Безударные гласные. Дидактический материал для учащихся начальной школы.
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3 класс)

Маковеева Галина Николаевна

Разноуровневый дидактический материал  по теме "Безударные гласные" будет востребован для учащихся 1-4 класов для отработки навыков по закреплению правописания безударных гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_didakticheskiy_ml_galnik.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Безударные гласные.

Дидактический материал для учащихся начальной школы.

1. Прочитай. Как произносятся выделенные слова в каждом предложении? Выпиши эти слова. Поставь ударение. Обозначь точкой гласную в безударном слоге.

1)Несет меня лиса в далекие леса.

2) В речке утром я сама поймала большого сома.

3)  В море грозные валы, а на лугу стоят волы.

2.  Прочитай слова. Спиши. Обозначь точкой гласную в безударном слоге.

След – следы.               Враг – враги.                 Море – моря.

Мяч – мячи.                  Перья – перо.                Войны – война.

Пчёлы – пчела.             Земли – земля.              Глаз – глаза.

3. Спишите. Вставь пропущенную букву.

Зонт – з…нты.                Звёзды – зв…зда.                Стол – ст…лы.

Ряд – р…ды.                        Пилы – п…ла.                Стриж -  стр…жи.

4. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение:

1)  Избы —…бушка, окна — …кошечко, бревнышко — бр…вно, весла — в…сло, польза — п…лезный, заварка — в…рить, вёдра — в…дёрочко, сестрин — с…стрица, озеро — ….зера, гости — уг…стил, скрип — скр…петь.

2)   Корка – к…ра, трость — тр…стник, клен — кл…новый, почта — п…чтальон, осенний — ос…нь, сторона — ст…ронка, , смотр — посм…трел, спешка — сп…шить, темный — пот…мнело, сельди — с…ледка, чижик — ч…жи, половодье — в…да, глядя — подгл…дел.

3) Полюшко — п…лянка, лежа — пол…жать, ядрышко — …дро, стрелка — стр...лок, свист — св…сток, мостик — м…стовая, мед — м…довый, черный —ч…рнеть, узнали — узн…вать, море — м…ря, бедность — б…дняк, травушка — тр…ва, часики — ч…совой, чистка — выч…стить, сброс — бр…сать, указка — ук…зать.

4) Носик — н… сы, плот — пл…тина, девушка — д… вица, цепи — приц…пил, черви —ч...рвячок, треск — тр… скучий, повозка — в…зить, починка —поч...нить, столб — ст…лбы, цены — ц…на, водный — в…дяной, цвет — цв…тут, лить — пол …вать, пилит — отп…лить.

5) Пчелка — пч…ла,  галки — г...лчата,  дальше — д…лекий, норка — н...ра, сказка – подск…зать, петли — п…тельки, плата — упл...тить, больно — б...леть, помог — пом…гать.

5. Спишите скороговорку.  Научитесь её правильно и быстро говорить. Обозначь точкой безударные гласные, которые нужно проверить.

На дворе трава, на траве дрова.

6.  Прочитай. О каких животных здесь идёт речь?

Спиши, вставляя нужное слово. Подчеркни гласную в безударном слоге.

…….. днём плохо видят.

……..живут под землёй.

………. – первые вестники весны.

У …......острые иголки.

……….. живут стадом.

У ……  короткий клюв и длинные острые крылья.

Слова для справок: слон, кроты, совы, ежи, грачи, стрижи.

7.  Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Раздели их для переноса  всеми возможными способами.

К…рмушка, т…жёлый, дв…рями, л…дяной, с…рдечко, к…фейник, с…довник.

8.  Прочитай. Запиши слова в алфавитном порядке. Вставь пропущенную букву. Обозначь в словах ударение.

Зв…нят,  в…да,  сн…говик,  тр…ва,  пл…чо,  л…цо.

9. Спиши. Подчеркни буквы гласных звуков, написание которых требует проверки.

Стена, лицо, весло, трава, плечо, вода, зима, яйцо, дрова.

10. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова  в два столбика.

Кто?

Что?

   

С…ва, с…стра, к…ньки, к…злёнок, ст…кло, п…ла, в…да, св…нья, к…чели, зм…я, ст…рик, п…сьмо.

11. Вставь пропущенные буквы, выделите корень, безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

С…ды, сад, с…довник.

Поле, п…ля, п…левая.

Слон, сл…нёнок, сл…ниха, сл…ны.

Сл…ва, слово, сл…варь.

Тр…ва, травы, тр…вяной.

Зверь, зв…рята,зв…риный.

12.Вставьте пропущенные буквы, найдите и напишите проверочные слова

Вр…мена

Под…рил

Гл…зной

Д…чурка

Гл…ток

Др…вишки

Гн…здо

Др…зды

Г…ра

…ловый

Д…нёк

Ж…рища

Д…тёныш

Ж…лток

Д…ждливый

Д…лёкий

З…лёный

Поз…лота

З…ркальный

Л…вец

13. Выпиши слова с безударными гласными звуками, подчеркни эти буквы.

1) Варенье, ноги, повар, котик, каток, танкист, поле, сосны, больница, боец, домашний, козы, реки.

2) Трава, доска, деньги, рельсы. Весы, гнездо, лето, зима, время, дрозды, дела, беда.

3)  Стадо, страна, голубка, ерши, дом, винты, молчание, ведро, снежный, моряк, море, птенец, танк.

14. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова, вставь ударение.

1) К….ра, м….ря, м…сты, м….тла , сл….ды, п….ро, р….ка, п…сьмо, н…жи, н…ра, н….га. пл….ды.

2) Тр…ва, др…ва,  д…ска, гн…здо, в…сна, к…ты, к…за, ч…сы, в…сы,  ш…ги, дв…ры, зв…зды.

15.  Выбери нужную букву и проверь по словарю. Запиши  слова правильно.

1)  М(е,и)две(д,т)ь, в(о,а)рона, к(о,а)тёнок, л(и,е)сица, с(а,о)рока, к(о,а)рова.

2) В(а,о)р(о,а)бей, с(о,а)бака, за(я,е,и)ц,с(е,и)ница, п(е,и)тух, г(о,а)лубка.

16. Вставь подходящие по смыслу слова с безударным гласным. В скобках запиши проверочное слово.

Слова для справок: заболела, лиса, леса, золотое.

1) Снесла курочка яичко, да не простое ______________ (__________)

2) Несёт меня _____________(_________________) в далёкие ____________(_______________).

3) Добрый доктор Айболит, у меня сын ____________ (________________).

17. Выпиши слова с безударным гласным звуком в корне. Напиши проверочные слова.

1) На лесной поляне живёт лесник. Вдали виднелись верхушки тополей.

2) Марат кормил голубей. Бабушка сварила варенье.

3) Раз царица на лугу,

    На зелёном берегу

    Ручейка, была одна,

    Горько плакала она.      ( В.А.Жуковский)

18. Дополни данные строки ещё одним словом из словаря.

Птицы: сорока, ворона, ……….

Дикие животные: заяц, олень, ………

Деревья: осина, тополь, ………

Домашние животные: собака, корова, …….

Месяц: декабрь, октябрь, …….

Учебные принадлежности: карандаш, пенал, …….

19.а) Составьте и напишите предложения с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы. 

Дует, х….лодные, ветры.

Часто, д…жди, идут.

С п…лей, д…вно, хл…ба, убрали.

б) В первом предложении подчеркните главные члены.

В) Слова второго предложения разделите для переноса.

Г) В третьем предложении подчеркните слова с двумя гласными.

20. а) Подберите к данным словам проверочные, запишите их.

В….рхушка, кр…вой, зв….нит, л….нейка. б….жит, гр….бы, с….сна. хв….лил, н…..сил.

Б) выделите корень.

В) Составьте предложение со словом зв…нит. Подчеркните главные члены предложения.

Г) Подберите к словарным словам тетрадь, карандаш, пенал по три слова, отвечающих на вопрос какой?

21. а) прочитайте цепочки слов. Найдите лишнее.

 К остальным подберите проверочные слова. Запишите их, выделите корень.

 Сделайте звуко-буквенный анализ к слову змея.

1) Бр….сок, д….чурка, з….мовка.

2)  Зм…я, л….чит, кр…винка.

22. Спишите, вставив пропущенные гласные. В скобках напишите проверочные слова.

        Ст…ляр сделал стол. Дв…рняшка стережёт двор. С…довник вырастил сад. В к…рмушке был корм. В с….лонку насыпали соли. Из к….нюшни вышел конь.

В первом, во втором предложении выделите главные члены. Во всем тексте подчеркните предлоги.

23. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

        Хор…шо в л…су. П…ют ч…жи. Св…стит иволга. Л…сные тр…пинки т….нисты. В т….ни цв…тут  кр….сивые фиалки.

В первом предложении подчеркните гласные.

Во втором предложении подчеркните слово, где звуков больше, чем букв. В третьем предложении подчеркните звонкие согласные. Пятое предложение разберите по членам.

24. Исправьте ошибки. Запишите проверочные слова перед проверяемыми. Обозначьте орфограмму.  

1) Цвиток, краты, казёл, осинь, тешина, звирёк, дажди.

2) Бижал, кречал, дражал, сматрел, паля, зема.

3) Катёнок, сасна, марская вална, ваздушные шоры, диревья.

25. Выбери проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

1)  Стеклышко, застеклил — ст … кло; ледяной, лед — л …. док; снег, снеговик — сн …. жинка; котята, котик — к.. . теночек; говорил, говор – разг.. . вор; пляска, расплясался — пл . ..сать; заварка, заварить — св ... рить; следим, след — насл….дил.

2) Бобовый, боб — б . ..бы; сторож, сторожит — ст … рожка; кольца, колечко — к ... льцо;  ночлег, ноченька — н ….чевать; стойка, стоять — пост. ..ять; тянут, тянучка – пот. .. нули.

3)  Пастушок, пас — п…стух; поделка, деловой — д …ла; зелень, зеленоватый — з…леный; кормушка, накормит — к…рмить; скрип, скрипучий — заскр…пел; читать, прочитанный — поч…тать.

26. Подбери одно проверочное слово

1)    . . .— м . сник,    . . .— л . дник,      . . .— В . силий,      . . . — к . лючий,     ... —

б ….нтовать,  . . .— торм . зить, . . . — расч . сать,  . . . — к . фейник

2)  . . .— с . довник,  . . . — б . рега,   . . . —пл . хой,  . . . — . грать,  . . .— прил…тел,   . . . — к . зленок.

3) . . .— ч . рника,    . . . — гн . здо,    . . . — т . желый,   . . . — кр . чать, . . . .— пл . ды,

  .. . .— гр . зовая,  . . — стр . жи, . . . — п . чник.

27. Запиши слова в два столбика: в первый - слова с буквами безударных гласных в первом слоге, а во второй – проверочные слова.

Ползет – полз, лечит – лечил, чинил – чинит, ходил – ходит, кормит – кормил, писал – пишет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные гласные (дидактический материал)

В презентации "Безударные гласные" представлен дидактический материал, позволяющий детям активизировать познавательную деятельность по русскому языку....

Справочный материал для учащихся начальной школы. Меры величин.

Справочная таблица для учащихся начальной школы с единицами длины, массы, площади....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка   по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Безударные гласные в корне слова. (УМК "Начальная школа 21 века)

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века"...

Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.

Методы, приемы и задания при обучении правописания безударных гласных в корне слова....

Развитие и коррекция письменной речи. Дидактический материал для учащихся начальной школы.

В данном дидактическом материале предлагаются упражнения для  занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Предлагаемые задания помогут  сформировать навык работы с предложением, т...

Мастер-класс "Создание дидактической игры для учащихся начальной школы"

Мастер-класс для педагогов по созданию дидактической игры для учащихся начальной школы "Путешествие по городу Королеву"...