Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень слова"
учебно-методический материал по русскому языку

Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

Тема

Корень слова.

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

( УМК «ШКОЛА РОССИИ»,3 КЛАСС)

                                                                                                                           

                                                                                                     

Тема

Корень слова.

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

ХОД урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

-Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте посмотрим, всё ли у нас готово к уроку?

-А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы!

- Ребята, сегодня на уроке русского языка мы будем путешествовать по одной чудесной стране!

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов?

-Верно.

  Внимательно слушайте -

  И всё услышите.

  Внимательно смотрите -

  И всё увидите.

  Думайте - и всё поймёте!                                                                                                                                                

-Посмотрите, девиз нашего урока.

( Хочу всё знать!) СЛАЙД

-Кто согласен с этим?

Приветствуют учителя.

-  Добрый день! – ответим мы.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Л* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный

настрой.

II. Чистописание

Орфографическая
разминка

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный.

– Чтобы попасть в эту страну,

нужно красиво и правильно написать этот девиз.

-Для начала напишите число и классная работа. С красной строки пишем наш девиз.

- Найдите и объясните   орфограммы в этом предложении.

Выполняют письмо по образцу.

Находят  и объясняют орфограммы.

Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний.

Пр. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

III. . Постановка учебной задачи

IV. Актуализация знаний

1.Словарная работа:
слова с непроверяе-мымнаписанием.

V. Постановка учебной задачи

VI. Усвоение
новых знаний
и способов

действий.

1.Уточнение представлений
о понятии «корень».

2. Уточнение представлений              об однокоренных словах

3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове

Физкультми-нутка

VII. Закрепление знаний
и способов
действий.

Тест

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог

\

- Перед нами чудесная страна «Морфемика»! (Слайд)

-Что же это за страна?

-Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема».

-Каким словарём воспользуетесь?

- Откройте учебник на с.73.

- Что мы будем изучать в течение нескольких уроков,

путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться?

-Итак, в этой чудесной стране

живут части слова: приставка,

корень, суффикс и окончание.

Чтобы узнать, с какой частью

 слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте загадку.

Я у дуба, я у зуба, 

Я у слов и у цветов. 

Я упрятан в темноту, 

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Я у дуба, я у зуба, 

Я у слов и у цветов. 

Я упрятан в темноту, 

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Я у дуба, я у зуба, 

Я у слов и у цветов. 

Я упрятан в темноту, 

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Я у дуба, я у зуба, 

Я у слов и у цветов. 

Я упрятан в темноту, 

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Я у дуба, я у зуба, 

Я у слов и у цветов. 

Я упрятан в темноту, 

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Я у дуба, я у зуба, 

Я у слов и у цветов. 

Я упрятан в темноту, 

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Я у дуба , я у зуба 
я у слов, я у цветов
я упрятан в темноту
я не вверх, а вниз расту (корень)

-О каких значениях корня говорится в загадке?

-Какой вывод можно сделать?

(Слово корень- многозначное)

Какой вывод можно сделать?

(Слово корень- многозначное)

-Как вы думаете, почему мы на уроке русского языка говорим о корне ?

языка говорим о корне? 

- Верно. Тема нашего урока

«Корень слова».

- Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться?

Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника.

- А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты?

Мы должны выяснить, что такое

корень слова.

-Что мы знаем о корне ?

Сейчас познакомимся с ним ближе.

- Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений?

- Верно

- Итак, что такое корень слова?

 В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями.

У одних семьи маленькие, а в

Других семьях бывает более

200 слов.

-Как же эти семьи называются?

- Вспомните определение однокоренных слов

-Назовите два главных признака
однокоренных слов.

-Подумайте, как  используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень?

- Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Раз - вперед и 2- назад,

Листья кружатся, летят.

-Откройте страницу 74 и выполните 130 упражнение самостоятельно.

- Все записали ?

Проверка:

-Найдите теперь однокоренные слова. -Как вы их определили ? Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Где корень у вас получился ? Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. У кого какая орфограмма, получилось поднимите руку ?

-Выполним следующее упражнение 132 на стр 75 самостоятельно. А один желающий выполняет у доски.

(проверяется работа детьми, исправляют так же ошибки допущенные)

Проверка:

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Отметьте карандашом, сколько ошибок допущено.

Молодцы, ребята, вы с этими упражнениями справились. Но чтоб убедится, все ли поняли данную тему вам придется выполнить тест. Я думаю, вы с этим заданием справитесь легко и быстро.

Тест

1. Что такое корень слова:

а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?

2. Почему корень – главная часть слова:

а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться?

3. Однокоренные слова – это:

а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.

4. Найди однокоренные слова,  подчеркни их, выдели корень:

а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.

- Подпишите ваши имена и передавайте листочки вперед.

– Что же такое корень слова
и какие слова в его определении самые важные?
(«Главная»,
«значимая».)

- Как правильно найти в слове корень?

– Закончите предложения:

1.  Урок помог мне…

2.  Я узнал (а)…

3.  Я научился (а)…

4.  Для меня было сложным…

5. Мне понравилось…

6. Я хотел (а) бы…

- Толковым словарём.

Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема»

и «морфемика».

Работают с учебником,

Отвечают на поставленные вопросы

Разгадывают загадку.

 -Корень.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы

Это – корень, так как цветок начинает расти от корня, от него оно питается и развивается.

Отвечают на поставленный им вопрос.

- Нам нужно точнее

узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах.

- Для того, чтобы правильно понимать

значение  слова и грамотно его писать.

- Мы знаем о корне, что это

часть слова.

-То, что корень - это

важная, главная часть чего-либо.

- Корень - это главная  значимая часть слова.

- Корень является общей частью родственных слов.

 Делают  вывод

Отвечают на поставленные вопросы.

Вспоминают определение, выделяют
основные признаки однокоренных слов;

Высказывают предполо-жение.

Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Выполняют упражнение.

Выполняют упражнение

Выполняют данное им задание

П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе

П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия
в умственной и громко-
речевой форме

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу

П –  воспринимают смысл читаемых текстов.

Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

Пр. –  знают определение корня и умеют находить его в слове.

П –  находят языковые
примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Р –  выполняют действия по намеченному плану
и инструкциям, содержащимся в учебнике

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Пр. –  умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

Пр. –  умеют находить
однокоренные слова,

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

К – ориентируются на позицию партнеров в общении
и взаимодействии

Пр. –  умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков

К – ориентируются на позицию партнеров в общении
и взаимодействии

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных признаков

Пр. –  знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов.

Р – оценивают свои
достижения, определяют трудности

 

        

                         Тест

1. Что такое корень слова:

а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?

2. Почему корень – главная часть слова:

а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться?

3. Однокоренные слова – это:

а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.

4. Найди однокоренные слова,  подчеркни их, выдели корень:

а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»

Урок русского языка по теме «Слово» является  авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".

Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...