Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать изложение-письмо» (УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сахарова Екатерина Валерьевна
Мои методические разработки:

Цель урока: формирование умения писать письма и поздравительные открытки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать правила оформления письма и поздравительной открытки.

  2. Уметь создавать небольшие тексты (3 – 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.).

Личностные:

  1. Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

  2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 12.12.2023

Школа: 

Класс: 3

Урок:

Студент: Ветцель Софья, Зарубина Полина, Копорушкина Екатерина, Сахарова Екатерина, Сотникова Юлия

Группа: 43

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время:

Кабинет: 307

Тема урока: «Учимся писать сочинение-письмо»

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель урока: формирование умения писать письма и поздравительные открытки.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Повторить с обучающимися правила оформления письма и поздравительной открытки.

2. Развивать умение писать сочинение-письмо.

Предметные:

1. Знать правила оформления письма и поздравительной открытки.

2. Уметь создавать небольшие тексты (3 – 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.).

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, память, внимание.

2. Развивать навыки самоконтроля посредством самостоятельного выполнения заданий.

Личностные:

1. Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русскому языку посредством

написания поздравительной открытки.

2. Воспитывать аккуратность и организованность.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Русский язык 3 класс: Учебник: в 2ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Просвещение, 2021. - Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

М: репродуктивный

П: письмо

Учитель приветствует учеников.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте покажем свою готовность к уроку: уберем всё лишнее и создадим в классе тишину. Садитесь.

- Подарите друг другу улыбку и пожелайте удачной работы на уроке.

- А сейчас посмотрите на экран, перед вами 3 книги. Кто нам громко и чётко прочитает название этих книг? – Книга аккуратности, книга хорошего результата, книга хорошего настроения.

- Отлично, спасибо! Сейчас подумайте и выберите для себя книгу на этот урок.

- Кто выбрал книгу аккуратности? А книгу хорошего настроения? Почему?

- Отлично! Желаю сегодня на уроке расширить свои возможности и способности.

Организует работу по записи числа и классной работы.

- Итак, откройте тетради, отступите 2 строчки от прошлой работы и запишите число
(12 д
екабря), классная работа.

- Подчеркните орфограммы и объясните их.

Приветствуют учителя.

Записывают число и классную работу в тетрадях.

- Декабрь – а под ударением, е нужно запомнить

- Класс, работа нужно запомнить.

УУКД:  воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

УУРД:  ответственно выполнять свою часть работы. 

Презентация, тетради

Актуализация знаний и мотивация

(10 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М:  решение грамматико-орфографических задач

П: словарная работа

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: язык. анализ

П: семантический анализ

Внешний контроль

Ф

М: язык. анализ

П: семантический и синтаксический анализы

Внешний контроль

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Организует минутку чистописания.

- А начнём мы наш урок со словарной работы. Посмотрите на слайд и спишите слова в столбик, вставляя пропущенные буквы.

Т…тра..ь, т…варищ, б…рёза, муль…фильм, …др…сат.

- Не забывайте о посадке: спина прямая, ноги на полу, локти на столе.

- Кто хочет озвучить написание всех слов?

- Хорошо, давайте проверим. Если в слове есть ошибка, зачеркните её зелёной ручкой и сверху подпишите верную букву.

- Поднимите руку те, у кого есть ошибка, какая?

- Ничего страшного, если вы допустили какие-то

ошибки. Мы выполняем словарную работу, чтобы избежать ошибок в письме и учиться на своих ошибках.

- Ребята, кто такой адресат?

- Кто мне напомнит, чем отличается адресат от адресанта?

- Верно. Ребята, как вы помните, мы уже тренировались писать письма.

- Но сегодня мне пришло не просто письмо, а поздравительная открытка от Алёши Поповича, в котором он поздравляет свою бабушку с Новым Годом.

- Алеша попросил меня проверить, правильно ли он написал это письмо. Я думаю, что вы поможете мне это сделать.

- Но для начала давайте вспомним, что значит поздравить?

- А когда люди могут поздравить друг друга?  

- Что в таких случаях желают друг другу?

- Кто напомнит, какие этапы существуют при написании письма и поздравительной открытки.

- Расставьте этапы в правильной последовательности.

1. Причина поздравления

2. Обращение

3. Подпись

4. Пожелание

- Теперь ваша задача соотнести фразы из письма с этапами его написания.

Уважаемый товарищ! Твой любимый сын.  

С новой должностью! Мой дорогой брат!

Твой друг Артём.   С Новым Годом!   Родная мама.

С Днём рождения! Здоровья, удачи, радости.  

Счастья, успехов во всех начинаниях.

С уважением, Ваш ученик Петя.

- Отлично, вы молодцы! Теперь давайте же посмотрим, правильно ли Алёша Попович написал поздравительную открытку. 

Внук!

Желаю тебе здоровья и счастья! Пусть все твои желания исполнятся в Новом Году. Бабушка, ты у нас замечательная. Почаще улыбайся, ведь рядом твои внуки, у которых самая лучшая бабушка!

Дорогая бабушка!

От всей души поздравляю тебя с наступающим Новым Годом!

- Ребята, что вы можете сказать об этом тексте? Можем ли мы назвать это письмом? Почему?

- Давайте попробуем восстановить структуру письма.

- Какой первый этап при написании письма?

- Что нужно было написать в самом начале?

- Какой у нас следующий этап?

- Как и что напишем здесь?

- Какой следующий этап? Как напишем?

- Какой этап будет последним?

- Как мы это запишем? Что запишем?

- Отлично, мы помогли Алёше Поповичу вспомнить структуру письма и поздравительной открытки. Теперь он сможет поздравить бабушку и отправит ей правильно написанную поздравительную открытку.

Выполняют минутку чистописания.

Тетрадь, товарищ, берёза, мультфильм, адресат.

Один ученик читает слова. Проверяют себя.

- Адресат - человек, который получает письмо. Адресант – отправитель письма.

- Выразить адресату чувство радости по поводу праздника.

- Когда случаются радостные события, день рождения, праздники.

Ответы детей. 

1. Обращение

2. Причина поздравления

3. Пожелание

4. Подпись

1 - Уважаемый товарищ! Мой дорогой брат! Родная мама.

2 - С новой должностью!

С Днём рождения! С Новым Годом!  

3 - Здоровья, удачи, радости.  Счастья, успехов во всех начинаниях.

4 - Твой друг Артём.

С уважением, Ваш ученик Петя.

Твой любимый сын.  

 

- Нет, так как нарушена структура письма.

- Обращение.

- Дорогая бабушка!

- Причина поздравления.

- С красной строки: От всей души поздравляю тебя с наступающим Новым Годом!

- Пожелание

- С красной строки: Ты у нас замечательная… самая лучшая бабушка!

- Подпись.

- На новой строке, справа: Твой внук Алёша.

УУПД: анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

УУКД:  в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

УУРД:  планировать действия по решению задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

УУПД: анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений.

УУКД:  в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация, тетради

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Организует формулирование детьми темы и целей урока.

- А теперь скажите, какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на урок?

- Отлично. Мы с вами повторили пройденный материал и теперь готовы достичь поставленной цели.

- Поздравительная открытка.

- Правильно написать поздравительную открытку.

УУКД:  строить устное диалогическое выказывание.

Презентация

Динамическая пауза

Организует физминутку.

- Я вижу вы устали. Давайте немного отдохнём Встаньте со своих мест и задвиньте стулья. Сейчас я буду называть эмоции, а вы будете в полной тишине только при помощи жестов и мимики показывать их. Слушайте внимательно.

- Радость, удивление, грусть, злость, страх, брезгливость, заинтересованность в учебе

- Отлично, молодцы. Можете занять свои места.

Выполняют физминутку.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

(20 мин)

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: упражнение

П: написание письма

Внешний контроль

Повторение и структуризация знаний.

- Теперь переходим к написанию вашего сочинения-письма в тетради.

- Вы можете сами выбрать, для кого будете писать поздравительную открытку  с наступающим Новым годом. Это может быть мама, папа, брат, друг, дедушка и т.д.

- Сейчас определитесь, кого вы будете поздравлять.

- Открываем свои тетради, и на следующей строке после словарной работы посередине запишем: сочинение-письмо.

- Структура сочинения-письма представлена на экране, вы также можете ей пользоваться. Соблюдайте все правила, не забывайте про орфограммы русского языка.

- После того, как вы напишете поздравительное письмо, вы сможете прочитать его вслух перед остальным классом. У нас будут критерии оценивания:

1. Соответствие теме

2. Соблюдение структуры письма

- Приступайте к работе.

- Заканчиваем работу. Сейчас проверьте свои поздравительные открытки по критериям.

- Кто хочет прочитать своё сочинение-письмо?

- Посмотрите на критерии и скажите, соответствует ли им эта поздравительная открытка?

Отвечают на вопросы.

1. Обращение

2. Причина поздравления

3. Пожелание

4. Подпись

УУРД:  планировать действия по решению задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

УУКД: создавать устные и письменные тексты, определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста.

УУРД: ответственно выполнять свою часть работы; контролировать процесс и результат выполнения задания.

УУРД: оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё.

Тетрадь, презентация

Решение задач творческого уровня

(3 мин)

Ф

М: упражнение

П: устное составление письма

Внешний контроль

- Давайте попробуем устно составить поздравительную открытку по критериям для вашего соседа по парте. Причина поздравления может быть любой:  наступающий новый год, день рождения и т.д.

- Кто хочет поздравить соседа по парте?

.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Самоконтроль

Организация рефлексии, самооценка учебной деятельности.

- Какая была тема сегодняшнего урока?

- Какую цель перед собой ставили? Достигли цели?

- Давайте еще раз скажем, как правильно написать письмо?

-Возьмите карту самооценивания и подчеркните слово, которое относится к вашей работе на уроке.

- Поднимите руку, кто был активен на уроке. Поднимите палец вверх, у кого настроение стало лучше. Встаньте, кто не устал за урок. Поднимите карту самооценивания, если материал вам был понятен и полезен.

- Спасибо за урок! Вы отлично справились с заданием. Мне понравилось с вами работать!

Подводят итоги урока.

- Поздравительная открытка.

- Правильно написать поздравительную открытку.

- Чтобы правильно написать письмо нужно пользоваться планом:

1. Обращение

2. Причина поздравления

3. Пожелание

4. Подпись

Оценивают свою работу.

УУКД:  в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

УУРД:  устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий.

Презентация, раздаточный материал (карта самооценивания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами.Дидактические:1 познакомить обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами;2 форм...

Технологическая карта урока русского языка " Корень с чередованием согласных" (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создание условий для наблюдения за чередованием согласных в корне словаЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. организо...

Технологическая карта урока русский язык "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами.Дидактические:1 познакомить обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами;2 форм...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия лексического значения слова и умения определять лексическое значение слов.Задачи урока:Дидактические: 1) дать представление о том, как определить л...

Технологическая карта урока русского языка "Слова исконные и заимствованные" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о заимствованных и исконных словах, умения находить и определять значения заимствованных слов, пользоваться толковым словарём.Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока русского языка «Корень как часть слова», УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс

Цель урока: формирование представления у обучающихся о понятии «корень слова».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с ролью морфемы «корень»...

Технологическая карта урока русского языка,«Слова исконные и заимствованные», УМК «Начальная школа XXI века" 2 класс

Цель урока: формирование умения распознавать слова исконные и заимствованные. Дидактические:1)дать представление о словах исконных и заимствованных;2) формировать умение распознавать слова исконн...