Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Болгар Екатерина Александровна

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. обобщить знания о работе с буквами и звуками;

2. закрепить умения проводить морфемный и фонетический разбор.

Предметные: научатся:

1. производить звуко-буквенный анализ слова;

2. находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Развивающие:

1. развивать логические операции мышления – анализ, синтез, обобщение;

2. развивать умение анализировать текст, делать выводы.

Личностные:

1. осознавать необходимость новых знаний;

2. устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3. формировать способность к оценке своих действий.

 

Воспитательные:

1. воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2. воспитывать умение выступать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 04.04.2023

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 3-2

Урок: 5

Время: 11:50-12:30:00Кабинет: 202

Студент: Дьяченко Екатерина Александровна

Группа: 31

Учитель: Селихова Флюра Михайловна

Методист: Галлиулина Нажия Камиловна

Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тип урока: урок общеметодологической направленности 

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. обобщить знания о работе с буквами и звуками;

2. закрепить умения проводить морфемный и фонетический разбор.

Предметные: научатся:

1. производить звуко-буквенный анализ слова;

2. находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Развивающие:

1. развивать логические операции мышления – анализ, синтез, обобщение;

2. развивать умение анализировать текст, делать выводы.

Личностные:

1. осознавать необходимость новых знаний;

2. устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3. формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1. воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2. воспитывать умение выступать.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; под ред. С. В. Иванова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2013. -Ч.2  

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак.

- Обратите внимание на то, как вы сидите: выпрямите спинки, «ножки-дорожкой».

Приветствуют учителя.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

Презентация

2.  Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

1. Организует минутку чистописания

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «7 марта». Ниже пишем «Классная работа».

 На экране: стар_сть, п_ход, н_винки, зав_рной, сам_лет.

Посмотрите на экран.

-Как вы думаете, каким может быть задание к данной группе слов?

-Можете вы сразу решить какую букву надо писать?

- Какие звуки слышим? Какие буквы напишем?

-Назовите часть слова, в которой была пропущена буква.

- Спишите эти слова себе в тетрадь и выделите корень.

- Слово «самолет» оно какое?  Сколько корней будет в слове «самолет»? Какие? Чем является буква «о»?

- А как ещё надо записать эти слова?

- Скажите, какой раздел русского языка изучает звуки? Фонетика, верно! Скажите сколько гласных, а сколько согласных звуков в этом слове? Сколько звуков обозначает буква эф?

- Я назову вам буквы, а вы – звуки. (эм, ка, зэ, бэ)

- А вы знаете, что такое словообразование?

- Это раздел науки о языке, который изучает образование слов.

- А какие  способы вы знаете?

- Верно!

суффиксальный – когда новое слово образуется при помощи суффикса;

приставочный – новое слово образуется при помощи приставки;

приставочно-суффиксальный – в образовании нового слова участвуют приставка и суффикс одновременно;

способ сложения основ двух слов – слова, образованные таким образом, называются сложными.

Выполняют задание.

- Вставить пропущенные буквы и поставить ударение.

- Нет, сначала нужно посмотреть словарное это слово или нет, если нет, то подобрать проверочное слово.

- Слышим «а», пишем «о», и только в слове «заварной» - слышим и пишем «а».

- Часть слова – корень.

-Сложное, Два, «сам» и «лет», соединительной буквой.

- Красиво, с правильными соединениями.

- Фонетика.4 гл., 4 согл. Обозначает два звука [ф][ф`].

- [м],[м`]; [к],[к`]; [з],[з`], [с],[с`]; [б],[б`],[п],[п`]

-  Это образование слов.

- Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ двух слов.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других анализировать;

информацию;

сравнивать

Презентация

3. Постановка учебной задачи
(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Что мы сегодня с вами будем повторять?

- Теперь попробуйте сформулировать тему урока при помощи слов внизу слайда. (слова фонетику и состав повторяем)

- Тема нашего с вами урока «Повторяем фонетику и состав слова».

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

- Повторить….

-Выполнить….

- На слайде план, ваша задача правильно расставить этапы.  

1. Выполнить самостоятельную работу;

2. Сделать выводы. Выполнить задание на повторение ;

3. Повторить, что такое фонетика, состав слова;

4. Выполнить задание на повторение;

- Фонетику и состав слова.

- Повторяем фонетику и состав слова.

Цели: Повторить …?

Выполнить самостоятельную работу.

План:

1.Повторить, что такое фонетика, состав слова;

2. Выполнить задание на повторение;

3. Выполнить самостоятельную работу;

4. Сделать выводы.        

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументировано высказывать своё мнение

Презентация

4. Обобщение и систематизация знаний и умений (15-20 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

1.Организовывает деятельность обучающихся систематизаций знаний.

- Давайте вспомним и назовем части слова.  

- Верно! Какие же две части слова служат для образования новых слов? Дайте этим частям определение.  Что такое приставка?  Что такое суффикс? Что такое корень? Что такое окончание? Что такое основа слова? - Отлично, вы прекрасно всё помните! А для его мы должны это знать?

- Теперь мы с вами выполним упражнение 2 на стр 86.

- Прочитайте задание и скажите, что нам нужно сделать?

https://sun9-25.userapi.com/impg/joRzlunYFSCuJdSpWhK_IsA7Z7fT5FcaHGPPng/bAl_DjHOagc.jpg?size=708x197&quality=95&sign=b5ee7930bf9870ae962613a8e94fa637&type=album

- Да, вам нужно списать слова в порядке представленных схем и обозначить части слова.

- Можете приступать к выполнению, затем мы с вами проверим.

- Какое слово отнесли к первой схеме? Ко второй? К третьей? К четвертой? К пятой?

- У кого так же? Отлично! Теперь обменяйтесь тетрадями и поставьте друг другу плюсики, сравнив со слайдом.

- Сейчас мы с вами выполним упр. 3. Прочитайте его и скажите, что нужно сделать?

- Верно, разберем первую группу слов. Какое слово лишнее? По какому принципу вы определили?

- Отлично! Далее у второй группы слов, видим, что мы видим?

 - Какое слово лишнее у 3 группы?

- Сейчас кто-то один выйдет к доске и разберет слово «носок» по составу.

 

- Идем дальше. Сейчас будет небольшая работа в группах. Я раздам конвертики, вам нужно будет достать из них всё и составить алгоритм выполнения фонетического разбора. Задача ясна? Отлично! Можете приступать .

- Давайте проверять. Одна группа читает, другие внимательно слушают.

- У кого так же поднимите большой палец вверх.

- именно по такому алгоритму вам нужно будет дома разобрать слово.

- Давайте вспомним, на какие две группы делят звуки?

- Умнички, всё вспомнили.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Упражнение 4 на стр 87. Давайте откроем это задание и разберем его, чтобы дома не возникло трудностей.

https://sun9-32.userapi.com/impg/cFF7ohU8ek3j73tKM8t9L23Pl2_Paeib59KNJQ/nYSZDmHatoA.jpg?size=700x196&quality=95&sign=0f405776b0139228ffa621998a454fce&type=album

- Прочитайте задание и скажите, что вам нужно будет сделать?

- Да, вам нужно списать предложение, выполнить фонетический разбор слова «орешки». В каком слове букв и звуком разное количество?

- Как выполнять домашнее задание понятно?

- Отлично, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, встаньте со своих мест.

Выполняют задание.

- Приставка, корень, суффикс, окончание.

- Приставка и суффикс.

- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.  

- Корень – это общая часть родственных слов.

- Окончание – это изменяемая часть слова.

- Основа – это часть слова без окончания.

- Чтобы применять эти знания при разборах, в речи.

- Нам нужно записать слова в порядке данных схем и обозначить части слова.

- кино, лев, бесконечный, прекислый, кленовый.

- Нам нужно найти лишне слово в каждой группе.

- Слово «клубок», оно не является однокоренным.  

- Что все слова с приставкой, кроме слова «замочный», оно является лишним.

- лишнее − горшок, потому что в нём ок − часть корня, а не суффикс, как в остальных.

Работа в группах.

- Для начала мы слово разделим на слоги, сделаем транскрипцию и поставим ударение.

- выписываем буквы и звуки в столбик.

- Анализируем каждый звук. Затем выполняем подсчет букв и звуков.

- На гласные и согласные.

- Ударные и безударные.

- Звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные.

Записывают домашнее задание.

- Нам нужно списать предложение, выполнить фонетический анализ слова.

- В слове «сыроежки», буква е – обозначает два звука.

- Да.

УУПД:

Работать с информацией, анализировать, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, стоить речевые суждения.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения, выстраивать отношения сотрудничества

Презентация

Динамическая пауза

Практ: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

Предметная динамическая пауза.

- На слайде буквы, вам нужно их изобразить. (ф, р, п, к, о, у).

1.Выполняют динамическую паузу.

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

1. Организация самостоятельной работы с самопроверкой.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно.

- Упр 5 на стр 87.

- Прочтите задание, что вам нужно сделать?

-  Верно, вам нужно списать текст, записать слово из двух слогов, в котором два одинаковых гласных звука и первый звук ударный. Так же вам нужно найти из представленных слов однокоренные к слову «лес» и  записать в порядке представленных схем.

-Кому не понятно, что нужно делать?

- Можете приступать.

https://sun9-52.userapi.com/impg/FGBqCac6URkCvEWr3DXOTH0fwuZcvEhCV7ZxqQ/pKe-LduhsTA.jpg?size=674x610&quality=95&sign=4fbd3a4ffe6cfba0fe5b925987fef4ce&type=album

- Проверять будете самостоятельно по эталону, а затем послушаем, какие слова вы подобрали под схемы.

- У кого нет ни одной ошибки – поставьте себе 5. У кого 1- 2 ошибки – поставьте себе 4, у кого больше 2-х ошибок – поставьте 3.

- Отлично!

1. Выполнение самостоятельной работы

- Нам нужно списать текст, записать слово из двух слогов.

- Всё понятно.

- Слово из двух слогов, в котором два одинаковых гласных звука и первый звук − ударный − это пятна.

- Однокоренные слова к слову лес в порядке схем:

подлесок, лесник, лесополоса.

УУРД:

контролировать свои действия по алгоритму, выполнять задание в общем темпе

Рефлексия деятельности

(3-4  мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

1.Организует анализ работы по критериям.

 - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Достигли ли мы их

- Чему научились сегодня?

- Что было трудного?

- Урок окончен. Спасибо за работу!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Фонетику и состав слова.

- Повторяем фонетику и состав слова.

Цели: Повторить …?

Выполнить самостоятельную работу.

УУКД:

Строить взаимоотношения на основе адекватной самооценки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"

Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"

Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Устаревшие слова"

Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока:Дидактические:1)дать представление о том, что такое устаревшие с...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Склонение имен существительных»

Цель урока: формирование  понятия о склонении имени существительного, умения склонять имена существительные. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) дать представл...