Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать изложение-письмо» (УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: формирование умения писать письма и поздравительные открытки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать правила оформления письма и поздравительной открытки.
Уметь создавать небольшие тексты (3 – 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.).
Личностные:
Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 12.12.2023 Школа: Класс: 3 Урок: | Студент: Ветцель Софья, Зарубина Полина, Копорушкина Екатерина, Сахарова Екатерина, Сотникова Юлия Группа: 43 Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: | Кабинет: 307 |
Тема урока: «Учимся писать сочинение-письмо»
Тип урока: урок развивающего контроля.
Цель урока: формирование умения писать письма и поздравительные открытки.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Повторить с обучающимися правила оформления письма и поздравительной открытки. 2. Развивать умение писать сочинение-письмо. | Предметные: 1. Знать правила оформления письма и поздравительной открытки. 2. Уметь создавать небольшие тексты (3 – 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.). |
Развивающие: 1. Развивать логическое мышление, память, внимание. 2. Развивать навыки самоконтроля посредством самостоятельного выполнения заданий. | Личностные: 1. Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. 2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к русскому языку посредством написания поздравительной открытки. 2. Воспитывать аккуратность и организованность. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Русский язык 3 класс: Учебник: в 2ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Просвещение, 2021. - Ч.1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой М: репродуктивный П: письмо | Учитель приветствует учеников. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте покажем свою готовность к уроку: уберем всё лишнее и создадим в классе тишину. Садитесь. - Подарите друг другу улыбку и пожелайте удачной работы на уроке. - А сейчас посмотрите на экран, перед вами 3 книги. Кто нам громко и чётко прочитает название этих книг? – Книга аккуратности, книга хорошего результата, книга хорошего настроения. - Отлично, спасибо! Сейчас подумайте и выберите для себя книгу на этот урок. - Кто выбрал книгу аккуратности? А книгу хорошего настроения? Почему? - Отлично! Желаю сегодня на уроке расширить свои возможности и способности. Организует работу по записи числа и классной работы. - Итак, откройте тетради, отступите 2 строчки от прошлой работы и запишите число - Подчеркните орфограммы и объясните их. | Приветствуют учителя. Записывают число и классную работу в тетрадях. - Декабрь – а под ударением, е нужно запомнить - Класс, работа нужно запомнить. | УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУРД: ответственно выполнять свою часть работы. | Презентация, тетради |
Актуализация знаний и мотивация (10 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: решение грамматико-орфографических задач П: словарная работа Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: язык. анализ П: семантический анализ Внешний контроль Ф М: язык. анализ П: семантический и синтаксический анализы Внешний контроль Ф М: беседа П: ответы на вопросы | Организует минутку чистописания. - А начнём мы наш урок со словарной работы. Посмотрите на слайд и спишите слова в столбик, вставляя пропущенные буквы. Т…тра..ь, т…варищ, б…рёза, муль…фильм, …др…сат. - Не забывайте о посадке: спина прямая, ноги на полу, локти на столе. - Кто хочет озвучить написание всех слов? - Хорошо, давайте проверим. Если в слове есть ошибка, зачеркните её зелёной ручкой и сверху подпишите верную букву. - Поднимите руку те, у кого есть ошибка, какая? - Ничего страшного, если вы допустили какие-то ошибки. Мы выполняем словарную работу, чтобы избежать ошибок в письме и учиться на своих ошибках. - Ребята, кто такой адресат? - Кто мне напомнит, чем отличается адресат от адресанта? - Верно. Ребята, как вы помните, мы уже тренировались писать письма. - Но сегодня мне пришло не просто письмо, а поздравительная открытка от Алёши Поповича, в котором он поздравляет свою бабушку с Новым Годом. - Алеша попросил меня проверить, правильно ли он написал это письмо. Я думаю, что вы поможете мне это сделать. - Но для начала давайте вспомним, что значит поздравить? - А когда люди могут поздравить друг друга? - Что в таких случаях желают друг другу? - Кто напомнит, какие этапы существуют при написании письма и поздравительной открытки. - Расставьте этапы в правильной последовательности. 1. Причина поздравления 2. Обращение 3. Подпись 4. Пожелание - Теперь ваша задача соотнести фразы из письма с этапами его написания. Уважаемый товарищ! Твой любимый сын. С новой должностью! Мой дорогой брат! Твой друг Артём. С Новым Годом! Родная мама. С Днём рождения! Здоровья, удачи, радости. Счастья, успехов во всех начинаниях. С уважением, Ваш ученик Петя. - Отлично, вы молодцы! Теперь давайте же посмотрим, правильно ли Алёша Попович написал поздравительную открытку. Внук! Желаю тебе здоровья и счастья! Пусть все твои желания исполнятся в Новом Году. Бабушка, ты у нас замечательная. Почаще улыбайся, ведь рядом твои внуки, у которых самая лучшая бабушка! Дорогая бабушка! От всей души поздравляю тебя с наступающим Новым Годом! - Ребята, что вы можете сказать об этом тексте? Можем ли мы назвать это письмом? Почему? - Давайте попробуем восстановить структуру письма. - Какой первый этап при написании письма? - Что нужно было написать в самом начале? - Какой у нас следующий этап? - Как и что напишем здесь? - Какой следующий этап? Как напишем? - Какой этап будет последним? - Как мы это запишем? Что запишем? - Отлично, мы помогли Алёше Поповичу вспомнить структуру письма и поздравительной открытки. Теперь он сможет поздравить бабушку и отправит ей правильно написанную поздравительную открытку. | Выполняют минутку чистописания. Тетрадь, товарищ, берёза, мультфильм, адресат. Один ученик читает слова. Проверяют себя. - Адресат - человек, который получает письмо. Адресант – отправитель письма. - Выразить адресату чувство радости по поводу праздника. - Когда случаются радостные события, день рождения, праздники. Ответы детей. 1. Обращение 2. Причина поздравления 3. Пожелание 4. Подпись 1 - Уважаемый товарищ! Мой дорогой брат! Родная мама. 2 - С новой должностью! С Днём рождения! С Новым Годом! 3 - Здоровья, удачи, радости. Счастья, успехов во всех начинаниях. 4 - Твой друг Артём. С уважением, Ваш ученик Петя. Твой любимый сын.
- Нет, так как нарушена структура письма. - Обращение. - Дорогая бабушка! - Причина поздравления. - С красной строки: От всей души поздравляю тебя с наступающим Новым Годом! - Пожелание - С красной строки: Ты у нас замечательная… самая лучшая бабушка! - Подпись. - На новой строке, справа: Твой внук Алёша. | УУПД: анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. УУРД: планировать действия по решению задачи; выстраивать последовательность выбранных действий. УУПД: анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений. УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация, тетради Презентация Презентация |
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы | Организует формулирование детьми темы и целей урока. - А теперь скажите, какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим на урок? - Отлично. Мы с вами повторили пройденный материал и теперь готовы достичь поставленной цели. | - Поздравительная открытка. - Правильно написать поздравительную открытку. | УУКД: строить устное диалогическое выказывание. | Презентация |
Динамическая пауза | Организует физминутку. - Я вижу вы устали. Давайте немного отдохнём Встаньте со своих мест и задвиньте стулья. Сейчас я буду называть эмоции, а вы будете в полной тишине только при помощи жестов и мимики показывать их. Слушайте внимательно. - Радость, удивление, грусть, злость, страх, брезгливость, заинтересованность в учебе - Отлично, молодцы. Можете занять свои места. | Выполняют физминутку. | ||||
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (20 мин) | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: упражнение П: написание письма Внешний контроль | Повторение и структуризация знаний. - Теперь переходим к написанию вашего сочинения-письма в тетради. - Вы можете сами выбрать, для кого будете писать поздравительную открытку с наступающим Новым годом. Это может быть мама, папа, брат, друг, дедушка и т.д. - Сейчас определитесь, кого вы будете поздравлять. - Открываем свои тетради, и на следующей строке после словарной работы посередине запишем: сочинение-письмо. - Структура сочинения-письма представлена на экране, вы также можете ей пользоваться. Соблюдайте все правила, не забывайте про орфограммы русского языка. - После того, как вы напишете поздравительное письмо, вы сможете прочитать его вслух перед остальным классом. У нас будут критерии оценивания: 1. Соответствие теме 2. Соблюдение структуры письма - Приступайте к работе. - Заканчиваем работу. Сейчас проверьте свои поздравительные открытки по критериям. - Кто хочет прочитать своё сочинение-письмо? - Посмотрите на критерии и скажите, соответствует ли им эта поздравительная открытка? | Отвечают на вопросы. 1. Обращение 2. Причина поздравления 3. Пожелание 4. Подпись | УУРД: планировать действия по решению задачи; выстраивать последовательность выбранных действий. УУКД: создавать устные и письменные тексты, определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста. УУРД: ответственно выполнять свою часть работы; контролировать процесс и результат выполнения задания. УУРД: оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё. | Тетрадь, презентация | |
Решение задач творческого уровня (3 мин) | Ф М: упражнение П: устное составление письма Внешний контроль | - Давайте попробуем устно составить поздравительную открытку по критериям для вашего соседа по парте. Причина поздравления может быть любой: наступающий новый год, день рождения и т.д. - Кто хочет поздравить соседа по парте? | . | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация | |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия Самоконтроль | Организация рефлексии, самооценка учебной деятельности. - Какая была тема сегодняшнего урока? - Какую цель перед собой ставили? Достигли цели? - Давайте еще раз скажем, как правильно написать письмо? -Возьмите карту самооценивания и подчеркните слово, которое относится к вашей работе на уроке. - Поднимите руку, кто был активен на уроке. Поднимите палец вверх, у кого настроение стало лучше. Встаньте, кто не устал за урок. Поднимите карту самооценивания, если материал вам был понятен и полезен. - Спасибо за урок! Вы отлично справились с заданием. Мне понравилось с вами работать! | Подводят итоги урока. - Поздравительная открытка. - Правильно написать поздравительную открытку. - Чтобы правильно написать письмо нужно пользоваться планом: 1. Обращение 2. Причина поздравления 3. Пожелание 4. Подпись Оценивают свою работу. | УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. УУРД: устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий. | Презентация, раздаточный материал (карта самооценивания) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)
Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами.Дидактические:1 познакомить обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами;2 форм...
Технологическая карта урока русского языка " Корень с чередованием согласных" (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создание условий для наблюдения за чередованием согласных в корне словаЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. организо...
Технологическая карта урока русский язык "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс)
Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами.Дидактические:1 познакомить обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами;2 форм...
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование понятия лексического значения слова и умения определять лексическое значение слов.Задачи урока:Дидактические: 1) дать представление о том, как определить л...
Технологическая карта урока русского языка "Слова исконные и заимствованные" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о заимствованных и исконных словах, умения находить и определять значения заимствованных слов, пользоваться толковым словарём.Задачи урока:Дидактиче...
Технологическая карта урока русского языка «Корень как часть слова», УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс
Цель урока: формирование представления у обучающихся о понятии «корень слова».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с ролью морфемы «корень»...
Технологическая карта урока русского языка,«Слова исконные и заимствованные», УМК «Начальная школа XXI века" 2 класс
Цель урока: формирование умения распознавать слова исконные и заимствованные. Дидактические:1)дать представление о словах исконных и заимствованных;2) формировать умение распознавать слова исконн...