Технологическая карта урока русского языка "Как используются синонимы" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель деятельности учителя:

формирование умения подбирать синонимы к словам; наблюдение за значением слов-синонимов.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1) организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и  использование синонимов в речи;

2) формировать представление о том, как использовать синонимы.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

Планируемые результаты:

Предметные: научатся:

1) выявлять в тексте случаи употребления синонимов;

2) подбирать к различным словам синонимы.

Личностные:

1) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2) познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 07.03.2023

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 2-8

Урок: 2

Время: 8:55-9:35          Кабинет: д/о 6

Студент: Лобанова Екатерина Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Соколова Оксана Николаевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Как используются синонимы»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: формирование умения подбирать синонимы к словам; наблюдение за значением слов-синонимов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и  использование синонимов в речи;

2) формировать представление о том, как использовать синонимы.

Предметные: научатся:

1) выявлять в тексте случаи употребления синонимов;

2) подбирать к различным словам синонимы.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2) познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019. -Ч.2; учебная презентация; раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка (слайд №1).

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок

- Сядьте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. Сядьте, пожалуйста, те, кто сегодня выспался. Сядьте, пожалуйста, те, кто готов к работе.

- Отлично, давайте начнём наш урок!

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз (слайд №2).

На уроке не зевай,

Сразу всё запоминай!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

- Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока?

- Отлично, молодцы.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- На уроке не нужно отвлекаться, всё нужно запоминать, чтобы знать русский язык.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Индивидуальная

Группа практических методов: словарная работа

 

Внешний контроль

1. Организует работу со словарными словами.

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «7 марта». Ниже пишем «Классная работа».

-Посмотрите на слайд. Запишите эти слова, поставьте ударения и подчеркните орфограмму (слайд №3).

Б_рё́за, м локо, р бята, дежда, м_ро́з, к_ро́ва.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по эталону на слайде

(слайд №4).

Берёза, молоко, ребята, одежда, мороз, корова.

2. Организует работу с синонимами.

- На слайде вы видите слова. Давайте прочитаем их, объясним значение слов и попробуем подобрать синонимы (слайд №5).

Гладкий, зрелый, мчаться, мокрый.

- Давайте сделаем вывод, для чего же нам служат синонимы?

Работают в тетради.

Записывают слова и ставят ударение.

Проверяют друг друга.

Подбирают синонимы.

Гладкий - ровный, шелковистый.

Зрелый – взрослый, спелый.

Мчаться – бежать, спешить,торопиться.

Мокрый – влажный, сырой.

- Для определения значения слова.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа

наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Ребята, кто уже догадался, о чем мы с вами будем говорить?

- Предположите тему нашего урока.

(слайд №6)

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока с помощью слов: (слайд №6).

1) закрепить …

2) учиться …

- Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока.

- На слайде есть опорные слова для составления плана: (слайд №7)

1) Вспомним …

2) Будем учиться …

3) Выполним …

4) Сделаем …

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели.

- О значении синонимов.

Тема: «Как используются синонимы»

Цель: 

1) закрепить знания о синонимах

2) учиться использовать синонимы.

План:

1) Вспомним, что такое синонимы;

2) Будем учиться подбирать синонимы;

3) Выполним самостоятельную работу;

4) Сделаем вывод.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

Презентация

Презентация

Обобщение и систематизация знаний и умений

(7 мин)

Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания;
использовать
приобретённые знания и умения
при выполнении задания.

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа практических методов: выполнение упражнения

1. Организует повторение определения «синонимы».

- Давайте вспомним, что же такое синонимы?

- Какие слова мы называем многозначными?

Приведите примеры.

- Давайте откроим учебники на стр.54 №1

- Каким словом у нас является слово «резкий».

- Прочитаем все предложения и ответим на первый вопрос. Будут ли все подобранные синонимы одинаковыми к каждому предложению?

- Давайте будем заменять выделенные слова устно с помощью слов для справок, которые подходят по значению. Отвечаем по поднятой руке и объясняем свой выбор.

2. Организует работу в парах.

- Теперь посмотрим на №2. Прочитайте.

- Давайте подумаем, какие же синонимы нам выбрать в первом предложении? Почему?

- Теперь с соседом по парте обсудите, какие синонимы подобрать во втором и третьем предложениях. Давайте проверим.

- Почему в разных предложениях к одному и тому же слову подойдут разные синонимы?

- Прочитайте задание №4

- Давайте вместе разберем первое предложение. Какие синонимы мы можем использовать? Почему?

- Записывайте в тетрадях номер задания и предложение со словом, которые мы выбрали.

- Теперь самостоятельно допишите остальные предложения, заменяя выделенное слово, словом из скобок.

- Теперь проверим, что у вас получилось. Озвучьте ваши варианты.

2. Организует работу в группах.

- Давайте повторим правила работы в группах.

(слайд №8)

Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

1 Группа

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов.

2 Группа

Строители возвели новый дом. Красивый дом расположен на центральной улице города. Этот дом предназначен для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новый дом.

3 Группа

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

4 Группа

В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку. Потом волшебник заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.

5 группа

Тонкий слой снега покрыл землю. Медведь долго бродил по лесу. Медведь искал берлогу.

Трудно человеку найти зимой в лесу жилище медведя. Вьюги и метели  хорошо его укрыли. В сильные морозы медведь крепко спит. Наступит весна. Медведь покинет свое жилище.

- Теперь по очереди один человек из группы выходит к доске, рассказывает, о чем текст, называет слово, которое повторялось в тексте и синонимы, которыми вы заменили эти повторы.

Синонимы – слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

- Слова, имеющие несколько значений – язык, лук, шляпка.

Читают задание.

- Многозначным словом.

- Значение многозначного слова раскрывается в сочетании с другим словом, поэтому и синонимы к многозначным словам будут разные.

Резкий ветер – порывистый;

Резкая боль – острая;

Резкий поворот – крутой;

Резкий свет – яркий.

Читают задание.

- Огромный, громадный.

- Известный, великий.

- Взрослый.

- Т.к. зависит от значения синонима именно в этом предложении.

Читают задание.

- Прочная ткань, т.к. говорится о прочности ткани.

Здоровый человек, сильный мороз, верная дружба.

- Робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

- Дом, здание, жилище, постройка.

- Дети, ребята, детвора, малыши.

- Волшебник, кудесник, маг, чародей.

- медведь, животное, косолапый, мишка, зверь.

Озвучивают ответы.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Презентация

Учебник

Учебник

Учебник

Презентация

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео.

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: выполнение самостоятельной работы

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- На партах у вас лежат листочки, в которых вы будете работать самостоятельно.

№1 Подбери к каждому слову синонимы.

Храбрый-

Доктор -

Товарищ –

№2 Подчеркни многозначные слова.

Ручка, радуга, январь, лес, кисть, дерево, стол, плитка, ель, язык.

№3 Из слов в скобках  выбери подходящие по смыслу к данным словам. Запиши сочетания слов.

Роща (осиная, осиновая)

Человек (душный, душевный, душистый)

Суп (рыбий, рыбный, рыбачий)

- Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по эталону на слайде (слайд №9).

Поставьте оценку в соответствии с критериями  (слайд №10).

Оценка 5 – без ошибок

Оценка 4 – 1-2 ошибки

Оценка 3 – 3-4 ошибки

Неудовлетворительно – 5-7 ошибок

1.Выполняют самостоятельную работу.

Ответы

№1

Храбрый – смелый, отважный.

Доктор – врач, медик, лекарь.

Товарищ – друг, напарник.

№2

Ручка, кисть, плитка, язык.

№3

Осиновая роща, душевный человек, рыбный суп.

Взаимопроверка.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Презентация

Презентация

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

 

Внешний контроль

1.Организует повторение темы и целей урока.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? (слайд №11)

- Какую цель на урок мы ставили?

- Так какое же главное значение слов-синонимов?

- Пригодится ли в жизни умение подбирать синонимы? Приведите примеры.

2. Организует рефлексию деятельности обучающихся.

- Теперь оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

1. Поднимите зеленый предмет, если вам было всё понятно, и вы успели сделать все задания.

2. Поднимите жёлтый предмет, если вы столкнулись с трудностями.

3. Поднимите красный предмет, если вы ничего не поняли, и вам было трудно.

- Почему подняли желтый и красный предмет?

1.Анализируют свою работу на уроке.

- «Как используются синонимы»

Цель:

1) закрепить знания о синонимах

2) учиться использовать синонимы.

- Синонимы помогают определить значение слова.

- Да, пригодится.

Выполняют самооценку.

Аргументируют свой выбор.

УУРД:

оценивать свою работу.

УУПД:

оценивание процесса и результатов деятельности

Презентация

Презентация

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 марта Доброе утро! Русский язык

Слайд 2

На уроке не зевай, Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! Девиз

Слайд 3

Б_рёза, м_локо, р_бята, _дежда, м_роз, к_рова.

Слайд 4

Б е рё́за , м о локо́ , р е бя́т а, о де́жда , м о ро́з , к о ро́ва .

Слайд 5

Гладкий, зрелый, мчаться, мокрый.

Слайд 6

Тема «Как используются синонимы» закрепить … учиться … 1) закрепить знания о синонимах 2) учиться использовать синонимы. Цель

Слайд 7

План 1) Вспомним … 2) Будем учиться … 3) Выполним … 4) Сделаем … 1) Вспомним, что такое синонимы; 2) Будем учиться подбирать синонимы; 3) Выполним самостоятельную работу; 4) Сделаем вывод.

Слайд 9

№ 1 Храбрый – смелый, отважный. Доктор – врач, медик, лекарь. Товарищ – друг, напарник. № 2 Ручка, кисть, плитка, язык. № 3 Осиновая роща, душевный человек, рыбный суп.

Слайд 10

Оценка 5 – без ошибок Оценка 4 – 1-2 ошибки Оценка 3 – 3-4 ошибки Неудовлетворительно – 5-7 ошибок

Слайд 11

Тема «Как используются синонимы» 1) закрепить знания о синонимах 2) учиться использовать синонимы. Цель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.Тема:«Правописание не с глаголами».Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы ...

Технологическая карта урока русского языка: "Синонимы в тексте" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для систематизации знаний у обучающихся о синонимах, распознавания синонимов в тексте.Задачи урокаДидактические:1. закрепить понятие «слова-синонимы»;2. в...

Технологическая карта урока русского языка "Синтаксический разбор предложения" (УМК "Начальная школа XXI в.", 4 класс)

Цель урока: формирование умения выполнять синтаксический разбор предложения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с алгоритмом выполнения синтаксического разбора предложения;2. учить м...

Технологическая карта урока русского языка "Относительные имена прилагательные" (УМК "Начальная школа ХХI века", 3 класс)

Цель урока: формирование представление о понятии ”относительные имена прилагательные”.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить учащихся с относительными именами прилагательными;2. Обобщит...

Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать письма» (УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс 1 часть)

Тип урока: урок открытия «новых» знаний.Цель урока: формирование умения писать письма и правильно адресовать их. Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с правилами офор...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён числительных» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления об изменении имён числительных по падежам.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правила изменения имён числительных по падежам.2. Уметь определ...

Технологическая карта урока русского языка "Выбор языковых средств" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умения у обучающихся использовать языковые средства для ответа на заданный вопрос.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические...