Урок русского языка. Тема: Наречие. Вопрос, значение и роль в предложении
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheska_karta_uroka_russkogo_yazyka_narechiya.docx33.74 КБ
Файл narechiya.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

УМК: Школа России

Тема урока: Наречие. Значение и вопросы, употребление в речи.

Класс: 4 «В»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Формирование представлений о наречии как о части речи русского языка.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Научиться определять наречие по вопросу.
  2. Познакомится с классификацией наречий по значению признака действий.
  3. Научиться правильно использовать наречие в речи.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию анализа и навыка сравнения признаков чего-либо.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе и ее обитателям.

Планируемые результаты (для ученика):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение определять наречия в тексте

Уметь задавать вопрос к наречиям

Умение определять группу наречия по его вопросу.

Умение применять наречие в речи.

Познавательные:

Умение сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Регулятивные:

Умение оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные:

Умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Умение ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»;

Умение осознавать свою причастность и ответственность к состоянию природы.

Формы организации учебной деятельности: Ф-фронтальная, П-парная

Методы и приемы обучения:

Рассказ, рефлексия «Отлично, хорошо, нормально», прием «Удивляй».

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:

Взаимоконтроль по образцу.

Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы:

Презентация, учебник, интерактивное задание в

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

методы обучения;

формы организации учебной деятельности

(Ф, П, Г, И)

формы контроля

  1. Организационно-мотивационное начало урока

- Здравствуйте ребята, начнем урок. Садитесь за свои места.

Приветствуют учителя

Ф

  1. Актуализация знаний по теме

-Начнем урок с минутки чистописания. Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы в числе и удвоенную «сс» в слове «классная»

- Выполним элементы заглавной буквы «Х» и прописной «т».

- Запишите с красной строки предложение. Далеко в лесах Хабаровского края живет величественный зверь.

- С какой буквы вы записано «Хабаровский»?

- В слове «величественный» проверьте удвоенную «нн».

Как думаете, о каком же звере идет речь?

- Что бы это узнать, отгадайте загадку.

Он большой и полосатый.

Он зубастый и усатый.

Он сильней и больше кошки

И сидит не на окошке.

В зоопарке этот зверь.

Очень мало их теперь.

- Да ребята это тигр. Но не тот, который обитает в джунглях, это самый настоящий король Восточной Сибири – Амурский тигр.

- К сожалению, этот прекрасный зверь вымирает. Очень много факторов способствуют этому. Браконьеры охотятся за трофеями, и дикими кабанами, которыми и питаются тигры. Человек заполонил землю и выкачивает ее ресурсы, из-за чего животным приходится нелегко. Лес, который мы перерабатываем в бумагу, воду, которую мы льем без экономии и чистый воздух, который мы загрязняем промышленностью.

- А что же можете сделать вы?

- Да, хоть и мир населяет множество самых разных людей, если начать с себя, можно достичь крохотного шага, который поменяет эту действительность.

- А теперь мы вернемся к нашему предложению. Сделаем синтаксический разбор.

- Что мы идет у нас первым делом?

- Теперь анализируем второстепенные члены предложения.

- Начинаем задавать вопросы от …

- зверь какой? – величественный. Это …

- к подлежащему слов больше нет.

- Задаем вопросы от сказуемого.

- В каких лесах?

Над словом «хабаровский» подписываем имя собственное, над словом «край»- существительное

Открывают тетради, записывают число

Прописывают буквы

Записывают предложение под диктовку.

- с заглавной, потому что это имя собственное

Предположения детей.

-Тигр

- Бережно относиться к природным ресурсам, собирать макулатуру, не засорять природу.

- Находим грамматическую основу. Задаем вопрос «О ком или о чем предложение?», после чего определяем действие этого объекта.(подлеж.-выр. …, сказуем.-выр. …)

- подлежащего

-определение выраженное прилагательным

-Живет где?- в лесах

- Хабаровского края, это также обстоятельство места, подчеркиваем пунктиром с точкой.

Ф

Прием «Удивляй»

  1. Этап выявления места и причины затруднений

- Смотрите, у нас осталось одно слово. Какую роль оно играет в предложении.

- А какой частью речи оно является? Что нам нужно сделать, чтобы это выяснить?

- Попробуйте это сделать.

- Это новая для нас часть речи.

- Далеко

- Обстоятельство места.

-задать вопрос

(затруднение)

  1. Формулировка темы, цели и задач урока

- Чтобы узнать ее название, решите ребус. Слайд

- Как думаете на этом уроке, что нам нужно прежде всего узнать?

- Наречие

- Что такое наречие, на какие вопросы оно отвечает и чем является в предложении.

  1. Открытие новых знаний/основной этап работы на уроке

- Откройте учебник на 73-тей странице.

- Сейчас мы поймем, чем же наречия отличаются от других частей речи.

- Прочитаем стихотворение в 124-том упражнении.

- обратите на похожие между собою слова.

- но чем-то они все-таки отличаются.

- Какое из них является именем прилагательным?

- как вы это поняли?

- А какому слову оно подчиняется?

- как мы знаем, прилагательные отображают признак предмета.

- А что же тогда обозначает слово «печально»?

- Чтобы это узнать, перелистываем страницу и читаем памятку.

- Получается, если прилагательное это признак предмета, тогда наречие - признак действия.

- Чтобы понять роль наречий прочитаем этот текст. Текст без наречий на слайде.

- Мы прочитали текс без наречий, но что если в него добавить наречия? Прочитаем текст в учебнике из 126-того упражнения.

- Обратите внимание как раскрывается картина происходящего. Мы можем понять в какое время суток возвращался рассказчик, представить как стоят лошади в конюшне.

- Значит наречие играет роль обстоятельства происходящего.

- Перечислите вопросы, на которые может отвечать наречие.

- Кем наречие является в предложении?

- Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

- печальные и печально.

- печальные

-Задали вопрос «какие?».

- поляны

Прочли памятку

Читают текст без наречий

Читают текст с наречиями

- Как? Где? Куда? Когда? Откуда?

Второстепенным членом предложения.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- смотрим в 127-ое упражнение. Сейчас мы по цепочке будем читать по одному наречию, и задавать к нему вопрос.

-Сейчас к доске выйдет самый смелый!

А остальные будут выполнять задание записанное на доске.

Объяснить интерактивное задание на доске ученику.

Задание на зеленой доске

- Теперь первый вариант записывает из текста 3 наречия, отвечающие на вопрос (где?)

- Второй вариант – 3 наречия отвечающие на вопрос (когда?)

- теперь первый вариант записывает наречие отвечающее на вопрос (как?)

- а второй вариант записывает 1 наречие отвечающее на вопрос (откуда?)

- Вопросы подписываем над наречием карандашом.

- Прочитайте, что у вас получилось. Читаем наречие и задаем к нему вопрос. Первый вариант. Какие наречия записали?

- Теперь прочитает второй вариант.

- Проверим, что решили у доски.

- Но мы еще не узнали ещё одной важной вещи. Перелистните учебник на 76-тую страницу.

- Прочитаем «обратите внимание»

- Смотрите как образовались некоторые наречия.

Легкий-легко

Давний-давно

Высокий высоко.

- Но чем же тогда является «О»?

- Вернемся к 73-ей странице. Внизу обрати внимание, прочитаем.

- Значит в словах: легко, давно и высоко «о» суффикс и мы выделяем его как крышу у дома. Вот таким значком.

- Здесь - (где?); Сегодня – (когда?); утром – (когда?) и т.д.

- вдалеке, везде, тут. - рано

- утром, летом, теперь. – сверху

Открывают учебник на заданной странице.

- Наречия могут образовываться от имен прилагательных с помощью суффикса «о»

- Суффиксом.

- Наречие это неизменяемая часть речи, поэтому у него не может быть окончания.

Ф

И

интерактивное задание

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- Теперь проверим наши знания. В 131-вом упражнении вам нужно заменить выделенные слова наречиями так, чтобы сохранялся смысл. Наречия даны в словах для справок под текстом.

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте текст по образцу на слайде.

- Если все верно, напишите товарищу простым карандашом «+»

- Теперь выполним работу в парах. Но для начала вспомним правила работы в паре.

- Найдите 125-тое упражнение и вместе с соседом проведите эксперимент. Кто выполнит поднимет руки домиком.

- Теперь расскажите к чему вы пришли.

- Кто считает так же, поднимите правую руку.

-Молодцы.

Списывают текст заменяя выделенные слова наречиями.

-1. Издалека доносилось воркование голубя. 2. Слева и справа звенели трели певчих дроздов. 3. Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом налево и направо, отгоняя мух. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. Поезд двигался с медленно.

Проводят опыт описанный в учебнике. (про неизменяемость наречия)

Наречие не изменяется не по рода не по числам.

Ф

Взаимоконтроль по образцу.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

-Вы хорошо постарались.

- Теперь вспомним все, о чем говорили.

- Мы познакомились с новой частью речи, которая называется …

- Оно обозначает …

- Оно является неизменяемой частью речи поэтому не может иметь …

- Что на конце наречия?

- Наречие может отвечать на вопросы. Назовите по одному примеру.

- Совершенно верно.

- Наречие

- Признак или обстоятельство действия.

- окончание

- Суффикс

- Куда?-вправо, когда?-сейчас, где?-далеко, как?-сложно, откуда?-издали

Ф

Беседа

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью трех наречий.

Отлично

Хорошо

Нормально

- Поднимите свою руку те, кто считает, что поработал на «отлично», теперь те, кто на «хорошо» и те, кто поработал «нормально».

ответы детей

Ф

Опрос

  1. Подведение итогов работы на уроке Д/З

- откроем дневники и запишем задание на дом. Подготовьтесь написать на уроке отрывок из произведения Александра Сергеевича Пушкина из 128-ого упражнения на 75-той странице.

- За эту работу получите оценку в журнал.

- А можно вот такое

-Сегодня я вам дам необычное домашнее задание. У всех дома есть книги?

-Выберите любую прочитанную вами книгу. Найдите в ней 3 предложения, в которых есть наречие. Выпишите их. И подумайте, на что указывают наречия в этих предложениях. Надеюсь, вам будет интересно выполнять это задание.

Записывают в тетрадь д\з

ф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амурский тигр

Слайд 2

Хабаровский край

Слайд 4

Наречие

Слайд 5

1. О громная лиловая туча поднималась из-за леса. 2. Я возвращался с охоты. 3. Какой-то зверёк пискнул между камней. 4. Ещё светило солнце. 5. В конюшне в стойлах стояло около тридцати лошадей. 6. Я благополучно спустился с холма вниз.

Слайд 6

Образец 1. Издалека доносилось воркование голубя. 2. Слева и справа звенели трели певчих дроздов. 3. Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом налево и направо , отгоняя мух. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня . 5. Поезд двигался с медленно.

Слайд 7

https://learningapps.org/watch?v=pfmvn0ykj23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Глагол. Его роль в предложении."

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Глагол. Его роль в предложении." разработан по УМК "РИТМ"...

Урок русского языка. Тема урока: "Наречие как часть речи."

Цели данного урока:1) Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.3) Воспиты...

Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...

Технологическая карта к уроку русского языка. Тема: "Учимся ставить запятые между частями сложного предложения".

Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.Задачи:Познакомить с правилом постановки знаков препинания...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Наречие как часть речи"

Методическая разработка урока русского языка.  Тема: "Наречие как часть речи"...