Рабочая программа для 5 класса УО вар.2 Речь и альтернативная коммуникация
рабочая программа по русскому языку

Автушенко Галина Николаевна

программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Тип программы

Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация»

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КУ «НОСШ» (вариант 2);

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. /Под ред. В.В. Воронковой; - М.: Просвещение, 2013.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. /Под ред. В.В. Воронковой; - М.: Просвещение, 2010

Категория обучающихся

Обучающийся 5 класса КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

68 часов

Форма организации учебной деятельности

Очно индивидуально на дому

Режим занятий

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для учащегося 5 класса составлена с учетом действующего ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. /Под ред. В.В. Воронковой; - М.: Просвещение, 2013.

При создании программы учитывались особенности познавательной деятельности обучающегося, своеобразие общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций учащегося с умственной отсталостью; его актуальный уровень развития; особенности восприятия учебного предмета; индивидуальные образовательные потребности данного ребенка.  

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

  • Формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
  • Способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
  • Учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений, рисунков;
  • Формировать умения соблюдать общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице партнёра;
  • Учить понимать и выполнять словесные инструкции (дай, возьми);
  • Формирование навыка копирование с образца отдельных букв;
  •  развитие пространственных представлений, мелкой моторики;
  • Учить повторять за учителем короткие слова;
  • Формировать социально-коммуникативные умения, эмоционально-позитивное отношение учащегося к людям.

Общая характеристика учебного предмета

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих аутизм в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Курс «Речь и альтернативная коммуникация» направлен на социализацию личности ребенка, на коррекцию и развитие речевых способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и игровой деятельности, на формирование умения понимать обращенную речь на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.

Описание места предмета в учебном плане

На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю- 34 учебные недели).

Содержание учебного предмета

         Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено двумя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у учащегося специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающегося к усвоению программного материала.

Структура каждого занятия состоит из 2 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.   Раздел «чтение и письмо" не является основным разделом обучения из-за крайне низкого уровня психофизического развития учащегося, поэтому формируются предпосылки к чтению и письму и этот раздел программы вкрапляется в отдельные упражнения пропедевтического характера. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» как систематический курс включает разделы: «Коммуникация; Коммуникация с использованием вербальных средств; Коммуникация с использованием невербальных средств», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Импрессивная речь», «Экспрессивная речь».

Коммуникация.

Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова.  Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

     Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия, формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Импрессивная речь.

Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь.

Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающихсвойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке»). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это).

Развитие слухового внимания и слухового восприятия, формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Основные технологии обучения:

личностно-ориентированные, деятельностный подход, уровневая дифференциация,информационно-коммуникативные,здоровьесберегающие, игровые.

Основными видами деятельности учащегося по предмету являются:

беседа, работа с наглядным и раздаточным материалом, работа с различными предметами, совместная практическая деятельность учащегося и учителя.

Методы стимуляции:

демонстрация натуральных объектов, наглядные пособия, раздаточный материал, занимательные упражнения, музыкальное сопровождение, использование игровых приёмов, ролевые игры.

Импрессивная и экспрессивная речь:

мама, папа, имя ,слово, овощи ,фрукты, мебель, одежда, обувь, посуда, время года, месяц, день недели, продукты, сидеть, стоять, идти, смотреть, говорить, есть, спать, жёлтый, красный, синий, зелёный, холодно, жарко, моё, твоё, я.

Коммуникация:дети,взрослые,смотреть,говорить,здороваться,прощаться,просить помощи, слушать, ждать, показывать, спрашивать, вежливость, здравствуй, до свидания, привет, пока, спасибо, пожалуйста, да, нет.

Развитие графомоторных навыков:

точка, линия, прямая линия, кривая линия, обводить, закрашивать, штриховать.

Контроль  и оценка планируемых результатов реализации программы

Динамика развития обучающегося фиксируется учителем на основе мониторинга 1 раз в полугодие в соответствии с Положением КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа», утвержденного Приказом № 230-од от 27.08.2021.

Результаты   оценки   достижений   обучающегося   заносятся   в индивидуальную карту развития, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений в личностных и предметных результатах.

Учебно-методические средства обучения

Развивающие компьютерные программы, тетради, ручки, азбука, букварь, карандаши, ручки, фломастеры, счетные палочки, «говорящие» книжки, игрушки, альбомы для рисования, планшет, погремушки, бубны и другие музыкальные инструменты, сюжетные и предметные картинки, звучащие предметы для изучения неречевых звуков, рассказы, стихи, сказки, русские народные песни, магнитофон, чистоговорки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, шаблоны и трафареты, буквы из картона и пластмассы.

Слоговые цепочки, короткие слова, картины, классная доска, бумажные полоски разного цвета и размера, касса слогов, слоговые таблицы, настенная касса для букв из разрезной азбуки, наборное полотно, дидактические игры, логарифмические игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, загадки.

Список используемой литературы:

  1. Аксенова А. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 -4 классах вспомогательной школы. М., 1987.
  1. Воронкова В. В. Коломыткина, И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
  1. Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) обр учреждений I и II вида. М. Владос. 2005 г.
  2. Обучение учащихся 1 — 4 классов вспомогательной школы /. В. Г. Петровой. М., 1982.
  3. Программы общеобразовательной школы для умственно отсталых детей

(вспомогательная школа). М., 1986.

Тематическое планирование

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

учащегося

Планируемые результаты освоения программы

Возможные                    личностные

результаты

Возможные предметные результаты

1

Коммуникация

14 ч.

Слушание объяснений учителя.Закрепление  установления вербального и невербального (использовать жесты на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.) контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. 

Отработка умений использовать вербального и невербального  контакта

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • Формирование уважительного отношения к окружающим;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, предложений и фраз.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

- Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

- Аудиальное прослушивание в доступных ребенку пределах, понимание смысла прочитанного слова, предложения, текста.

  • Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста.

2

3

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Коммуникативное взаимодействие

27

27

Слушание объяснений учителя. Отработка умений использовать импрессивную (понимание простых предложений, понимание сложных предложений, понимание содержания текста) и экспрессивную речь (составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному тактильными изображениями (тактильные рисунки, пиктограммы). Аудиальное прослушивание в доступных ребенку пределах, понимание смысла прочитанного слова, предложения, текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста.

Участие в сюжетно-ролевых играх,  рисование (раскрашивание) картинок  на закрепление темы.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

№ п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

(цель)

Дата проведения

 Раздел              Коммуникация

План

Факт

Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом. Речевая ситуация «Давайте познакомимся».

Создание условий для  использования в речевой деятельности слов приветствия. Моделирование ситуаций знакомства. Закрепление употребления слова приветствия в нужной ситуации.Учить  проговаривать слова с учителем. Повторять за учителем слова, обозначающие приветствие: «привет», «здравствуйте», «доброе утро»,   «добрый день», «разрешите с вами познакомиться». Участвовать в диалоге.

02.09

02.09

«Наша школа». Игры и упражнения на формирование речевого дыхания.

Ознакомление учащихся с правилами поведения во время урока и на перемене. Учить  проговаривать слова с учителем. Повторять за учителем слова, обозначающие приветствие: «привет», «здравствуйте», «доброе утро»,   «добрый день», «разрешите с вами познакомиться». Участвовать в диалоге. Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом. Фразовый конструктор.

03.09

03.09

Н. Сладков   «Осенние подарки»

Повторение пройденного материала. Урок-путешествие.

Проговаривать за учителем  незнакомые слова. Отвечать на вопросы. Работа  с картинками. Называть  предметы. Определять и называть героев рассказа. С помощью учителя  оценивать их поступки. Делать зарисовки, находить соответствующие картинки. С помощью учителя передает содержание текста.

09.09

09.09

М. Тувим «Овощи». Воспроизведение по предметным картинкам.

Проговаривать за учителем  незнакомые слова. Отвечать на вопросы. Работа  с картинками. Называть  предметы. Определять и называть героев рассказа. С помощью учителя  оценивать их поступки. Делать зарисовки. С помощью учителя передает содержание текста. Фразовый конструктор.

10.09

10.09

Истории об осени. Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок об осени.

Подражать действиям учителя. Составлять с учителем слова из слогов.  Слушать и воспроизводить   короткие предложения. Передавать  настроение  с помощью коротких звуков. Фразовый конструктор.

16.09

16.09

Составление слов из слогов.  

Составление коротких предложений с использованием карточек.

Стимулирование учащихся к составлению двухсловных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я...», «Мы...»), второго лица («Ты...», «Вы...»), от третьего лица («Он...», «Они...»), при этом наличие адресата обязательно. Использование для этого «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор.

17.09

17.09

Слушание  небольших текстов.Чтение диалогов.Повторение изученного.

Слушает  чтение учителя.   Интонирует предложения. Считает количество слов. Отвечает на вопросы по картинкам.   Составление коротких предложений. Фразовый конструктор.

23.09

23.09

Слушание  небольших текстов. Составление коротких предложений.

Слушает  чтение учителя.   Интонирует предложения. Составляет предложений. Считает количество слов. Отвечает на вопросы.  

24.09

24.09

Обращение с просьбой о помощи. Составление коротких предложений.

 Инсценировка сказки «Курочка Ряба»  

 Слушает чтение сказки. Выражает жестами, словами, мимикой свои чувства. Употребляет в обращении о помощи  жесты, мимику. Называет слова» Спасибо», «Пожалуйста». Участвует в диалоге.  Читает отрывки из сказки «Курочка Ряба». Участвует с учителем в инсценировке сказки. Передает характер героев.

30.09

30.09

Обращение с просьбой о помощи. Инсценировка сказки «Курочка Ряба»  

 Слушает чтение сказки. Выражает жестами, словами, мимикой свои чувства. Употребляет в обращении о помощи  жесты, мимику. Называет слова» Спасибо», «Пожалуйста». Участвует в диалоге.  Читает отрывки из сказки «Курочка Ряба». Участвует в инсценировке сказки. Эмоционально передает характер героев.

01.10

01.10

Слова, обозначающие предметы на тему сад, огород.  Определение  картинок с изображениями овощей и фруктов.

 Слушает учителя, составляет слова из букв. Сопоставляет слова и предметы. Составляет  предложения.     Раскрашивает  картинки.  Фразовый конструктор.

07.10

07.10

Слова, обозначающие предметы на тему сад, огород.  Определение  тактильных картинок с изображениями овощей и фруктов.

 Слушает учителя, составляет слова из букв. Сопоставляет слова и предметы. Составляет  предложения.     Раскрашивает  картинки.  Фразовый конструктор.

08.10

08.10

 Составление рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришёл?»

Рассматривание картинки. Называет знакомые  предметы на картинках.   Называет слова, сопоставляют слова  и  предметы.   Составляет предложения. С помощью учителя составляет рассказ,  принимает участие в диалоге о бережном отношении к хлебу.

14.10

14.10

 Составление рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришёл?»

Рассматривание картинки. Называет знакомые  предметы на картинках.   Называет слова, сопоставляют слова  и  предметы.   Составляет предложения. С помощью учителя составляет рассказ. Фразовый конструктор.

15.10

15.10

Раздел

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Слова, обозначающие предметы: учебные принадлежности.  

Рассматривает картинки. Сравнивает их со школьными принадлежностями, называет их. Составляет  слова. Называет первый звук в словах. Участвует в игре «Каждой вещи свое место». Фразовый конструктор.

21.10

21.10

Слова, обозначающие предметы: учебные принадлежности.  

Рассматривает картинки. Сравнивает их со школьными принадлежностями, называет их. Составляют  слова. Называет первый звук в словах. Участвует в игре «Каждой вещи свое место».

22.10

22.10

Введение в речь  доступных этикетных выражений.  Чтение текстов с картинками.

Рассматривает картинки. Повторяет чистоговорку,  выбирает нужную букву.  Работает с загадками. Рисует отгадки.  Фразовый конструктор.

28.10

28.10

Введение в речь  доступных этикетных выражений.  Чтение текстов с картинками.

Проговаривает слоги парами. Повторяет чистоговорку,  выбирает нужную букву.  Работает с загадками. Рисует отгадки.  Фразовый конструктор.

29.10

29.10

Сказка «Три поросенка». Аудиопрослушивание произведения.

Понятие «главный персонаж». Развитие умения сравнивать главных героев.Звуковые загадки.Слушает текст. Отвечает на вопросы. Работа с картинным планом.

11.11

11.11

Аудиопрослушивание произведения «Медвежонок». Чтение текстов с картинками.

 Слушает текст. Отвечает на вопросы. Работа с картинным планом.Звуковые загадки.Создание условий для исценирования  сюжета сказки. Участие в диалогах.Обучение пересказу по картинному плану.  Создание условий для формирования умения составлять  рассказ по иллюстрации.

12.11

12.11

Разучивание коротких стихотворений на тему: «Приход зимы».

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Читает с учителем  стихотворения о зиме. Интонирует  стихотворения.  Заучивает 1-2 строки наизусть.   Выражает свое отношение к изменению в природе.  

18.11

18.11

Разучивание коротких стихотворений на тему: «Приход зимы».

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Читает с учителем  стихотворения о зиме. Интонирует  стихотворения.  Заучивает 1-2 строки наизусть.   Выражает свое отношение к изменению в природе.  

19.11

19.11

Составление сообщения по наблюдениям   за сезонными изменениями: зима.

Наблюдает за сезонными изменениями в природе. Определяет с учителем признаки зимы. Описывает наблюдения. Работает с  альбомом. Делает зарисовки.  Работа с картинным планом.

25.11

25.11

Составление сообщения по наблюдениям   за сезонными изменениями: зима. Чтение текстов с картинками.

Наблюдает за сезонными изменениями в природе. Определяет с учителем признаки зимы. Описывает наблюдения. Работает с  альбомом. Делает зарисовки.  Работа с картинным планом. Фразовый конструктор.

26.11

26.11

 Н. Калинина «Снежный колобок».  

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы.   Знакомится с героем произведения. Называет зимние игры. Описывает действия детей в играх. Работа с картинным планом.Обучение пересказу по картинному плану.  Создание условий для формирования умения составлять  рассказ по иллюстрации.

02.12

02.12

Н. Калинина «Снежный колобок».  Чтение текстов с картинками.

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы.   Знакомится с героем произведения. Называет зимние игры. Описывает действия детей в играх. Работа с картинным планом. Фразовый конструктор.

03.12

03.12

Составление рассказа по картинному плану «Зима. Зимние забавы».

Слушает  учителя. Работает с рисунком. Отвечает на вопросы.    Работа с картинным планом.  

09.12

09.12

Составление рассказа по картинному плану «Зима. Катание на горке».

Слушает  учителя. Работает с рисунком. Отвечает на вопросы.    Работа с картинным планом.

10.12

10.12

Составление рассказа по картинному плану «Зима. Игра в снежки».

Слушает  учителя. Работает с рисунком. Отвечает на вопросы.  Составляет предложения.  Участвует в диалоге по описанию своих развлечений зимой.  

16.12

16.12

Проверочная работа.

Применяет полученные знания на практике.

17.12

17.12

Прослушивание фильма: «Птицы зимой». Чтение текстов с картинками.

Слушает  учителя. Прослушивает  фильм про зимующих птиц. Отвечает на вопросы учителя. Сравнивает  птиц  по звучанию. Обводит  по трафарету фигуры птиц, раскрашивает их.  

23.12

23.12

Прослушивание фильма: «Животные  зимой». Чтение текстов с картинками.

Слушает  учителя. Прослушивает  фильм про зимующих птиц. Отвечает на вопросы учителя. Сравнивает  птиц  по звучанию. Работа с картинным планом.

24.12

24.12

Прослушивание фильма: «Птицы зимой». Составление рассказа  о зимующих птицах по  серии картинок.

Слушает  учителя. Прослушивает  фильм про зимующих птиц. Отвечает на вопросы учителя. Составляет рассказ.  Передает содержание.  Работа с картинным планом. Фразовый конструктор.

13.01

13.01

К. Чуковский «Телефон». Моделирование телефонного разговора.

Правила ведения телефонного разговора. Моделирование телефонного разговора.Знакомство с основными важными номерами телефонов. Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Описывает главных героев.    Работа с картинным планом.

14.01

14.01

Русская народная сказка «Снегурочка». Чтение текстов с картинками.

Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Описывает главных героев.  Вступает в диалог.  Работа с картинным планом. Фразовый конструктор.

20.01

20.01

Русская народная сказка «Снегурочка». Чтение диалогов.

Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Описывает главных героев.  Вступает в диалог. Оценивает поведение героев и их поступки.

21.01

21.01

Любимые истории «Под грибом». Чтение текстов с картинками.

Слушает учителя. Работа с картинным планом.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащегося навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Фразовый конструктор.

27.01

27.01

Любимые истории «Кто сказал мяу»

Чтение текстов с картинками.

Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказкам, коротким рассказам, стихотворениям с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра. Фразовый конструктор.

28.01

28.01

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы,  игрушки, иллюстрации).

03.02

03.02

Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой. Чтение диалогов.

Слушает учителя. Участвует в диалоге с учителем. Выражает согласие и несогласие (по просьбе учителя) словом, мимикой, жестами. Инсценирует  с учителем ситуацию «В библиотеке».

04.02

04.02

Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой. Чтение диалогов.

Слушает учителя. Участвует в диалоге с учителем. Выражает согласие и несогласие (по просьбе учителя) словом, мимикой, жестами. Инсценирует  с учителем ситуацию «В библиотеке». Фразовый конструктор.

10.02

10.02

Раздел

Коммуникативное взаимодействие.

Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?». Прописная буква в именах и фамилиях людей,  кличках животных Коммуникативное взаимодействие.

Слушает учителя. Проговаривает  слова, обозначающие  предметы вместе с учителем.  Называет предметы живые и неживые. Составляет предложения из двух слов с опорой на рисунки.  Называет клички животных. Фразовый конструктор.

11.02

11.02

Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?». Прописная буква в именах и фамилиях людей,  кличках животных Коммуникативное взаимодействие.

Слушает учителя. Проговаривает  слова, обозначающие  предметы вместе с учителем.  Называет предметы живые и неживые. Составляет предложения из двух слов с опорой на рисунки.  Называет клички животных. Фразовый конструктор.

17.02

17.02

Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния

Коммуникативное взаимодействие.

Слушает чтение учителя. Участвует в диалоге, учитывая состояние собеседника, использует слова –приглашение в гости, поведение в гостях). Использует полученные знания в разговоре с учителем. Характеризует собеседника.

18.02

18.02

Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Чтение диалогов.

Коммуникативное взаимодействие.

Слушает чтение учителя. Участвует в диалоге, учитывая состояние собеседника, использует слова –приглашение в гости, поведение в гостях). Использует полученные знания в разговоре с учителем. Характеризует собеседника. Фразовый конструктор.

24.02

24.02

 Слова, обозначающие свойства  предметов

Коммуникативное взаимодействие.

Слушает учителя. Называет предметы. Определяет свойства по размеру, форме, цвету по вопросам. Составляет словосочетания. Составляет с ними предложения. Участвует в диалоге.  Сравнивает предметы по карточкам.

25.02

25.02

Слова, обозначающие свойства  предметов

Коммуникативное взаимодействие.

Слушает учителя. Называет предметы. Определяет свойства по размеру, форме, цвету по вопросам. Составляет словосочетания. Составляет с ними предложения. Участвует в диалоге.  Сравнивает предметы по карточкам. Фразовый конструктор.

03.03

03.03

 Слова, обозначающие свойства  предметов

Коммуникативное взаимодействие.

Слушает учителя. Называет предметы. Определяет свойства по размеру, форме, цвету по вопросам. Составляет словосочетания. Составляет с ними предложения. Участвует в диалоге.  Сравнивает предметы по карточкам. Фразовый конструктор.

04.03

04.03

Сказка «Рукавичка». Чтение отрывков.

Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Выборочно пересказывает. Определяет количество героев сказки. Составляет с учителем  характеристики героев.  Участвует в инсценировке  сказки.    

10.03

10.03

Сказка «Рукавичка». Чтение диалогов.

Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Выборочно пересказывает. Определяет количество героев сказки. Составляет с учителем  характеристики героев.  Участвует в инсценировке  сказки.    

11.03

11.03

Сказка «Рукавичка». Выборочный пересказ по картинному плану.

Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Выборочно пересказывает. Определяет количество героев сказки. Составляет с учителем  характеристики героев.  Участвует в инсценировке  сказки.    

17.03

17.03

Слова, обозначающие количество предметов. Игра «Мир профессий». Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

Слушает учителя.  Рассматривает картинки. Определяет количество предметов на картинках. Проговаривает с учителем слова, называющие профессии, определяет, кто что делает и какой инструмент использует в работе. Фразовый конструктор.

18.03

18.03

Слова, обозначающие количество предметов. Игра «Мир профессий».

Слушает учителя.  Рассматривает картинки. Определяет количество предметов на картинках. Проговаривает с учителем слова, называющие профессии, определяет, кто что делает и какой инструмент использует в работе.

31.03

31.03

Слова, обозначающие  действия предметов.   Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

Слушает учителя. На картинках  называет действия предметов. Показывает действия. Описывают действия. Составляет предложения. Фразовый конструктор.

01.04

01.04

Слова, обозначающие  действия предметов.  

Слушает учителя. На картинках  называет действия предметов. Показывает действия. Описывают действия. Составляет предложения. Фразовый конструктор.

07.04

07.04

Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Работает с рисунком .   Передает голосом настроение героев.    Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы,  игрушки, иллюстрации).

08.04

08.04

Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Работает с рисунком.   Передает голосом настроение героев.    Работа с картинным планом. Фразовый конструктор.

14.04

14.04

Прослушивание стихотворений о весне. Списывание слов.

Слушает чтение учителя. Прослушивает аудиозаписи «Звуки весны». Отвечает на вопросы.   Заучивает четыре  строки с голоса учителя. Запоминает слова «весна», «апрель», «капель», «ручей».

15.04

15.04

Стихи о весне. Списывание слов. Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

Слушает чтение учителя. Прослушивает аудиозаписи «Звуки весны». Отвечает на вопросы.   Заучивает четыре  строки с голоса учителя. Запоминает слова «весна», «апрель», «капель», «ручей». Фразовый конструктор.

21.04

21.04

Слова, обозначающие места расположения субъектов. Игра «Найди место предмета»

Слушает учителя.  Понимает слова, обозначающие места расположения субъектов. Называет предметы. Раскладывает предметы  по инструкции учителя.  Употребляет   слова в обиходной речи.

22.04

22.04

Слова, обозначающие места расположения субъектов. Игра «Найди место предмета»

Слушает учителя.  Понимает слова, обозначающие места расположения субъектов. Называет предметы. Раскладывает предметы  по инструкции учителя.  Употребляет   слова в обиходной речи. Беседует с учителем о порядке предметов на рабочем столе. Наводит порядок на парте. Фразовый конструктор.

28.04

28.04

Русская народная сказка «Умей подождать!».

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы.  Задает вопросы. Работает с картинками. Описывает действия героев.   Оценивает поведение героев.

29.04

29.04

Русская народная сказка «Умей подождать!».

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы.  Задает вопросы. Работает с картинками. Описывает действия героев.   Оценивает поведение героев.

05.05

05.05

Чтение и пересказ по вопросам учителя.

Слушает чтение текста учителем.   Отвечает на вопросы. Работает с  планом. Описывает действия героев.   Оценивает поведение героев. Фразовый конструктор.

06.05

06.05

Е.Благинина «Котёнок». Чтение и пересказ по вопросам учителя.

Слушает чтение текста учителем.   Отвечает на вопросы. Работает с  планом. Описывает действия героев.   Оценивает поведение героев.

12.05

12.05

Транспорт на дорогах.

 Правила поведения на дорогах.

Слушает учителя. Рассматривает картинки. Называет  виды транспорта. Участвует в диалоге о поведении на дорогах города. Рассказывает о безопасном переходе дороги домой и обратно. Фразовый конструктор.

13.05

13.05

Транспорт на дорогах. Правила поведения на дорогах. Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

Слушает учителя. Рассматривает картинки. Называет  виды транспорта. Участвует в диалоге о поведении на дорогах города. Рассказывает о безопасном переходе дороги домой и обратно.

19.05

20.05

19.05

20.05

Чтение произведений А.Барто «Вовка добрая душа". Повторение темы "Моя семья".

Применяет  полученные знания на практике.

26.05

27.05

26.05

27.05

Лист регистрации изменений к рабочим программам

Название программы   Речь и альтернативная коммуникация.

Учитель    Автушенко Г.Н.

Дата изменения

Основание

изменения

Корректирующие действия

Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Учитель: Автушенко Г.Н.

Класс:5 класс

Количество часов: в неделю - 2, в год -68

Наименование

 раздела

 Повторение

Кол-во

 часов

По рабочей программе

Номер контрольной работы

Проведено часов

I

четверть

IIчетверть

IIIчетверть

IV

четверть

год

Коммуникация

14

14

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

27

27

Коммуникативное взаимодействие

27

27

Итого

68

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Рабочая программа по курсу Речь и альтернативные коммуникации 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.Задачи:1.  Развивать речь как средство общения в контексте познани...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Речь и альтернативная  коммуникация»для  освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...