Забавные приемы при работе со словарными словами
методическая разработка по русскому языку

Материал преднозначен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabytye_priyomy_pri_rabote_so_slovarnymi_slovami.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

                               Забытые  приёмы при работе со словарными  словами

         Проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным? Для этого при обучении старалась создать в педагогическом процессе такие условия ..., которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо - ученик.

Актуальность: Выбранная мною тема актуальна, поскольку:

  1. Проблема правописания словарных слов возникает у учащихся всех возрастов.
  2. Но не у всех учащихся отмечалась мотивация к изучению словарных слов.

Возникла проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным?

             Это – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ * Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку; * Активная роль учащихся; * Использование различных приёмов; * Систематичность.

            Для этого при обучении я старалась  создать в педагогическом процессе такие условия …, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, ведь роль учителя состоит  в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности,  где главное действующее лицо – ученик.

           Работая над этой темой, я пришла к выводу, что на уроке словарная работа может быть проведена на любом этапе урока:

            В начале урока цель этапа: проверка домашнего задания. Ознакомительный цель этапа: объяснение нового материала В конце урока цель этапа: отработка навыков работы 

          В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приёмы работы:

  1. Чтение слова ребёнком;
  2. Объяснение значения слова
    (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем)
  3. Орфографическая работа над словом:
    - постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
    - звукобуквенный анализ слова;
    - деление слова на слоги и на слоги для переноса.
  4. Заучивание правописания данного слова:
    - подбор однокоренных слов;
    - составление словосочетания, предложения с этим словом;
    - подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом
  5. Заучивание правописания данного слова:
    - подбор однокоренных слов;
    - составление словосочетания, предложения с этим словом;
    - подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом
  6. Составление рассказа из группы словарных слов
    (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Составь предложение со словарным словом (словами).
  8. Комментатор 
    (вставь пропущенную орфограмму, объясни).
    Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Важно научить детей классифицировать орфограммы. 
  9. «Немой» словарик.
    Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают, комментируя.
  10.  «Толковый» словарь.
    Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение.
    Дети угадывают и записывают с проговариванием.
  11. «Этимологический» словарик.
    Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
  12. «Картинный» словарь.
  13. «Мнемонический» словарик. 
    Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. 
    Например:  УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
  14. Схемы - угадайки.
    На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
    ___О___О___  (воробей, молоко..)
    _______ЛЛ__ (коллектив, коллекция…)
  15. «Копилка - минутка.
    На доске записана группа словарных слов. . Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
  16. «Лишнее слово».    
  17. Буквы – липучки (магниты).
    Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. 
  18. «Шифровки».
  19. «Недостающие пазлы»
    По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием: вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
  20. «Тематическое меню»

Очень часто в рамках определённой темы работают со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова. К ним предлагаются разные задания:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам (в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.

  1. «Загадки – шутки  (игры)».
    1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
    2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
    3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
    Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания.
  2. Запись слов по алфавиту.
  3. Выборочный диктант
    Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.
  4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам
  5. Выбрать слова.

    Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: к…пуста, м..л..ко, с..рень, уч..ник, в..р..бей.
  6. Подобрать слова:

    Подбери слова к данным схемам (схемы состава слова)
  7. Выпиши из словаря.
    Выпишите из словаря по 3 слова
    1-го склонения, 2-го склонения,
    3-го склонения.
  8. Сочинение по опорным словам

    Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.

          Мне хочется поделиться своим опытом, как повысить уровень качества знаний у учащихся при написании словарных диктантов.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы над словарными словами

Методы и приемы работы над словарными словами...

Приемы и формы работ со словарными словами

Приемы и формы работ со словарными словами...

Методы и приемы работы над словарными словами

Формы, методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе...

Статья "Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"

Статья представляет собой знакомство ученика с правилами правилами правописания слов с непроверяемой безударной гласной. Здесь показаны разнообразные методы, приемы и способы, с помощью которых эффект...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка .

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....

Методически приемы по работе со словарными словами на уроках в начальной школе

Данные рекомендации являются образцом работы со словарными словами. На основе этого материала, можно так же работать с другими словами....