Технологическая карта урока обучение письму по теме "Письмо строчной буквы ь", УМК "Школа России", 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «ь», соединениях со строчной буквой «ь», написании слов с строчной буквой «ь».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать понятие о каллиграфическом, правильном написание строчной буквы «ь» и её элементами.

2.Учить писать строчную букву «ь» отдельно и в соединении с другими буквами.

3.Формировать умение составлять и анализировать звуковую модель.

4.Развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1.Учиться писать строчную букву «ь» и её элементы.

2.Учиться писать строчную букву «ь» в соединении с другими буквами.

3.Выполнять гигиенические правила письма.

4.Учиться выполнять звуко- буквенный анализ.

5.Учиться анализировать написанное.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику при письме посредством практической деятельности.

2.Развивать мышление, внимание, память, графический и двигательный образ буквы «л» в ходе выполнения упражнений.

Личностные:

1.Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

  • 2.Формирование заинтересованности в выполнении речевых и письменных заданий.

Воспитательные:

1.Воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований.

2.Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь при изучении новой буквы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 01.12.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 1 «Г»

Урок: 2

Время: 08:55- 09:35 Кабинет: 113

Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна

Группа: 45

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

                                          Тема урока: Письмо строчной буквы “ь”

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование первоначального графического навыка, обучение написанию строчной буквы «ь», соединениях со строчной буквой «ь», написании слов с строчной буквой «ь».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать понятие о каллиграфическом, правильном написание строчной буквы «ь» и её элементами.

2.Учить писать строчную букву «ь» отдельно и в соединении с другими буквами.

3.Формировать умение составлять и анализировать звуковую модель.

4.Развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1.Учиться писать строчную букву «ь» и её элементы.

2.Учиться писать строчную букву «ь» в соединении с другими буквами.

3.Выполнять гигиенические правила письма.

4.Учиться выполнять звуко- буквенный анализ.

5.Учиться анализировать написанное.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику при письме посредством практической деятельности.

2.Развивать мышление, внимание, память, графический и двигательный образ буквы «л» в ходе выполнения упражнений.

Личностные:

1.Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

  • 2.Формирование заинтересованности в выполнении речевых и письменных заданий.

Воспитательные:

1.Воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований.

2.Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь при изучении новой буквы.

УМК: Школа России 1 класс прописи

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная.

Словесный: беседа

1.Приветствует учащихся.

2.Создает эмоциональный настрой.

3.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Элина Владиславовна, сегодня урок проведу у вас я. Прозвенел уже звонок – начинается урок. А теперь все повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

- Прочитайте пословицу на экране: «Пишут не пером, а умом». Как вы её понимаете?

-Верно

1.Приветствуют учителя

2.Настраиваются на работу.

3.Показывают готовность к уроку.

- При письме работаем по алгоритму: помним, в какой последовательности пишем и соединяем буквы.

Р: самоопределение;

Р:личностное включение в учебную деятельность.

Презентация

(слайд 1)

Актуализация знаний и мотивация

(3-4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Наглядный:

ребус

Слого-звуковой анализ слов

Проблемная ситуация

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

2. Подводит к новому материалу.

-Повторим правила работы на уроке.

- Из чего состоит наша речь?

- А предложения?

- А слова?

- Из чего состоят слоги?

- Чем обозначаются звуки на письме?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Какую работу выполняют гласные звуки?

Игра «Угадай-ка».

- На доске разбросаны буквы

А, О, Е, У, Я, И, Ы.

- На какие группы можно разделить эти буквы?

- Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

- Какие, указывают  на мягкость?

- А как вы думаете, какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет?

-Все верно, отсутствует мягкий знак.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Воспринимают информацию.

-Отвечать по поднятой руке. Не перебивать друг друга. Не выкрикивать. Не разговаривать. Внимательно слушать.

-из текста, предложений

-из слов

-из слогов

-из звуков

-буквами

-согласные и гласные

-

-мягкие и твердые

-а, о, у, ы

-е, я, и

- ь

П:анализ К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Пред.: знать элементы букв.

Презентация

(слайд 2-4)

Постановка учебной задачи
(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный: подводящий диалог

Моделирование

1.Предлагает сформулировать тему урока.

2.Помогает в формулировании целей урока.

3.Помогает в составлении плана урока.

-Назовите тему урока.

-Какие цели мы можем поставить?

-Используйте опоры:

Узнать,…

Учиться …

-Давайте составим план урока. Что мы должны сегодня сделать?

Опоры:

Рассмотрим...

Узнаем…

Будем учиться…

Выполним…

- Чтобы достичь этих целей и выполнить план, вам нужно будет пройти нелёгкий путь. Сегодня мы отправляемся в путешествие к воздушному замку, который находится высоко в небе. Этот замок необычный, он сделан из мягких и легких материалов. В нем живут воздушные человечки. Они очень добрые и веселые. Они «мягкие» по характеру. Путешествовать мы будем по облакам.

отправляемся в путешествие к воздушному замку, который находится высоко в

небе. Этот замок необычный, он сделан из мягких и лёгких материалов. В нём

живут воздушные человечки. Они очень добрые и весёлые. Они «мягкие» по

характеру. Путешествовать мы будем по облакам.

 отправляемся в путешествие к воздушному замку, который находится высоко в

небе. Этот замок необычный, он сделан из мягких и лёгких материалов. В нём

живут воздушные человечки. Они очень добрые и весёлые. Они «мягкие» по

характеру. Путешествовать мы будем по облакам.

- Итак, друзья, в путь!

1.Формулируют тему урока.

2.Формулируют цели урока.

3.Составляют план урока.

Тема: Письмо строчной буквы «ь».

 -Цели:

1.Узнать, как пишется новая буква;

2.Учиться писать слова с новой буквой

1) Рассмотрим элементы строчной буквы «ь».

2) Узнаем, как пишется строчная буква «ь».

3)Будем учиться писать строчную букву «ь» и соединять её с другими буквами.

4)Выполним самостоятельную работу.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Л: проявление активности в общей работе.

Презентация

(слайд 5-6)

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: написание буквы

письмо в воздухе

1. Предлагает задания для выполнения.

2. Контролирует выполнение работы.

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-На какие две группы делятся письменные буквы?

-В какой строке пишутся строчные буквы?

-Перед тем, как начать писать, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Похлопайте в ладоши.

- Постучите кулачками.

 

-Повторим, как правильно держать ручку?

-Верно. Теперь давайте вспомним правила посадки.

-Хорошо. А как должна лежать тетрадь?

Первое облако. ( образец буквы в «облаке»)

 - Откройте прописи на странице 30.  

- Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?  

- Как они называются?

- С написанием какой буквы схоже написание буквы ь?

- Начинаем на верхней линии рабочей строки. Вниз опускаем

наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии рабочей строки, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

 

 Письмо в воздухе (проговаривает учитель)

 

Письмо в прописи. Самооценка детских работ.

  -Молодцы, теперь приступаем к написанию. Возьмите ручку, положите прописи правильно, выпрямите спину и напишите строчку.

-Напишите букву в прописи до конца строки. Кто закончил, руку на локоток.

-Отлично. Теперь возьмите зеленую ручку и подчеркните те буквы, которые получились лучше всего.

- Какое настроение в вас «пробудилось» при письме новой буквы. Я надеюсь, что нежное и воздушное.

нежное и воздушное.

1.Отвечают на вопросы.

2.Выполняют задания.

-Строчные и прописные.

-В рабочей (узкой).

Выполняют движения пальцами.

- Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец.

-Сидеть прямо; ноги держать прямо, стопы на полу/подставке; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки на столе, опираются о край парты, а локти выступают за ее край.

-Под наклоном.

-из 2

-наклонная прямая и овал

-с написанием буквы ы

Прописывают букву в воздухе.

Прописывают букву.

Подчеркивают букву.

 

П: подведение под понятие;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

Л: проявление активности в общей работе.

Пред: уметь писать строчную букву «р»

Презентация

(слайд 7)

Прописи

Первичное закрепление
(7-8 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Индивиду альная

парная

Словесный:

учебный

диалог

Практический:написание слогов и слов

Наглядный:

демонстрация.

1.Предлагает задания на закрепления новых знаний.

Второе облако.(Звуко- буквенный анализ слова «лось», письмо слова.)

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Собака

Лось

Корова

-Найдите лишнее слово? Объясните почему?

 

- Давайте составим звуко- буквенную схему этого слова.

- Сколько слогов в слове?

- Какой первый звук? Охарактеризуйте его.

- Какой второй звук? Дайте ему характеристику.

-Какой третий звук? Охарактеризуйте его. Каким цветом обозначим?

- Выберите нужную карточку.

 

- Сколько звуков в слове лось?

- Сколько букв?

- Почему букв больше, чем звуков?

- Теперь запишите  это слово в тетрадь.

- Какая буква помогла вам на письме обозначить мягкость согласного?

- Какова роль мягкого знака в слове?

Третье облако.

- Ребята, скажите, а что вы знаете об этом животном?

- Скажите, что зимой страшнее животным голод или холод?

- Как люди помогают перезимовать диким животным?

Четвертое облако. (Физкультминутка)

- Чтобы продолжить свой путь давайте отдохнём.

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить,

Тебе печку топить,

Тебе воду носить,

Тебе обед варить,

А малышке – песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять

Пятое облако.(Запись предложения № 1.)

- Прочитайте предложение.

Лось был в лесу.

-Докажите, что это предложение

-Сколько в нём слов?

Повторение правил оформления предложения.

Запись предложения под диктовку.

- Назовите буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного.

Шестое  облако. (Игра «Отгадай слово». Оформление  предложения № 1.)

- Закончите следующее предложение.

- Почему лосям необходима соль?

- Составьте схему этого слова.

- Как мы на письме покажем мягкость последнего звука?

- Напишите сначала слово соль.

- Теперь опираясь на схему,  впишите его в предложение

1.Выполняют задания.

-лишнее слово лось, потому что дикое животное

-1

-с’

-3

-4

-потому что мягкий знак не обозначает звук

-Мягкий знак

-Обозначать мягкость согласного в слове

-Голод

-с помощью подкормки

-Законченная мысль, начинается с большой буквы, точка в конце предложения

-4

-ь, е

-Дети принесли ему соль

-недостаток минеральных веществ, это для них лакомство

-

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

П: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

П:структурирование знания;

Л: проявление активности в общей работе.

Пред:уметь писать слоги и слова с новой буквой

Презентация

(слайд 8-9)

Прописи

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Словесный: слово учителя

Индивидуальная

Парная

Взаимопроверка

1. Предлагает выполнить задание самостоятельно.

2.Организует проверку выполненных заданий.

Седьмое облако.( Списывание предложения с печатного текста.)

На столах листочки с предложением.

Мальчики насыпали соль на пень

Дети переводят печатный текст в письменный.

-Назовите слова с «ь». Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах?

-Проверяем. Поменяйтесь тетрадками с соседом по парте. Поставьте “+”, если все буквы и соединения написаны правильно. Пример представлен на слайде.

-Кто поставил себе “+”? Кто поставил “-”? Какие были ошибки?

1.Выполняют самостоятельную работу.

 

2.Проверяют и оценивают выполненные задания в парах.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Р: контроль, коррекция, оценка.

Пред: уметь записывать слова с новой буквой

Презентация

(слайд 10-11)

 

Включение в систему знаний, повторение

(3 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Индивидуальная:

написание предложения по контуру

1. Предлагает выполнить задания на закрепление пройденного материала.

Восьмое облако. (Игра «Превращение слов».)

- Мягкий знак не только указывает на мягкость согласных, но иногда, если он появляется в словах, то меняется их значение. Сейчас мы в это убедимся. Вместе с мягким знаком, вы превратитесь в волшебников, и будете превращать одни слова в другие:

Мел.   Хор.     Мол.

- Прочитайте первое слово. Объясните его значение. Давайте в это слово вставим мягкий знак. Какое слово получилось? Что оно обозначает? Что произошло со словом? Почему?

- Прочитайте второе слово. Что произошло?

- Прочитайте третье слово. Объясните значение этого слова.

-Что иногда происходит со словами при появлении мягкого знака?

-Мел-предмет, чем пишут на доске. Мель-  возвышенный участок дна реки, озера, моря и т.п., образованный обычно наносом песка, гальки и т.п. и мешающий судоходству; неглубокое место.

-Хор- музыкальный ансамбль. Хорь – это представитель класса Млекопитающие из семейства Куньи. Является типичным хищником

-Мол- Сооружение в виде вала, устраиваемое у входа в порт для защиты судов от морских волн. Моль- насекомое

-Они меняют свое значение

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П:анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия.

П: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

Пред: уметь записывать предложения

Презентация

(слайд 12)

Прописи

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности,

осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный: беседа

1. Организует беседу по уточнению понимания темы, целей деятельности урока.

2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Ну вот мы и добрались до нашего волшебного замка. Спрыгнули с последнего облака и прямо на мягкие ступеньки. А там нас встречают ласковые, добрые, жизнерадостные жители замка – человечки «Мягкие знаки»

-Что мы о них узнали?

- Для чего служит мягкий знак?

Детям раздаются индивидуальные листочки с буквами.

- На листочках обведите  мягкий знак и прочитайте слово.

ЬМЬОЬЛЬОЬДЬЕЬЦ

Ь М Ь О Ь Л Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!

- Какое слово получилось? (Молодец!)

- Молодцы, ребята!

-Спасибо за урок

1.Отвечают на вопросы.

2.Анализируют свою работу на уроке.

П: контроль и оценка процесса и результатов

действия; Л:Самооценка;

Презентация

(слайд 13-14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Обучение письму" на тему "Письмо строчной и заглавной буквы Е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование знаний о написании строчной и заглавной буквы «Е», соединениях с буквой «Е», написании слов с буквой ...

Технологическая карта урока обучения письму на тему «Строчная письменная буква “р”» УМК "Школа России"

Тема урока: «Строчная письменная буква “р”» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования первоначального графическог...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной буквы «я»»( 1 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для организации деятельности учащихся по ознакомлению и формированию навыка каллиграфически правильного письма строчной буквы «я».Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо заглавной и строчной буквы Г» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления обучающихся о письме заглавной и строчной буквы Г; навыка письма слов с буквой Г....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [м], [м\'], буквы М, м", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Звуки [м], [м'], буквы М, м»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о звуках [м], [м'], заглавной буквы «М&raq...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Закрепление букв Ее, Ёё" - 1 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: Систематизация знаний обучающихся о йотированных буквах Ее, Ёё; формирование умений практически применять знания о звуках и буквах.Задачи...

Технологическая карта урока обучению письму "Заглавная и строчная буква Яя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Цель урока: формирование каллиграфически правильного графического навыка: обучение написанию заглавной и строчной буквы «я» и её элементов.Задачи урока:Дидактические: 1) обобщить поня...