Урок русского языка по теме "Значение и употребление имен прилагательных в речи"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Байкова Вера Андреевна

Инклюзивный урок русского языка в 3 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnyy_urok_russkogo_yazyka._3_klass._baykova_v.a.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивный урок русского языка в 3 классе

Байкова Вера Андреевна, учитель МКОУ «СОШ № 1» им. Шелаева А.С.

Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речи

Тип: Открытие нового знания

Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.

Задачи:

  • учить выявлять признаки имен прилагательных;
  • учить определять лексическое значение имен прилагательных;
  • учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные

Коррекционно-развивающая:

  • развивать речь, мышление, память.

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • определять лексическое значение имен прилагательных;
  • составлять словосочетания с именами прилагательными

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • планировать результат обучения;
  • делать вывод по наблюдениям;
  • классифицировать слова по общему признаку;
  • обосновывать правильность выполнения задания

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку

Межпредметные связи: литературное чтение (тема «Работа над лексическим значением слова»), окружающий мир (описание утки в упр. 110, описание березы в упр.109)

Ресурсы урока: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 ч., М: «Просвещение» 2012 г., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

Этап урока

Время

(мин.)

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мобили-зующий этап

Чистописание

1

1

Настроить учащихся на работу.

Приветствие:

- Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

- Проверим готовность к уроку.

        

- Пропишите все парные согласные из слова признак

Приветствие учащихся

Организация своего рабочего места

Выполняют чистописание

2. Мотивация познавательной деятельности

2

Повторение изученного материала.

Слайд 2

Учебник Русский язык.2 ч., с.63

Проблемный вопрос:

-Сегодня мы отправимся за знаниями к одной очень   увлекательной части речи, вот как она о себе говорит:

-Я - имя замечательное,

Очень  увлекательное...

Всё о предметах подмечаю-

Я признаки обозначаю

Ведь без меня не скажешь ты,

Какого цвета тут цветы,

Какие парты, стол какой,

Какой котёнок озорной.

Я подружиться с вами радо,

Мне будут знания наградой!

-Догадались, о какой части речи будем сегодня говорить?  (Об имени  прилагательном)  

-Сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное)

Корректирую:

- Значение и употребление имен прилагательных в речи.

-Сформулируйте задачи урока.

- Выяснить, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

 

-Прочитайте на с.63 учебника название раздела и определите планируемые результаты.

Читает 1 ученик вслух стихотворение со слайда.

Отвечают.

Отвечают, формулируют тему и задачи урока

Находят название раздела. Перечисляют планируемые результаты изучения раздела

3. Актуализация знаний

2

Повторение ранее изученного об имени прилагательном. 

Беседа.

- Что вы уже знаете об именах прилагательных? (Дети с ОВЗ работают с вспомогательной опорной схемой)

- Что еще предстоит узнать?

Обобщают известные сведения об именах прилагательных.

4.Определение темы и постановка цели урока

2

Определить тему урока и цель работы.

Учебник Русский язык.2 ч., с.64

Беседа.

-Какова тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы научимся не только определять имена прилагательные,  но и убедимся, какую важную роль они играют в нашей речи.

Формулируют тему и задачу урока по с.64 учебника.

5.Открытие нового знания

14

Определение роли прилагательных в тексте.

Формировать умение классифицировать  имен прил.  по лексическому значению.

Учебник Русский язык.2 ч., с.64. Упр.110 (с. 64-65).

Слайд 3

Упр. 111 (с. 65).

Слайд

Словарная работа

Дополнительное задание

Игровой момент. Проблемная ситуация.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Проблемный вопрос.

Дополнительное задание

Подбор подходящих по смыслу существительных.

Проблемный вопрос.

Работа в парах

-Прочитайте слова. На какую они орфограмму? (Непроверяемая безударная гласная)

п_рог

с  п_ги

п льто

к  р ндаш

р  бота

сах_р

-Проверьте свою работу. (Слайд)

-К какой части речи относятся эти слова? Почему так думаете?

-Составить и записать предложение с любым словарным словом. Подчеркнуть грамматическую основу.

-С существительными  решили подружиться имена прилагательные  и вот что  получилось…

-Прочитайте. (Слайд )

пирог  вкусная

сапоги  резиновое

пальто  красивый

карандаш  простая

работа  домашний

сахар  сладкое

-Вы согласны? Почему? (Нет смысла)

-Поможем  исправить ошибки.

-Чтобы мы не допустили таких ошибок, что  надо сделать? (Поставить вопросы)

-От какой части речи будем ставить вопросы? (От существительного к прилагательному)

-С какой частью речи всегда связано прилагательное?

-На какие вопросы отвечают прилагательные?

Организует самостоятельную деятельность. Необходимо вставить подходящие по смыслу слова в текст.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

- Как изменился текст с именами прилагательными?

- Какую роль выполняют имена прилагательные?

Организует письменное выполнение упражнения. Оказывает индивидуальную помощь слабоуспевающим детям и детям с ЗПР.

- Разобрать по составу слово заросло.

 От  какой части  речи всегда зависит  прилагательное?  (От  имени  существительного)

- Найдите в тексте словосочетания прил. + сущ.

- Подчеркните главные члены предложения в первом предложении.

-Каким членом предложения является прилагательное? (Второстепенным членом)

- На какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прил.?

Детям с ОВЗ выдается опорная схема для дальнейшего использования в работе: имена прил. обозначают разные признаки предметов: запах, цвет, вкус, форму, размер, и др.

-Договоритесь и запишите любых  6 прилагательных, подобрав к ним подходящие существительные.

Записывают слова столбиком, вставляя пропущенные буквы.        

Отвечают

Отвечают, исправляют ошибки

Отвечают на вопросы, формулируют вывод, сопоставляют с эталоном (правилом в учебнике)

Читают задание. Планируют действия.

Читают написанное.

Доказывают, что вставленные по смыслу слова являются именами прилагательными

- Текст  стал более понятным, точным.

- Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.

Письменно выполняют упр.

Один ученик записывает на доске.

Один ученик разбирает на доске.

Читают задание. Определяют порядок действий.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод, что прилагательные являются второстепенным членом предложения.

Классифицируют имена прилагательные по значению.

Ученики самостоятельно делают вывод:

имена прил. обозначают разные признаки предметов: запах, цвет, вкус, форму, размер, и др.

Читают хором

Физминутка

2

Закрепить умение определять на слух имена прил.

-Встать, если услышите имя прилагательное. Если слово другой части речи – присесть.

 Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.

Выполняют.

6.Работа со словом из словаря

4

Учебник Русский язык.2 ч., с.64

Проблемный вопрос для сильных учащихся.

Образование имен прил. от других частей речи.

- Найдите слово приветливо в орфографическом словаре.

(На доске появляется карточка с словом приветливо)

- Какой частью речи оно является? Почему?  

- Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом приветливо, запишите.

Дети с ЗПР списывают предложение с карточки.

- Запомните написание этого слова.

- Образуете имя прил. от наречия приветливо. Составьте с ним предложение. Запишите.

Выполняют задания.

-Наречием.

Отвечают.

Списывают, подчеркивают опасные буквы в словарном слове

Устно составляют. Записывают в тетради.

 Один ученик пишет на доске.

7.Закрепление нового знания.

10

Закрепить в игровой форме полученные знания.

Слайд 5

Карточка для группы

Задание для дифференцированной работы.

1.Игра «Кто какой?» (для детей с ЗПР)

2.Игра для основной группы учащихся «Загадай предмет».

3.Игра для сильных учащихся.

Устно составить словосочетания из данных слов (соединить стрелочкой).

жадный        олень

трусливый        медведь

хитрая        ёж

пушистая        змея

неуклюжий        лиса

рогатый        заяц

колючий        волк

ядовитая        белка

Описать предмет, используя только имена прилагательные.

Вспомнить 2-3 пословицы, в которой употребляются имена прилагательные.

Каждая группа отвечает по мере подготовки.

Весь класс должен отгадать.

Объясняют смысл пословиц

8.Контроль

и самоконтроль

3

Слайд

Обобщающие вопросы.

  • Что такое имя прилагательное?
  • Что обозначают имена прилагательные?
  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  • Приведите свои примеры.

Отвечают на оценку.

9.Подведение итогов урока

2

Фиксация нового знания.

Слайд

Закрепление.

Повторение по слайду.

- Какую тему урока мы с вами изучали?

- С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?

- Запомните: имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной четкой, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне

Отвечают.

10.Домашнее задание

2

Готовить целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

СД диск к учебнику

(раздел 9)

Общее задание.

Дифференцированное задание.

1.Выучить правило на с. 64 учебника и закрепить его, проработав на диске задания по правилу (анимация).

2.Приведите свои 5-6 примеров к упражнению «синонимы» и на отработку признаков, которые обозначают имена прилагательные.

Для детей с ЗПР - упр. 112 стр. 65

Записывают в дневник.

11.Рефлексия

1

Адекватно оценить свои достижения.

Кисти рук

Регулятивный самоанализ.

- Изобразите бутон розы.

- Кому понравился урок – распустите свой бутон.

- Кому не понравился урок – бутон остается не раскрытым.

- Благодарю всех за урок.

Дети из своих ладоней строят бутоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Употребление имен прилагательных в речи"

2-й урок по теме "Имя прилагательное" в 3-м классе....

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива

Технологическая карта, презентация и карточки для урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива...