Урок русского языка, 3 класс, тема:«Правописание приставок и предлогов.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шаданова Лариса Ефимовна

Познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов; развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать; учить сравнивать, классифицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_k_russ_yaz_tehn_karta_1.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улейская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка

                                          Тема: «Правописание приставок и предлогов.»

Подготовила: Шаданова Лариса Ефимовна

План-конспект урока по русскому языку

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Учебник: Русский язык. УМК «Школа России», 3 класс.

 Цели урока:

 познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов; развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать; учить сравнивать, классифицировать.

Задачи урока:    

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос.

Регулятивные: уметь анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли вслух, умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Предметные:

  Систематизировать и уточнить знания учащихся о различии предлогов и приставок.

  Правильно писать и употреблять предлоги и приставки  в речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: частично-поисковый, словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР, объяснение с элементами беседы с использованием ЭОР.

  • Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент (1 мин.)

Снег всю землю покрывает

И деревья одевает.

Что- то он сказать хотел

К нам к окошку подлетел.

Он решил нам подсказать,

Что урок пора начать.

Настроились на работу на уроке.

Личностные УУД

Мотивация к учебной деятельности ( 1 мин.)

Задаёт вопросы:

- Какой сейчас у нас будет урок?

-Что пожелаем сегодня на уроке себе, своим одноклассникам?

- Оцените своё желание учиться сегодня. Покажите свою оценку знаком.

На доске:  

Очень хочу учиться.

 Хочу учиться.

 Немного хочу учиться.

Мне очень приятно, что у всех оценка «Очень хочу учиться» («Хочу учиться») (помечается на доске – прогностическая оценка).

-А теперь покажите знаком на «волшебных» линеечках, какими вы будете сегодня на уроке.                

На доске:

Буду очень активным.

 Буду активным.

 Буду малоактивным.

(Учитель выносит на доску общую прогностическую оценку).

Слушают и отвечают на вопросы.

- Русский язык.

-Активности, здоровья, радости, успехов, …

Дети показывают своё место на шкале.

Дети показывают своё место на шкале.

Личностные УУД

- способность к самооценке

- самоопределение

- нравственно-этическое оценивание

II.Актуализация знаний (5 мин.)

1.Минутка чистописания.
Подпод- с с-
-Кто догадался ,что вы сейчас прописали?

- Что вы знаете о приставках и предлогах из прошлых уроков?

2. Я читаю вам предложение, а вы на слух определяете, что там есть: предлог или приставка. Если вы слышите слово с предлогом, то поднимаете карточку «предлог», если слышите  в слове приставку, то карточку – «приставка».

 Упал с берёзы, катился на коньках, записал в тетрадь, варенье из малины, зашёл за сестрой, вырос под сосной, посмотрел на восток.

Отвечают на вопросы:

- Предлоги и приставки.

-Предлог – это слово.
Предлоги со словами пишутся отдельно.  Предлог служит для связи слов в предложении.
Приставка – это часть слова. Приставки пишутся слитно.

Дети поднимают карточки «предлог», «приставка»

Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли вслух

- умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос

Самоопределение к деятельности

- Спишите, раскройте скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

На доске:

(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (на)брёл (на)избушку.

-Как отличить предлог от приставки?

-Взаимопроверка в парах.

Я проверю ваши работы, когда буду проверять тетради.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Между предлогом и словом, перед которым оно стоит, можно поставить другое слово.

- Правописание предлогов и приставок.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос

Регулятивные УУД

- Уметь анализировать, сравнивать

Личностные УУД

- Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству

Физкультминутка «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений», «Зоркие глазки», «Стрельба глазами».

III. Изучение нового материала (20 мин.).

Наблюдение за ролью приставок в слове. А теперь понаблюдаем за ролью приставок в слове.

-Я буду называть приставку, а вы попробуйте догадаться к какому слову их нужно приставить.

Представьте, что вы сидите перед телевизором. Какие действия вы сделаете с телевизором, используя предлог.

в-

пере-

вы-

(включить, переключить, выключить)

Представьте, что вы сидите на стуле около стола. Что вы можете сделать со стулом?

подо-         пододвинуть

ото-          отодвинуть

-Какой вывод можно сделать из этих примеров? (Каждая приставка имеет свой смысл)

Каждая приставка имеет свой смысл.

Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли вслух

- умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос

IV. Закрепление полученных знаний (10 мин.).

Работа в парах.

Обобщение знаний о приставках и предлогах. Образуйте слово с корнем и приставкой.  Составьте предложение с этим словом употребив, используя предлог:

-кат-с с-     скатился с высокой горы 1 ряд

-бег- по- по  побежал по широкой дороге 2 ряд

-лет- в- в    влетел в открытое окно 3 ряд

Предлагаю потренироваться в различении приставок и предлогов. Работаем в парах.

Прочитайте стихотворение и скажите из какой это сказки? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).Найдите приставки и предлоги.

Налетели на мальчика гуси

Унесли у сестрицы братца

Заплакала Аленушка от горя

Побежала по чистому полю

Добежала до речки студеной

Про дорогу у реки спросила

Рефлексия

Итог

- Кому было трудно работать на уроке?

- Кому при выполнении заданий нужна помощь учителя или товарищей?

- Что вызвало особые затруднения?

- Возвращаемся к нашим «волшебным» линеечкам.

 (Самооценка).

 - Кого бы вы  поблагодарили за урок?  За что?

Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику»

Личностные УУД

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»

Домашнее задание

Упр. 20 стр. 133

    Отзыв открытого урока «Правописание приставок и предлогов» по русскому языку.

                                                                    3 класс

Тема урока: Правописание приставок и предлогов.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала)

Выбор целесообразен в виду того, что необходимо было закрепить пройденный материал и дать новые сведения о различии написании одинаковых приставок и предлогов. Данный урок в системе уроков «Приставки» (второй в данной теме «Предлоги и приставки», первый в «Правописании приставок и предлогов»)

Этапы урока и их последовательность соответствовали типу урока.

Планируемые результаты:

Предметные:

Систематизировать и уточнить знания учащихся о различии приставок и предлогов.

Правильно  писать и употреблять предлоги и приставки в речи.

Метапредметные:

  1. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос.
  2. Регулятивные: уметь анализировать, сравнивать.
  3. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли вслух, умение слушать и понимать речь других.

Личностные:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Понимать значение границ собственного знания и «незнания».

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Все цели и задачи учителем были реализованы.

Урок начался со стихотворения – приветствия, что позволило настроиться на позитивную работу.

1.Организация учителем повторения пройденного материала.

Повторение темы «Предлоги и приставки»

1.Организационный этап.

Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу.  Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Урок начат своевременно. Первый этап урока был направлен на психологический настрой и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности.

2. Оптимальность типа и структуры урока.

Учителем выбран следующий тип урока: комбинированный со следующей структурой:

     1 . Организационный момент.

     А) Мотивация учебной деятельности

     2. Актуализация знаний.

     А) самоопределение к деятельности.

     3. Физкульминутка.

     4. Изучение нового материала

     5. Закрепление полученных знаний

     А) работа в парах

     6. Рефлексия

      Домашнее задание (дифференцированное)

Урок показал, что были выбраны оптимальные  тип и структура.

  1. Соблюдение требований к содержанию уроков.

Урок соответствует учебной программе. Реализуются все дидактические требования к изложению материала. Выбраны необходимые средства обучения. В ходе проведения урока царила атмосфера сотрудничества.

Отбор материала и методов обучения учитель осуществлял с учетом особенностей учащихся. Были отобраны методы: по источнику знаний – словесные методы. К наглядным методам относятся использование ИКТ. Практические методы – чистописание, упражнения из учебника, индивидуальные карточки с уровневыми заданиями – отрабатывали умения и навыки учащихся в написании предлогов и приставок, что позволило не только повторить, но и обобщить изученный материал. Главный акцент был направлен на проверку знаний учащихся по данной теме.

Все упражнения, подобранные Ларисой Ефимовной, были нацелены на формирование новых знаний и закрепление умений и навыков различать предлоги и приставки, постоянно внимание учащихся было направлено на повторение данной темы. Это и упражнение на дифференциацию предлогов и приставок, упражнение показало, что дети научились распознавать и отличать их, а также могут грамотно объяснить и привести доказательства правильного написания. Итогом этого этапа было дано задание на закрепление предлогов и приставок, которые одинаково слышатся и пишутся. Дети самостоятельно делают открытия и выводы. При таком подходе присутствует момент «неожиданности при ожидании», что позволяет учащимся сосредотачиваться, а не расслабляться. Упражнение в учебнике подобрано с учётом возможности применить ранее полученные знания, а также для лучшего повторения и закрепления изученной темы.

Для снятия напряжения проведена физкультминутка. Упражнения нацелены, прежде всего, для снятия усталости глаз.

  1. Выбор методов, приёмов и средств обучения.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 Методы обучения: частично-поисковй, словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР, объяснение с элементами беседы с элементами ЭОР.

Средства обучения: учебники, индивидуальные задания, проектор, интерактивная доска.

  1. Характер взаимоотношений учителя и учащихся.

На уроке  Шадановой Л.Е. создала благоприятный психологический климат. Создана образовательная среда «Учитель-ученик»

6.Организация закрепления изученного учебного материала.

В игровой форме проводится диагностическая коррекция знаний с использованием ИКТ. Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют доказывать и объяснять правописание предлогов и приставок, называть их отличительные признаки.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока  выполнен, заявленной цели и постановки задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся. Применялась интерактивная познавательная система для стимулирования интеллектуального развития учащихся, формировалось дивергентное мышление.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных активных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся показали довольно высокий уровень усвоения знаний, познавательную активность на уроке, к оценке учителя относились доброжелательно. Эффективно реализован воспитательный аспект урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...

Урок русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов" 3 класс

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология личностно - деятельностн...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"

Технологическая карта урока русского языка для з класса по теме:"Правописание приставок и предлогов". УМК "Школа России". Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"

: фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,За учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.РаРазвивать ...

конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов и приставок"

конспект урока   русского языка на тему " Правописание суффиксов и приставок" школа РоссииЦели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной ...