Конспект урока по русскому языку "Корень слова, однокоренные слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данный конспект поможет учителю при подготовке к уроку русского языка во 2 классе "Корень слова, однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova_2_klass.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО

УМК

Школа России

Тема

 Корень слова, однокоренные слова

Цель

Ученик научится: находить корень в словах

Ученик получит возможность научиться: приводить примеры однокоренных слов

Ожидаемые результаты

Личностные:

1) Развить навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) Принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3) Cпособность к оценке своей учебной деятельности;

Метапредметные:

1) Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Предметные:

1)Формировать умение находить в слове корень

2)Формировать умение определять по признакам корень в словах

3) Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

Оборудование

Учебник УМК "Школа России" Русский язык 2 класс 1 часть Канакина В.П.; презентация

Этапы урока, задачи этапа, методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

 1.Организационный момент

Приветствует учеников, спрашивает про готовность учеников к уроку.

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку.

 2.Актуализация знаний

Задача этапа:

1)Повторение раннее пройденного материала

Методы:

Словесный: беседа, уточняющие вопросы

-Ребята, прочитайте слова на доске.

-В каждой строчке найти «лишнее» слово и объяснить, почему.

1. Жир, жизнь, чукча, житель, пружина.

-Хорошо, следующая строчка

2. Михаил, Хабаровск, одуванчик, Мурка, Иванов. 

-Правильно. А какое слово лишнее в следующей строчке

3.Бездельник, лентяй, трудолюб, лодырь.

-Вы знаете кто такой лодырь?

-Кто знает про кого так говорят?

-Правильно, значит какое слово лишнее?

-А что мы можем сказать про следующие слова?

4. Гора, горка, горный, гореть.

-Хорошо, сейчас перейдем к следующему заданию, но обязательно скоро вернёмся к этим словам

-Лишнее слово чукча, потому что в остальных словах есть орфограмма  "жи ши"

-Лишнее слово одуванчик, потому что остальные слова имена собственные

-Да

-Нет

-Это человек, который ничего не хочет делать, как лентяй

-Трудолюб, остальные слова синонимы

-Мы не знаем какое слово лишнее, но у них есть общая часть

1) Развить навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) Принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3.Постановка учебной задачи

Задачи этапа:

1) Определение темы урока

2)Постановка цели

Методы:

Словесный: беседа по вопросам

Наглядный:презентация

-Давайте посмотрим на слайд презентации. Что изображено на нём?

-Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево?

-Правильно. А зачем дереву нужен корень?

-Да, это действительно так. А как вы думаете, а в словах есть такая часть, без которой они не смогут существовать?

-Если есть эта главная часть слова, без которой не будет его,то как она называется?

-Тогда какая задача стоит перед нами на уроке сегодня?

-Дерево

-Корень, ствол, крона: ветви с листьями

-Это самая главная часть дерева.

-Без корня дерево не будет расти и может погибнуть.

-Да

-Нет

-Это корень.

-Познакомиться с корнем

-Узнать признаки корня

-Научиться выделять корень в словах

1) Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

4. Изучение нового материала

Задача этапа:

1) Изучение нового материала

Методы:

Словесный: беседа, уточняющие вопросы

 - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию?

-Так что же такое корень? 

 

-А как вы думаете какое определение подходит нам?

-Правильно.  А какая это часть слова?

-Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши слова(Гора, горка, горный, гореть) являются родственными?

-Хорошо, а давайте найдем корень в наших словах. Какой корень в этих словах?

-А теперь давайте проверим правильно ли мы нашли корень, давайте закроем найденный нами корень и посмотрим что останется. Получается у нас прочитать слово?

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

-А как вы думаете как называются слова, у которых один корень? А теперь давайте ещё раз посмотрим на слова и скажем какие слова мы можем назвать однокоренными?
-Правильно, молодцы.Это признаки, которые нам нужно запомнить, ведь именно они помогут нам находить и выделять корень в словах.

– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 61 и прочитайте правило самостоятельно.
-Мы с вами оказались правы, когда давали определение корню?

-А теперь перейдем к учебнику, откройте страницу 61 упражнение 84.

-Посмотрите на столбики слов. Как мы можем назвать слова в 1 столбике? Почему?

-А как меняется лексическое значение в словах?

-Правильно. А теперь давайте запишем эти слова в тетради.

-Какой корень в данных словах?

-А теперь давайте выделим корень. Для того, чтобы нам запомнить как обозначается корень, давайте вспомним как выглядит шляпка гриба?

-Так. Тогда давайте выделим корень в наших словах.

-Хорошо, а теперь давайте поработаем в парах. Вам нужно найти корень в словах и выделить его, затем поменяться с соседом и проверить правильно ли он выполнил задание.

-Какой корень у нас в словах? Почему?

-Отлично.

-А вы можете привести примеры своих однокоренных слов?

-В словаре

- Корень:

 1) подземная часть растения;

 2) часть волоса, зуба, ногтя;

 3) начало, источник чего-либо;

 4) часть слова.

-4, корень это часть слова

-Главная

-Не все. Гора, горка, горный образованы от слова гора, а слово гореть от другого. Но у них есть общая часть гор.

-Гор является корнем

(Работают вместе с учителем, но у себя тетрадях)

-Нет, у нас не получается прочитать слово.

-Корень- это главная часть слова, без которой у слова нет смысла.

-Однокоренными

- Однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл

(Читают внимательно правило)

-Да

-Родственные,

-Однокоренные

 -Потому что у них общее лексическое значение, они все связанны с домом.

-Домик- это маленький дом

-Домище- это огромный дом

-Домишко- это дом средних размеров.

(Записывают слова в тетради)

-Дом

-Как полукруг

(Выделяют корень в словах)

(Работают в парах)

-Корень слон, потому что слова, связанны с животным слон.

Слониха- это слон женского рода

Слонёнок- это детёныш слона

Слонята- это дети слонов

-Игра,игрушка,играть

Лето,летний

Вода,водный, водолаз

1) Развить навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

4)Формировать умение находить в слове корень

5)Формировать умение определять по признакам корень в словах

6) Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

5. Физ.минутка

-А сейчас мы с вами немного поиграем в дидактическую игру «Найди свой дом».

 У меня на доске три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». Найдите домик для своего слова. Для это первый ряд будет вставать,когда услышит слово с корнем земл, второй ряд с корнем звер и третий ряд, когда услышит корень вод.
Слова:

Земляк, землица, земляной, приземлиться, зверёк, зверинец, звериный, озвереть, вода, подводный, водолаз, водитель

(Учащиеся выполняют физ.минутку, согласно озвученным условиям)

6.Первичное закрепление

Задача этапа:

1) Закрепление и обобщение изученного материала

Методы:

Словесный: беседа

-А теперь выполним упражнение 85 на стр. 61 учебника. Только мы не будем выписывать, а я вам напишу на доске слово, а вам нужно будет подобрать однокоренные к нему слова и составить с ними словосочетания, выделяя корень.(Слово море)

-Какие словосочетания у вас получились?

-Хорошо, а какой корень в этих словах?

-Молодцы.

(Учащиеся выполняют задание)

-Морской бриз, молодой моряк, приморский край

-Мор

1) Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

2) Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

3)Формировать умение находить в слове корень

4)Формировать умение определять по признакам корень в словах

7.Рефлексия

Задача этапа:

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели и результатов, степень их соответствия

Методы:

Словесный: беседа, уточняющие вопросы

А сейчас мы с вами соединим всё, что мы с вами сегодня узнали. Но сначала сыграем в игру.

Игра “Третий лишний”. - Назовите лишнее слово.

Желток, железо, жёлтый.
Белый, белка, белить.
Циркач, циркуль, цирк.
Гром, громкий, громадный.
Вода, водитель, подводный.

-Что мы сегодня с вами изучили на уроке?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Отлично, спасибо за урок.

-Железо

-Белка

-Циркуль

-Громадный

-Водитель

-Корень

-Однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл

1) Cпособность к оценке своей учебной деятельности;;

2)Формировать умение находить в слове корень

3)Формировать умение определять по признакам корень в словах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

План-конспект урока во 2 классе по системе Л.В.Занкова с применением электронных образовательных ресурсов....

Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" 3 класс

Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; уч...

Конспект урока по русскому языку «Слово. Слог» 1 класс УМК «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания).Тема: «Слово. Слог»Цель: формирование умения различат...

Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" (2 класс)

МБОУ "Погореловская СОШ"Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся об антонимахЗадачи:1. Познакомить со словами – антонимами.2. Способствова...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...