Урок обучение грамоте , 1 класс, тема:«Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шаданова Лариса Ефимовна

Основные понятия: буквы «Д,д», звуки [д], [д,]; «родственные слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улейская средняя общеобразовательная школа»

Урок обучения грамоте

                                          Тема: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

  Подготовила: Шаданова Лариса Ефимовна,

учитель начальных классов

Тема урока: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

Цель урока: познакомить со звуками [д], [д,] и буквами «Д, д»;

формировать навык правильного, слогового, выразительного,   сознательного чтения.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Форма урока: традиционный урок с использованием  мультимедийных средств.

        

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД:  формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

Основные понятия: буквы «Д,д», звуки [д], [д,]; «родственные слова».

Ход урока.

1. Организационный момент.

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СЕГОДНЯ У НАС НЕОБЫЧНЫЙ УРОК, У НАС СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК, ПОТОМУ К НАМ ПРИШЛИ ГОСТИ. ПОПРИВЕТСВУЙТЕ ГОСТЕЙ.

ДЕТИ:В ДОБРЫЙ ДЕНЬ,В ДОБРЫЙ ЧАС,ОЧЕНЬ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС.

ВАМ, РЕБЯТА, Я ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ. Я ТОЧНО ЗНАЮ, ЧТО У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ, ВЕДЬ ВЫ САМЫЕ УМНЫЕ И ГРАМОТНЫЕ УЧЕНИКИ.        

2.ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ  В ИГРУ. ИГРА НАЗЫВАЕТСЯ «ДОСКАЖИ СЛОВО»        Я НАЧИНАЮ, А ВЫ ЗАКАНЧИВАЕТЕ.

1.РЕЧЬ БЫВАЕТ (УСТНАЯ, ПИСЬМЕННАЯ)

2.НАША РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ (ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОСТОЯТ  ИЗ (СЛОВ)

4.СЛОВА ДЕЛЯТСЯ НА (СЛОГИ)

5.СЛОГИ СОСТОЯТ ИЗ (ЗВУКОВ)

6.СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И (СЛОГОВ)

7.ЗВУКИ БЫВАЮТ ( ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ)

3.-А сейчас, давайте вспомним, в чем отличие звуков от букв.

Ученик. Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

БУКВЫ ВИДИМ, ЧИТАЕМ, ПИШЕМ.

 На какие две группы делятся все звуки?

ласные и согласные).

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

(Ударные и безударные).

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие,  звонкие, глухие)

СКОЛЬКО БУКВ МЫ УЖЕ ИЗУЧИЛИ? (17 БУКВ)

ДАВАЙТЕ ПРОЧИТАЕМ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ.

НМЛРБВПКТЗС

4. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

НАШ СЕГОДНЯШНИЙУРОК Я НАЧНУ С ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ И НУЖНЫХ СЛОВ: ДОМ, ДЕТИ, ДРУЖБА, ДОБРО. НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ЭТИХ СЛОВ. А БУКВА, КОТОРОЙ ПОСВЯЩЕН НАШ УРОК В ДРЕВНОСТИ ТОЖЕ НАЗЫВАЛАСЬ «ДОБРО». МОЖЕТ БЫТЬ  ВЫ САМИ НАЗОВЕТЕ, КАК ОНА НАЗЫВАЕТСЯ В НАШИ ДНИ? (БУКВА Д)

ЗНАЧИТ ТЕМА НАШЕГО УРОКА:  БУКВА Д И ЗВУКИ, КОТОРАЯ ОНА  ОБОЗНАЧАЕТ. ДАВАЙТЕ ПОСТАВИМ ЗАДАЧИ: ПОЗНАКОМИМСЯ С НОВОЙ БУКВОЙ И ЗВУКАМИ КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ, НАУЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ В СЛОВАХ ЗВУКИ Д,ДЬ, НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ СЛОВА С БУКВОЙ Д.

5.Помогите мне закончить предложения.

ВОТ НАШ ... (дом).

ИЗ ТРУБЫ ИДЕТ…(ДЫМ).

К дому ведёт… (дорожка).

Вокруг дома РАСТУТ … (деревья )

На дереве сидит ... (дятел).

К дому идёт … (дедушка).

Его встречает … (девочка)

  • Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
  • Придумаем заглавие. Повторите весь текст с заглавием.
  • Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.

ВСЕ СЛОВА НАЧИНАЮТСЯ СО ЗВУКА Д. ДАВАЙТЕ ПРОИЗНЕСЕМ  ЗВУК Д. СОГЛАСНЫЙ ИЛИ ГЛАСНЫЙ? ДАВАЙТЕ ПРВЕРИМ ЗВОНКИЙ ИЛИ ГЛУХОЙ? КАК ПРОИЗНОСИТСЯ СГОЛОСОМ ИЛИ БЕЗ ГОЛОСА?

А ТЕПЕРЬ РАЗДЕЛИТЕ  СЛОВА НА 2 ГРУППЫ:МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ( ТВЕРДЫЕ – ДОМ, ДЫМ, ДОРОЖКА) МЯГКИЕ  - ДЕВОЧКА, ДЕДУШКА, ДЕРЕВЬЯ, ДЯТЕЛ)

А КАКИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ СМЯГЧАЮТ ? (Е,И)

ЗНАЧИТ: ВЫВОД: ЗВУКИ Д,ДЬ- СОГЛАСНЫЕ, ЗВОНКИЙ, БЫВАЮТ МЯГКИМИ И ТВЕРДЫМИ.

КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАЕТСЯ БУКВА, КОТОРЙ ОБОЗНАЧАЮТСЯ ЗВУКИ Д ДЬ? БУКВА ДЭ.

5.– А сейчас разделимся на 3  группы

1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

ДОМ,ДЫМ,ДЯТЕЛ.

6. Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны РАССМОТРЕТЬ КАРТИНКИ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И НАЙТИ КАРТИНКУ, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ К ЭТОЙ СХЕМЕ .

7.ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИКИ НА СТР 105

- Что изображено на рисунке? ( Слайд 6). (Гвозди)

- Сколько слогов в слове гвозди? Приготовили руки и поделим на слоги (гвоз-ди)

- В какой части слова слышится звук [д]? Произнесем этот слог (ди). Еще раз произнесем.

- Какой это звук? Как он слышится? ( Согласный, звонкий, мягкий)

- Сколько гвоздей на рисунке? ( Слайд 7). (Два)

- Произнесем это слово. (два). Еще раз произнесем. В какой части слова слышится звук [д]? (в начале)

- Какой это звук? Как он слышится? (Согласный, звонкий, твердый)

- Значит, звук [д] каким бывает? (твердым и мягким)

8. НАЗОВИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК Д, ДЬ В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ КОНЦЕ СЛОВА.

9. А ТЕПЕРЬ ОТДОХНЕМ ПРОВЕДЕМ ФИЗМИНУТКУ.

  Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.

Дело, домино, дудочка, ДАША ,РУЧКА,ДИМА, подружка, дети, радость, гвоздика.

10. . А теперь прочитаем слоги И ПРОВЕДЕМ СЛОГОВОЙ АУКЦИОН «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ СЛОВА» 1 СЛОГ ДА И Т.Д.

11. Чтение слов.

- Про себя.

- Вслух.

- Выборочное чтение. Прочитайте два столбика.

- какая общая часть у этих слов? ( корень - «вод», все слова имеют отношение к воде)

- Кто знает значение слова «водолаз»?

Водолаз - это рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде.

- А кто знает значение слова «водопад»?

Водопад – это стремительно падающий с высоты поток воды.

- Теперь прочитайте, пожалуйста последний столбик.

- Скажите, какая у этих слов есть общая часть?

 (труд)

12.Чтение текста.

- Теперь переходим к тексту.

- Прочитайте про себя текст.

- Кто прочитает текст плавно, соединяя слоги в слова, громко? (один читает)

Ответьте на вопросы:

- Кем работают папы у Нади и Димы? Найдите это в тексте, поставьте пальчик, там, где нашли и покажите свою готовность, прочитайте

-Какую работу они выполнили? Найдите в тексте и прочитайте.

- Где теперь идут поезда? Найдите и прочитайте.

- Что узнали о работе водолазов?

- Скажите, а почему слова Надя, Дима с большой буквы записаны? (имена пишутся с заглавной буквы)

13.- Какие вы большие молодцы. Легко справляетесь со всеми заданиями.

- А теперь открыли учебники на с.104. Рассмотрим картинку на тему «Морские сокровища».

- А кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? (Водолазы, аквалангисты)

- Ребята, есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? Кто знает, как называется этот вид спорта? (Дайвинг)

- Что увидели водолазы в море? (Сокровище, клад)

- Каких морских обитателей они встретили? (Осьминог, рыбы)

14 .  Прочитайте слоги так как они написаны. А теперь поменяйте слоги местами, какое слово получилось? (Читают все вместе.) (Слайд 9)

мок – ды                                                                                                                                                                мик - до

15.ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?

БУКВА Д В НАШЕМ АЛФАВИТЕ ПОЯВИЛАСЬ СО СЛОВА ДОБРО. БЕЗ ДОБРА НАМ И НАШИ ДНИ, КОНЕЧНО, НЕ ОБОЙТИСЬ. И В СКАЗКАХ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ  ЗЛО. И Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ ВСЕГДА БЫЛИ ДОБРЫМИ, СПРАВЕДЛИВЫМИ И УМЕЛИ СОТРАДАТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ. И Я ХОЧУ ВАМ НАПОМНИТЬ ЕЩЕ 3 ОЧЕНЬ  ВАЖНЫХ  И НУЖНЫХ СЛОВА: ДУМАТЬ, ДЕЛАТЬ, ДОБИВАТЬСЯ. ПУСТЬ ЭТИ СЛОВА ЖИВУТ С ВАМИ. НА ЭТОМ УРОК ОКОНЧЕН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"

Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий ...

Урок обучения грамоте по теме "Звуки ф и ф \'. Буквы Фф" 1 класс

Урок строится на проблемно-диалогической технолгии, технологии оценивания учебных действий учащихся....

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока обучение грамоте по теме: «Звук {к, к} и буква Кк», 1 класс, УМК "Перспектива"

   Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления учащих с согласным  звуком [к, к ] и буквой Кк.Планируемые результаты       Предметные:...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Звуки [э], [й\'э]. Буква Ее" УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: Обобщение и закрепление знаний обучающихся о звуках [э], [й’э], букве Ее.Задачи:Дидактические:1. Учить определять роль буквы ...