Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Виды разборов.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Зарипов Данияр Альфритович

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по всем видам разборов.

Задачи урока:

Дидактические:

1) обобщить и систематизировать знания обучающихся о видах разборов;

2) проверить сформированность понятий: морфологический, морфемный, синтаксический, фонетический разборы;

3) закрепить умение выполнять все виды разборов слова.

Развивающие:

1) развивать речь, мышление, познавательный интерес;

2) развивать умение работать в группе;

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать чувства товарищества, уважения работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz_05_05.docx125.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.05.2023

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148»

Класс:

Урок: 0

Время:13:00-13:40      Кабинет: 222

Студент: Зарипов Данияр Альфритович

Группа: 35

Учитель: Трашкова Елена Викторовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Повторение. Виды разборов.»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по всем видам разборов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) обобщить и систематизировать знания обучающихся о видах разборов;

2) проверить сформированность понятий: морфологический, морфемный, синтаксический, фонетический разборы;

3) закрепить умение выполнять все виды разборов слова.

Предметные:

1) учиться различать виды разборов;

2) учиться выполнять разборы: фонетический, морфологический, морфемный, синтаксический.

3) учиться определять грамматические признаки, части речи, предложений, слов

Развивающие:

1) развивать речь, мышление, познавательный интерес;

2) развивать умение работать в группе;

Личностные:

1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать чувства товарищества, уважения работы в группах.

УМК: Учебник Е.И. Матвеева «Русский язык», 4 класс, 2 часть (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова); раздаточный материал, презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределения к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Создаёт эмоциональный настрой.  

- Перед началом нашей работы предлагаю вам эмоционально настроиться на урок. Сейчас вам необходимо повторять за мной. Готовы?

- Я смогу выполнить все задания!

- У меня все получиться!

- Желаю успехов себе и друзьям!

1. Приветствуют учителя.

Выполняют движения, выражают настроение

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для работы.

Слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

Внешний контроль

1. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

- Для начала поработаем устно. Вам необходимо ответить на вопросы.

Вопросы

1. Как называется разбор, при котором выделяют части слова – морфемы?

2. Анализ слова как части речи по трём признакам: общее грамматическое значение, то есть что означает слово, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

3. Разбор, в ходе которого определяются все члены предложения и выясняются части речи.

4. Анализ звуков и букв, из которых это слово состоит.

- Что мы сейчас определили?  

- Повторение.

- 1. Морфемный

2. Морфологический

3. Синтаксический

4. Фонетический

- Виды разборов

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

Слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Каким одним общим словом мы можем назвать ответы?

- Теперь предлагаю сформулировать тему нашего урока.

- Отгадайте ребус.

C:\Users\79080\Downloads\повторение (1).png

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Какую цель на данный урок мы с вами поставим?

- Что нам необходимо будет сделать для достижения данной цели?

- - Правильно! Но перед началом нашей работы , давайте составим план. Используя опорные слова:

Повторить…
вспомнить…
закрепить…

Подвести …

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Виды разбора слов.

- Повторение

- «Повторение. Виды разбора.»

- Закрепим умения выполнять разборы слова

План урока:

- 1. Вспомним виды разборов

2. Повторим выполнение разборов

3. Закрепим умения выполнять разборы слов и предложений

4. Подведем итоги и сделаем выводы

УУПД:

Формулировать цель

УУРД:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Слайд

Обобщение и систематизация знаний

(12-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создания ситуации успеха

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Показ презентации

Внешний контроль

1. Организует закрепление ранее пройденного материала.

- Сегодня на уроке у нас будет интеллектуальная игра. Вы уже разделились на команды. Наша игра называется «Клуб «Разбирай-ка».

- У нас будет 4 раунда.

1. «Морфемка»

2. «Синтаксис»

3. «Фонема»

4. Морфологический  

- Вы работаете в командах, поэтому от вклада каждого и от чёткости взаимодействия зависит конечный результат. Наши гости определят самую интеллектуальную, внимательную и старательную команду, а также каждый получит оценку за итоговый тест по теме. Предлагаю вспомнить правила работы в группе.

Класс разделяется на 5 групп. Парты уже будут готовы.

- Распеделите в группе обязанности : кто будет записывать ответы (писарь), кто (лидер) организует работу, кто будет передать ответы жюри(спикер) , кто следит за временем (хранитель времени). Остальные помогают в правильности ответов, помогают и подсказывают.

- Переходим к 1 раунду. Вам необходимо составить слова по предложенным схемам. И записать данные слова на листке.  На выполнение задания у вас 4 минуты. Время пошло приступаем к работе!

C:\Users\79080\Desktop\морфемка1.jpg

- Сдаем ответы.

- Какой вид разбора вы выполнили? Что необходимо знать в таком виде разбора?

Были ли у вас сложности при выполнении заданий? Какие?

- Незамедлительно переходим ко 2 раунду. На слайде вы видите 3 предложения. Вам необходимо выполнить синтаксический разбор предложений. Переходим к выполнению, у вас есть 5 минут.

1. На проталинах показались ранние весенние цветочки.

2. Горячее солнце золотило нашу окрестность.

3. Утренняя роса покрывала зелёную траву.

- Несем ответы на проверку.

- Над чем работали? Что важно знать для этого? Были ли у вас сложности при выполнении заданий? Какие?

- Продолжим нашу работу. И у нас на подходе 3 раунд. На слайде предложены слова для фонетического разбора. 5 слов, чтобы все успеть предлагаю поделить слова внутри группы.

- Приступаем! У вас есть 4 минуты.

Слова: береза, осенний, склониться, нудный, вымокли.

- Сдаем ответы проверяющим.

- Что необходимо знать для выполнения фонетического разбора?

- У нас заключительный 4 раунд. Как вы поняли по названию, он связан с морфологией. Соответственно задание будет следующим: Выполните разбор выделенных слов.

1) За вершинами леса скрылось солнце.

2) Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы.

3) Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях.

- Какой вид разбора выполнили? Что сложного было?

- Правила работы в группе :
1) слушать друг друга
2) не критиковать
3) советоваться со всеми

4) не кричать, не выкрикивать

- Морфемный

- Знать части слов (морфемы)

- Над синтаксическим разбором слова, знать грамматические признаки предложений.

- Характеристику звуков в зависимости от их позиции в слове.

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

УУПД:  анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Слайд

Динамическая пауза

(0,5 мин)

- По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

Самостоятельная работа

с самопроверкой  

(4 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Организует самостоятельную работу

- Пока наше жюри подсчитывает ваши баллы. Вы поработаете самостоятельно. На столах у вас лежат карточки с заданиями. Вам необходимо выполнить все 4 вида разбора.

1 вариант:

На вершине старого дуба воркует голубь.

2 вариант:

 Пролетают над лесом дикие утки.

- Пояснение:

Морфемный: воркует, пролетают.

Фонетический: голубь, дикие.

Морфологический: дуба, лесом.

Синтаксический: предложение полностью.

- Готовы? Тогда приступаем.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Ответы на карточках, которые я только что раздал.

Критерии оценивания:

0 ошибок – отметка «5»

1 ошибка – отметка «4»

2 ошибки – отметка «3»

3 и более ошибок – отметка «2»

1. Выполняют самостоятельную работу.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Карточка с самостоятельной работой

Слайд

Включение в систему знаний

(3 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует повторение ранее изученного материала.

- Теперь поработаем с вами устно. Вам нужно с помощью моих объяснений и подсказок догадаться, какое слово я зашифровал.

А) Корень тот же, что и в слове сказка.

Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

Приставка та же, что и в слове расход.

Б) Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же в дневнике я в журнале.

- Отлично! Выполните самостоятельно в тетрадях морфемный разбор этих слов.

1. Ответы обучающихся.

- Рассказчик.

- Оценка.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Слайд

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Беседа

1. Задаёт вопросы, руководит процессом рефлексии.

- Наш урок подходит к концу. Пришло время подвести итоги. Давайте вспомним тему урока.

-Какую цель мы перед собой ставили?

- Если мы достигли цели, хлопните 1 раз.

- Посмотрите на экран, кто хочет закончить предложения?

Я смог выполнить…

Мне было сложно …

Больше всего мне понравилось…

- Обратимся к плану урока. Все ли пункты мы выполнили? Теперь вы можете оценить свою работу на уроке.

- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

Выполняют действия и отвечают на вопросы учителя.

УУРД: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

УУКД: строить монологическое высказывание, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка.

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Повторение по теме Части речи» 2 класс.

Класс: 2 «А»Цель: Повторение по теме «Части речи»Задачи:-формировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка;-обобщить знания учащихся по теме «Част...

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Повторение. Правописание слов".3 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Повторение. Правописание слов".3 классЦели занятия:* создать условия для комплексного повторения правописания слов, разбора слов по соста...

09. Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторение и систематизация изученного пройденного материала" - "В стране невыученных уроков", 3 класс.

Повторение  - одно из главных условий запоминания и усвоения материала. На уроке повторение изученного построено в игровой форме....

Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы а" 1 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «а» и её элементов.Задачи урока:Дид...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Морфемный разбор.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по теме «Морфемный разбор».Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать...