Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ершова Анна Александровна

Цель:

закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. 

Задачи:

Дидактические:

1) закрепить знания об устаревших словах, словах-синонимах, новых словах; 

2) учить определять лексическое значение устаревших слов, слов-синонимов, новых слов в современном языке. 

Развивающие:  

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы. 

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2)  воспитывать умение работать в парах, группах.  

Результаты:

Предметные: научатся:

1)определять лексическое значение устаревшего слова, слов-синонимов, новых слов;

2)пользоваться толковым словарем и словарём учебника. 

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка; 

2) познавательный интерес к изучению русского языка; 

3) активность и самостоятельность в познании русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Дата: 18.04.2023                                                                                       Студент: Ершова Анна

Школа: Академический лицей №95         Группа: 31 

Класс: 2-7                                                                                                  Учитель: Миронова Елена Борисовна

Урок: 4         Методист: Галиуллина Нажия Камиловна 

Время: 10:50-11:30 Кабинет: 101

Тема урока: «Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова»

Тип урока: рефлексии. 

Цель урока: закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1)закрепить знания об устаревших словах, словах-синонимах, новых словах; 2) учить определять лексическое значение устаревших слов, слов-синонимов, новых слов в современном языке.  

Предметные: научатся:

1)определять лексическое значение устаревшего слова, слов-синонимов, новых слов;

2)пользоваться толковым словарем и словарём учебника.

Развивающие:  

  1. развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

  1. первоначальное представление о системе языка;
  2. познавательный интерес к изучению русского языка;
  3. активность и самостоятельность в познании русского языка.

 

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации; 2)  воспитывать умение работать в парах, группах.  

 

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Александровна, и сегодня урок русского языка, проведу у вас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Занимайте свои места.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями.

Отправляемся мы снова  

В мир родного языка.

Мы разгадывать готовы  

Его тайны до звонка!

- Прочитаем это хором.

- Чем будет для нас являться этот стих?

- Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Палец вниз

Палец вверх

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация, слайд 1-2

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует минутку чистописания.

- Повторим правила посадки.

- Давайте скорее напишем в тетрадях число. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «восемнадцатое апреля». А снизу пишем «Классная работа».

- Для дальнейшей словарной работы откройте слои словарики и найдите 4 столбик последнюю группу из 5 слов: чувствовать, щавель, ягода, язык, январь. Именно с этоми словами мы поработаем.  

- Прочитаем по слогам.

- Произнесем с ударением.

- Какая орфограмма встречается в данных словах?

- В каких словах букв больше, чем звуков?

- В каких словах звуков больше, чем букв?

- В каких равное?

- Какое слово нельзя перенести? Почему?

- запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить. На работу у вас есть буквально 2-3 минутки.

- Помните, что пишем аккуратно, красиво, но в то же время быстро.

- Сигнализируйте мне о выполнении работы – «руку на локоток».

- Увидела, все большие молодцы, продолжаем работу.

Организует подводящий диалог к теме урока.

- Мы с вами сегодня на уроке заглянем в старинный русский город, и как только мы ступили на его порог, то нам пришло письмо, но, кажется, слова в нём перепутаны. Соберите текст верно, расставив номера абзацев в правильной последовательности. Давайте вспомним правила работы в парах и

Задание: соберите текст верно, расставив номера абзацев в правильной последовательности.

1.        Все оттого, что ноги и шею его покрывала лёгкая кольчуга, башмаки были украшены железными блестящими пластинами.

2.        Друг мой, равный мне по силе, протянул десницу к сосуду и сорвал печать! Ни раны на нём, ничего не осталось.

3.        Шли мы долго к тому месту, через леса и поля. А как дошли, то увидели неприкосновенный сосуд…

4.        Оказалось, что тот сосуд хранил в себе знания Великого русского языка.  

- На задание вам даётся 3-4 минуты.

- Ответит мне парта первого ряда, ребята, вы слушаете и если не согласны, то показываете «палец вниз», если согласны, то «палец вверх».

 -Молодцы, давайте проверим задание по эталону.  

Открывают и работают с рабочими тетрадями.

Я тетрадочку открываю,

И как надо положу.

Я,друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь.

- Встречается непроизносимая согласная в слове чувствовать. 

- В слове щавель букв больше, чем звуков. Букв 6, а вуков 5, так как мягкий знак звука не имеет.

- В слове чувствовать 11 букв и 9 звуков, так как имеет непроизносимую согласную и мягкий знак.

- В слове ягода 5 букв и 6 звуков, так как буква «я» дает два звука «й» и «а».

- В слове язык 4 буквы и 5 звуков, так как буква «я» дает два звука «й» и «и».

 

-В слове январь количество букв и звуков совпадает, так как буква «я» дает два звука «й» и «и», а мягкий знак звука не имеет.

- Слово язык мы не можем перенести, так как первый слог состоит всего из одной буквы, а оставить одну букву на строке мы не можем.

Выполняют задание в парах.

Правила работы:

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Отвечают на вопросы учителя.

1.        Шли мы долго к тому месту, через леса и поля. А как дошли, то увидели         неприкосновенный сосуд…

2.        Друг мой, равный мне по силе, протянул десницу к сосуду и сорвал печать! Ни раны на нём, ничего не осталось.  

3.        Все оттого, что ноги и шею его покрывала         лёгкая         кольчуга, башмаки         были         украшены железными         блестящими пластинами.

4.        Оказалось, что тот сосуд хранил в себе знания Великого русского языка.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- Было ли вам легко составить такой текст и почему?

- Да, есть слова, значение которых мы не знаем от того, что они вышли из нашего языка.

-Например, десница и кольчуга, может знаете их значение?

- Десница – правая рука.

Кольчуга - тип брони, состоящий из небольших металлических колец, соединенных вместе в виде сетки.

- Кто-то догадался, как можно назвать эти слова?  

- В нашем языке есть такие слова, которые названы устаревшими. В наше время на смену им пришли либо новые слова (взаимствованные), либо можно побобрать слова, одинаковые по значению, разные по написанию, скажите, как называются такие слова.

- Как думаете, нам нужно познакомиться с ними поближе, почему?

- Тогда как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Верно, какую цель мы поставим перед собой?  

- Молодцы, если у нас есть цель и тема, то нам не хватает плана, я переставила пункты местами, восстановите из последовательность. Посовещайтесь в парах, и по поднятой руке я спрошу у вас ответ.  

Формулируют тему и цели урока.

- мы не знаем значения некоторых слов.  

Высказывают предположения.  

 -не знаем.  

 

- Чтобы развить свой словарный запас, понимать, что это за слова.  

- Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова.

 

1.Закрепить знания о устаревших словах, словах-синонимах, новых словах.

2.Учиться различать слова данных групп.

 

План

1.        Повторим,         какие         слова

называются устаревшими, новыми, какие словами-синонимами.

2.        Научимся находить устаревшие слова, новые слова, слова-синонимы и объяснять их значение.

3.        Выполним самостоятельную работу.

4.        Подведем итоги урока.

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация.

Коррекция знаний и способоы действий

(7 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

Организует диалог по теме урока.

- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то названия предметов и явлений, но приходят слова, которые обозначают новые предметы/явления. Все новое получет название. Так появляются в языке новые слова.

- Напомните мне, какие же слова мы называем устаревшими словами?

- Слова,         которые         перестали употребляться         в современном языке, называют устаревшими.  

- Какие слова называют новыми?

- Слова, которые были заимствованы или то, чего не было раньше, но появилось в наше время – новые слова.

- Что из себя представлют слова-синонимы?

- Слова, которые помогают нам заменить незнакомые или ушедшие из нашей речи слова – называют слова-синонимы.

- А как вы думаете, где мы можем встретить устаревшие слова сейчас?

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

- Проверим ваши утверждения, прочитаем информацию из рубрики на стр.89.

-Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, то где можно узнать их значение? В каком?  

-А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль.  

Организует работу с учебником в парах.

-Для учеников  существует «Школьный толковый словарь», где  можно найти информацию о словах.

-Сейчас обратимся к заданию учебника №2. 

Прочитайте пословицы. Сейчас вам необходимо подобрать к устаревшим словам синонимы, выписав получившиеся пары в тетрадь. Задание выполняете в парах.

- Хорошо, ребята, заканчиваем выполнение задания. Поднимите руку те, кто успел всё сделать. Давайте проверим – что у вас получилось. Пара, которая первой справилась, предоставляем слово вам, а мы внимательно слушаем и проверяем.

- У кого не так?

-Выявили затруднения, над чем ещё нужно работать.

Организует работу на закрепление материала.

- Сейчас организуем работу, чтобы понять, какие у вас есть затруднения в нахождении данных слов, следующим образом:

- Послушайте внимательно задание, ваша задача –«Найти четвёртое лишнее». Разделимся на четверки, вспомним правила такой работы. Сейчас на слайде у вас появятся 4 строчки, каждый из вас должен выписать слова, которые являются лишними и охарактеризовать свой выбор, ответив на вопросы. На выполнение задания у вас буквально две минуты. Приступайте!  

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Нос, рот, очи, уши.

Задание:  

Выпишите из каждой строчки устаревшее слово.  При защите своей работы, вам необходимо ответить на следующие вопросы:

1.        Что объединяет эти слова?  

2.        Какое «лишнее»?

Проверка выполнения задания

-Заканчиваем работу, ответит мне команда, которая справилась первой, будьте внимательны, остальные слушают вас и выражают своё согласие или несогласие.  

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

- Те, кто не успел или те, кто допустил ошибки, как вы считаете, почему это произошло?

-Выявили затруднения, над чем ещё нужно работать.

1.        Повторим,         какие         слова

называются устаревшими, новыми, какие словами-синонимами.

- в сказках, книгах, которые рассказывают о нашей истории.

-в толковом словаре. - этимологическом словаре

 

 

Работа с учебником.  

 

 

Записывают слова в тетрадь.

Выполняют задание в группах.

Правила работы:

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

 

 

 

 Проверяют задание  

 1 строка – лапти, 2 – кафтан, 3 – коромысло, 4 – очи.  - обувь, одежда, бытовые предметы, части тела.

 

2.        Научимся находить устаревшие слова, новые слова, слова-синонимы и объяснять их значение.

 

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте все со своих мест, задвиньте стулья и приготовьтесь.  Повторяем движения за мной.

Глава, рамено, колена, пальцы. Очи, уши, уста, нос.

Повторяют движение.

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Отлично, мы с вами отдохнули! Хочу предложить вам работу: не только интересную, но и полезную, а также самостоятельную. Сейчас вы будете переводчиками, переведите этот текст на современный русский язык. Для этого найдите  устаревшие слова, над ними  напишите ваш перевод слов, используя словарь, который я вам выдам.

Текст:

- Марфа!Марфа!  

-Слушаюсь барыня.  

-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!  

-Никак не лытаю, барыня.  

-Что за дело пытаешь?  -В хоромах прибираюсь.  

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!  

-Слушаюсь, барыня.  

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить.

Подай мне зерцало!  

-Примите барыня.  

-Собери волосы так, чтобы чело было видно!

Вразумела?  

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.  

Проверка выполнения задания

- Проверьте ваши слова по эталону. 

- У кого нет ошибок – оценка «пять», одна-две ошибки – оценка «четыре», три и более - оценка «три».

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок? Одна ошибка? Две?

- В каком пункте допустили ошибку?

- Хорошо, вы отлично поработали. Возможно, мы поговорим с учителем и решим, кто достоин отметки.

- Скажите, какой пункт плана мы с вами еще выполнили?

Выполняют самостоятельную работу.

Дополнительные ответы

Проверяют задание.  

Лытаешь – ходишь;

Хоромы – комната;  

Ланиты – щёки;

Уста – рот;

Чело – лоб;

Вразумела – поняла.  

3.        Выполним самостоятельную работу.

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация

Включение в систему знаний

( мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

Организует связь между новой темой и пришлого урока.

- Я предлагаю вам, выполнить задание, оно не простое, необходимо соотнести цифру, соответствующие им: А) устаревшие слова; Б) новые; В) синонимы; с буквой, которая подходит под одну из категорий. Вспомним правила групповой работы. Приступайте к работе по 4 человека.

Залание: соедини стрелкой цифры с подходящей буквой.

А) Устаревшие слова

Б) Новые слова

В) Слова-синонимы

1) чело

2) хакер

3) есть, кушать

4) бежать, мчаться

5) принтер

6) око, очи

7) ученик, школьник

8) компьютер

9) льзя

10) рамена

- Кто первый справится, того и спросим.

- Послушаем ответ. У всех так? – пелец вверх, У кого не так? – палец вниз.

- Итак, скажите, чем же отличаются устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и как их определить в тексте и устной речи?

Работают с карточками.

Правила работы:

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

 

Проверяют задание.

Ответы:

А) Устаревшие слова: 1 6 9 10

Б) Новые слова: 2 5 8

В) Слова-синонимы: 3 4 7

 

Ответают на вопросы учителя.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Презентация

Рефлексия деятельности

( мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Вы сегодня отлично работали, некоторые достойны положительной отметки.
Проводит работу по самооценке.

- Чтобы знания были впрок.

  Давайте повторим урок.

- Какой была тема урока?

-Вспомните цели план урока, остался ли пункт плана, который мы не выполнили?

- Заполните опору:

У меня получилось… Мне было трудно…

- Выполнили последний пункт плана.

- Посмотрите на экран, перед вами 3 острова, 1 – радости, 2 – знаний, 3 – грусти.

- Поднимите руки, кто по завершению нашего урока может сказать, что он на 1ом острове/на 2ом/на 3ем.

- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

- После сегодняшего урока будет легче распозновать и определять значения устаревших слов, слов-синонимов, новых слов.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация.



Предварительный просмотр:

Все оттого, что ноги и шею его покрывала лёгкая кольчуга, башмаки были украшены железными блестящими пластинами.

Друг мой, равный мне по силе, протянул десницу к сосуду и сорвал печать! Ни раны на нём, ничего не осталось.

Шли мы долго к тому месту, через леса и поля. А как дошли, то увидели неприкосновенный сосуд…

Оказалось, что тот сосуд хранил в себе знания Великого русского языка.

Все оттого, что ноги и шею его покрывала лёгкая кольчуга, башмаки были украшены железными блестящими пластинами.

Друг мой, равный мне по силе, протянул десницу к сосуду и сорвал печать! Ни раны на нём, ничего не осталось.

Шли мы долго к тому месту, через леса и поля. А как дошли, то увидели неприкосновенный сосуд…

Оказалось, что тот сосуд хранил в себе знания Великого русского языка.

Все оттого, что ноги и шею его покрывала лёгкая кольчуга, башмаки были украшены железными блестящими пластинами.

Друг мой, равный мне по силе, протянул десницу к сосуду и сорвал печать! Ни раны на нём, ничего не осталось.

Шли мы долго к тому месту, через леса и поля. А как дошли, то увидели неприкосновенный сосуд…

Оказалось, что тот сосуд хранил в себе знания Великого русского языка.

Все оттого, что ноги и шею его покрывала лёгкая кольчуга, башмаки были украшены железными блестящими пластинами.

Друг мой, равный мне по силе, протянул десницу к сосуду и сорвал печать! Ни раны на нём, ничего не осталось.

Шли мы долго к тому месту, через леса и поля. А как дошли, то увидели неприкосновенный сосуд…

Оказалось, что тот сосуд хранил в себе знания Великого русского языка.



Предварительный просмотр:

Залание: соедини стрелкой цифры с подходящей буквой.

А) Устаревшие слова

Б) Новые слова

В) Слова-синонимы

Залание: соедини стрелкой цифры с подходящей буквой.

А) Устаревшие слова

Б) Новые слова

В) Слова-синонимы

Залание: соедини стрелкой цифры с подходящей буквой.

А) Устаревшие слова

Б) Новые слова

В) Слова-синонимы

1) чело

2) хакер

3) есть, кушать

4) бежать, мчаться

5) принтер

6) око, очи

7) ученик, школьник

8) компьютер

9) льзя

10) рамена

1) чело

2) хакер

3) есть, кушать

4) бежать, мчаться

5) принтер

6) око, очи

7) ученик, школьник

8) компьютер

9) льзя

10) рамена

1) чело

2) хакер

3) есть, кушать

4) бежать, мчаться

5) принтер

6) око, очи

7) ученик, школьник

8) компьютер

9) льзя

10) рамена



Предварительный просмотр:

Словарь

Барыня – обращение к замужней женщине на Руси.

Барбер – брадобрей, парикмахер.

Барда – гуща, остатки от перегона хлебного вина, используемые на откорм скоту.

Воронограй – гадание по крикам ворона; книга с описанием таких примет.

Вотще – напрасно.

Враг – дьявол, бес.

Вразуметь  – понять что стоит сделать.

Зень – земля.

Зернь – кости, игра в кости: гадание в кости.

Зерцало – зеркало.

Кокурка – булочка с яйцом.

Колико – сколько, как.

Коло – колесо, круг.

Колодка – деревянный брусок особой формы, надевавшийся на ноги арестантам.

Колодники – арестанты, узники в колодках.

Лалы – болтовня, пустословие.

Ланиты – щёки;

Ланской – летошний, прошлогодний.

Лафет – станок артиллерийского орудия.

Лытать – уклоняться от дела, бегать от работы, праздно шататься, скитаться.

Лычный – сделанный из лыка.

Усечки – тонкая дрань, оставшаяся после плотничьих работ.

Усовники – лечебные книги с рекомендациями против болезней, сопровождающихся внутренним воспалением (усовье – колотье, боль под ложечкой).

Уста – рот, губы;

Устав– порядок, обычай.

Хлопчатая бумага – волна хлопка, вата.

Холоп – крепостной слуга; человек раболепный.

Холуй – подхалим, низкопоклонник.

Хоромы – комната;

Чело – лоб;

Чело печное – вход в печь.

Челобитье – письменное прошение.



Предварительный просмотр:

Текст:

- Марфа!Марфа!  

-Слушаюсь барыня.  

-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!  

-Никак не лытаю, барыня.  

-Что за дело пытаешь?  -В хоромах прибираюсь.  

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!  

-Слушаюсь, барыня.  

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить.

Подай мне зерцало!  

-Примите барыня.  

-Собери волосы так, чтобы чело было видно!

Вразумела?  

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.  

Текст:

- Марфа!Марфа!  

-Слушаюсь барыня.  

-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!  

-Никак не лытаю, барыня.  

-Что за дело пытаешь?  -В хоромах прибираюсь.  

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!  

-Слушаюсь, барыня.  

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить.

Подай мне зерцало!  

-Примите барыня.  

-Собери волосы так, чтобы чело было видно!

Вразумела?  

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.  

Текст:

- Марфа!Марфа!  

-Слушаюсь барыня.  

-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!  

-Никак не лытаю, барыня.  

-Что за дело пытаешь?  -В хоромах прибираюсь.  

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!  

-Слушаюсь, барыня.  

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить.

Подай мне зерцало!  

-Примите барыня.  

-Собери волосы так, чтобы чело было видно!

Вразумела?  

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.  

Текст:

- Марфа!Марфа!  

-Слушаюсь барыня.  

-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!  

-Никак не лытаю, барыня.  

-Что за дело пытаешь?  -В хоромах прибираюсь.  

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!  

-Слушаюсь, барыня.  

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить.

Подай мне зерцало!  

-Примите барыня.  

-Собери волосы так, чтобы чело было видно!

Вразумела?  

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.  

Текст:

- Марфа!Марфа!  

-Слушаюсь барыня.  

-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!  

-Никак не лытаю, барыня.  

-Что за дело пытаешь?  -В хоромах прибираюсь.  

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!  

-Слушаюсь, барыня.  

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить.

Подай мне зерцало!  

-Примите барыня.  

-Собери волосы так, чтобы чело было видно!

Вразумела?  

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.  

Текст:

- Марфа!Марфа!  

-Слушаюсь барыня.  

-Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!  

-Никак не лытаю, барыня.  

-Что за дело пытаешь?  -В хоромах прибираюсь.  

-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!  

-Слушаюсь, барыня.  

-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить.

Подай мне зерцало!  

-Примите барыня.  

-Собери волосы так, чтобы чело было видно!

Вразумела?  

-Вразумела, барыня. Будет исполнено.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"

Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам. Задачи урока Дидактические: 1.Формировать понимание какие слова относятся к имен...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Слова - антонимы""

Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать формированию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте.Задачи урока:Дида...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Слова, близкие по значению" (2 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятия о словах, близких по значению.Задачи урока Дидактические:- познакомить учащихся со словами, близкими по значению;- отработать у учащихся умения подбирать сл...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"

Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам.Задачи урокаДидактические:1.Формировать понимание какие слова относятся к именам ...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК «Начальная школа XXI», 2 класс, тема: «Значение слова в словаре и тексте»

Цель урока: формирование у учащихся представления о том, как работать со словарями.Задачи урока: Дидактические:1)дать представление о том, как определить лексическое значение слов;2) учить опреде...

Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Учимся заканчивать текст

Цель:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты окончания к незаконченным текстам.Задачи:Дидактические:1)   устранить пробелы в ...