Суффикс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Суффикс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk2_3_klass.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык

Класс 3 класс

Тема: Суффикс

Тип: Урок открытия нового знания

Задачи: 

- Формировать представление о суффиксе, как значимой части слова.

- Формировать умение находить в слове суффикс.

- Формировать умение образовывать новые слова при помощи суффикса.

Планируемые результаты

Предметные

- Находить в слове суффикс;

- Использовать алгоритм определения места суффикса в слове;

- Образовывать при помощи суффикса новые слова;

Метапредметные

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками, следовать правилам общения при работе в паре или группе.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Личностные

- Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы урока: 

Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 1; рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 1; рабочая программа. Презентация к уроку. Карточки самооценки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает заполнить таблицу.

Я знаю

В начале урока

В конце урока

Я знаю, что такое КОРЕНЬ

Я знаю, что такое  ПРИСТАВКА

Я знаю, что такое ОКОНЧАНИЕ

Я знаю, что такое СУФФИКС

Я знаю, КАК НАЙТИ СУФФИКС В СЛОВЕ

Организует проверку заполнения таблицы. Тем, кто ответил положительно на первые три вопроса, предлагает вспомнить, что известно о таких частях слова, как корень, приставка и окончание. Помогает зафиксировать затруднения в определении понятия «суффикс» и определить их причины.

Заполняют таблицу. Обобщают изученные сведения о корне и окончании.

 Определяют, что в таблице есть слово, не встречавшееся ранее («суффикс»), значение которого неизвестно.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает рассмотреть слова на экране:

Дома, проход, зажимы, трава, столы, подъезд, весна, стульчики.

Спрашивает, что обучающиеся могут сказать об этих словах.

Предлагает разделить их на группы в зависимости от их состава:

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/30/k_583ef093080ed/364337_2.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/30/k_583ef093080ed/364337_3.jpeg

Организует проверку деления слов на группы.

Спрашивает о возникновении возможных вопросов и трудностей.

Предлагает разобраться, почему же это слово не подходит ни в одну из групп.

Помогает сформулировать тему и учебные задачи урока.

Спрашивает о возможных способах решения возникшей проблемы.

(В случае, если обучающиеся испытывает затруднения, учитель сам предлагает возможные способы решения проблемы)

Рассматривают слова. Определяют их сходства и различия. Делят слова на группы, в зависимости от их состава.

дома                                   проход

трава                                  зажимы

столы                                 подъезд

весна

Проверяют правильность выполнения работы. Указывают на лишнее слово, не подошедшее ни в одну группу. (стульчики)

Предполагают, что возможно в нем есть какая-то неизвестная часть, может быть это и есть суффикс.

Формулируют тему урока «Суффикс»; ставят учебные задачи: определить, что такое суффикс и научиться находить его в слове.

Предлагают возможные способы решения проблемы:

  1. - Понаблюдать за похожими словами и самостоятельно сделать вывод,
  2. - Прочитать правило в учебнике.

Организация познавательной деятельности

Предлагает на выбор: тот, кто хочет понаблюдать самостоятельно, возьмите красную карточку № 1, тот, кто обратится за помощью к учебнику голубую № 2.

Предлагает учащимся самим выбрать, как они будут решать поставленную задачу: индивидуально, объединившись в пары или объединившись в группы.

Спрашивает, какие выводы получились у тех, кто работал самостоятельно. Предлагает прочитать.

Спрашивает, какие выводы получились у тех, кто работал с правилом, предлагает прочитать.

Уточняет, какая проблема у нас возникла в начале урока?

Предлагает сформулировать вывод.

Организует проверку вывода по правилу в учебнике на стр. 89.

Предлагает выполнить упр. 164. Прочитать задание к упражнению.

Ответить на вопросы:

- Какие ключевые слова мы выделим?

- Составьте план действий.

Предлагает ответить на вопросы:

- С помощью какой части слова образовались слова ежиха и ежик?

- Докажите, что это суффикс?

- Для чего служит суффикс?

- На какой вопрос мы еще не ответили с вами из тех, что возникли у нас в начале урока?

Предлагает выполнить упр. 165. Ответить на вопросы:

- Прочитайте слова.

- Что можете о них сказать?

- При помощи какой части слова образовались новые слова?

- А как понять, где в слове с суффикс, ведь после корня стоит и окончание?

Предлагает рассмотреть алгоритм:

  1. Найду и выделю корень.
  2. Найду и выделю суффикс.
  3. Найду и выделю окончание.

Предлагает ответить на вопрос:

- Что можете о нём сказать?

Предлагает записать правильный алгоритм действий в виде схемы. Схема записывается на доске.

Организует работу по выполнению упражнения 165. Первый столбик выполняется с комментированием, остальные два по вариантам самостоятельно, два человека работают у доски)

Предлагает выполнить самооценку по алгоритму.

Предлагает подвести промежуточный итог, ответив на вопросы:

- Что же такое суффикс?

- Как найти суффикс в слове?

- Для чего служит суффикс?

Предлагает выполнить задание в рабочей тетради на стр.47 упр. 116. Помогает выделить ключевые слова и определить план действий по выполнению упражнения. Организует совместную работу по образованию слов первого столбика, предлагает самостоятельно продолжить работу. Организует проверку.

Выполняют задания на карточках, в зависимости от сделанного выбора

Карточка № 1 (Для тех, кто работает самостоятельно)

Карточка № 2 (Для тех, кто работает с правилом в учебнике)

Выполняют работу индивидуально, в парах или группах, в зависимости от выбора.

Читают выводы, получившиеся после работы с карточкой.

Формулируют вопросы, которые возникли в начале урока: «Что такое суффикс и как найти его в слове»?

Читают правило. Формулируют вывод о том, на какой вопрос смогли ответить: «суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов».

По ключевым словам составляют план действий:

Прочитайте

Выпишите (Какие слова называются однокоренными?)

Выделите (Как найти в слове окончание? Корень?)

Самостоятельно выполняют работу.

Выполняют проверку, отвечают на вопросы учителя, объясняют, как выполнили задание.

Формулируют вопрос:

Как найти суффикс в слове?

Отвечают на вопросы и исправляют порядок действий в алгоритме.

Составляют схематический алгоритм.

Выполняют упражнение 165 с комментированием определяют суффиксы в словах 1 столбика. 2 человека выполняют задание на доске.

Обучающиеся, работавшие у доски, выполняют самооценку по алгоритму после проверки.

  1. Что нужно было выполнить в этом задании?
  2. Удалось получить результат?
  3. Справился полностью правильно или с ошибкой?
  4. Справился самостоятельно или с чьей-то помощью?
  5. Какой вывод ты можешь сделать?

Отвечают на вопросы.

Выделяют ключевые слова, определяют план действий по выполнению упражнения: (Прочитаю, образую, запишу, выделю суффикс). Выполняют упражнение 116. Проверяют правильность выполнения задания.

Рефлексия деятельности

Предлагает ответить на вопросы:

- На какие вопросы мы хотели получить ответы в начале урока?

- Отметьте, на какие вопросы вы теперь можете дать ответы.

Предлагает прочитать, (с проговариванием правила), что изменилось?

Диагностика достижения планируемых результатов:

Организует проверку полученных знаний и умений. Предлагает перевернуть карточку. Прочитать слова и выделить в них суффикс:

Домики, ягодка, ветерок, травушка, стаканчик.

Организует проверку. Просит доказать, что действительно выделили суффикс. Как найти его в слове?

Просит закончить предложения по начальным фразам:

На слайде:

ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ…

Я НАУЧИЛСЯ…

МОГУ СЕБЯ ПОХВАЛИТЬ ЗА…

МНЕ БЫЛО ТРУДНО…, НО ТЕПЕРЬ Я НАУЧИЛСЯ…

Объясняет домашнее задание.

Предлагает рассмотреть задания в рабочей тетради на стр. 47-48 и выполнить дома одно задание на выбор.

Отвечают на вопросы.

Отмечают на карточке, заполняют столбик «в конце урока»

Формулируют вывод, что теперь знают, что такое суффикс и как найти его в слове. Проговаривают правило.

Переворачивают карточку и на обратной стороне читают слова, выделяют в них суффикс.

Выполняют проверку. Доказывают, что правильно выделили суффикс в слове, используя правило и алгоритм нахождения суффикса.

Заканчивают фразы. Анализируют результаты изучения темы. Делают выводы.

Рассматривают страницы в тетради и делают выбор.

Карточка самооценки.

Я знаю

В начале урока

В конце урока

(Обратная сторона карточки)

Домики, ягодка, ветерок, травушка, стаканчик.

Я знаю, что такое КОРЕНЬ

Я знаю, что такое ПРИСТАВКА

Я знаю, что такое ОКОНЧАНИЕ

Я знаю, что такое СУФФИКС

Я знаю, КАК НАЙТИ СУФФИКС В СЛОВЕ

Карточка № 1 (Для тех, кто работает самостоятельно)

лес

лесок

лесной

лесник

лесистый

Рассмотри слова и ответь на вопросы:

  1. Что выделено в словах?  Часть _________________
  2. Где она стоит? После ______________________
  3. Что образуется с её помощью? Новые ______________
  4. Как ты думаешь, в слове СТУЛЬЧИКИ такая же часть слова? __________________

Карточка № 2 (Для тех, кто работает с правилом)

Прочитай правило и ответь на вопросы:

  1. Что такое суффикс? Часть ___________________________
  2. Где он стоит? После ____________________________
  3. Для чего служит? Для образования _____________________________________________________

Выдели суффикс в словах:

лес

лесок

лесной

лесник

лесистый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

Интегрированный урок по русскому языку «Суффиксы. Знакомство с суффиксом –ищ-"

Комбинированный урок по русскому языку, на котором происходит знакомство с суффиксом -ищ, продолжалось повторение и закрепление  раннее изученных суффиксов во 2 классе....

«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»

Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока....

«Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».

Данная презентация составлена к уроку русского языка....

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание ...