методиками, уровень сформированности у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему повысится.

Список использованных источников

  1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : 1996, 568 с.
  2. Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи / Л. С. Выготский. − М. : Эксмо-Пресс, 1935, С. 421-452.
  3. Елисеева, М. Т. Работа над изложением и сочинением / М. Т. Елисеева // Начальная школа : 1991. − №5. − С. 26.
  4. Кустарева, В. А. Пособие для учителя. − 3-е изд., перераб. и доп. − М. : Просвещение, 1974. — 159 с.
  5. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Тенденции развития речи учащихся / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : 1979. – 404 с.
  6. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов. − М. : Просвещение, 1985. – 240 с.
  7. Ладыженская, Т. А. Текстовые умения. Как им учить? / Т. А. Ладыженская // Начальная школа : 2005. − №5.
  8. Никитина, Л. А. Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном художественном произведении / Л. А. Никитина // Начальная школа : № 6, 2007 г.
  9. Тикунова, Л. И. Учимся писать изложение и сочинение / Л. И. Тикунова. – М. : Росткнига, 2007.
  10. Ушинский, К. Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. − М. : Юрайт, 2018. – 233 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

Статья на тему: трудности урока русского языка для детей с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Новый ФГОС учитыва...