олимпиадная работа по русскому языку 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Романова Светлана Ивановна

Олимпиада предназначена для обучающихся 4 классов, задания с опорой на текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx16.8 КБ
Файл otvety.docx13.15 КБ
Файл tekst_4kl.docx13.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный тур олимпиады по русскому языку в 4 классе. Декабрь, 2023год.

Задание

Балл

Внимательно прочитай текст. Ответь на вопросы, пользуясь текстом. Ты можешь записывать ответы, пользуясь словами, словосочетаниями и предложениями из текста.

1

Кого называют в рассказе «самым крохотным зверем»?

________________________________________________

1

2

Выбери из текста и запиши  все слова, родственные слову «крохотный».

_________________________________________________________

Выбери из текста и запиши  все формы слова «крохотный».

__________________________________________________________

6

3

Какую пользу приносят землеройки  лесу? Напиши.

________________________________________________________________________

3

4

Почему нельзя практически увидеть землероек? Выбери все правильные ответы.

А) зверёк пугливый, осторожный;

Б) зверёк скрытный;

В) зверёк очень маленький;

Г) зверёк не любит встречаться с человеком.

3

5

Кого автор называет «громилой»и«зверюгой»?        _____________________________ 

Почему?                _____________________________________________________

2

6

Что такое этюдник? Напиши.

______________________________________________________________________

2

7

Расположи пункты цитатного плана текста в соответствии с содержанием:

 Расставь цифры

___«…землеройки- это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля».

___« Вот так счастье подвалило!»

___«Получилась живая цепочка»

___«Что это такое – детёныши крохотной землеройки?».

___«Вот так громила!».

5

8

А)  Как понимаешь выражение « дыхание затаил » ?

___________________________________________________________

Б) Как ты понимаешь выражение «не успеть глазом моргнуть»?

_______________________________________________________________________________

2

9

Предложение, выделенное жирным шрифтом разбери по частям речи

2

10

Слово, выделенное жирным шрифтом, разбери по составу

1

11

Из подчеркнутого предложения выпиши имена существительные в таблицу, заполни её.

Слово

Род

Число

Падеж

20

12

Сколько в тексте вопросительных предложений, напиши____________________

1

13

Внеси в первую колонку таблицы по одному слову из второго абзаца текста с учетом его состава,  укажи в словах морфемы:

Корень,  суффикс , окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

Корень, суффикс,суффикс, нулевоеокончание

6

14

Найди в тексте синонимы и антонимы к слову «крохотный», запиши

Слово

Синонимы

Антонимы

6

15

Укажите термин по его определению:

_________________________________- это член предложения, который отвечает на вопросы  КАКОЙ? ЧЕЙ?

Выпишите этот член предложения из предложения третьего абзаца:

________________________________________________________________________

3

16

Подчеркни в тексте СЛОЖНОЕ слово, подбери и  запиши, проверочное слово для безударной гласной в нем:_______________________________________________________

2



Предварительный просмотр:

Ответ

Максимальный балл

1

Землеройку

1

2

Родственные слова: крохотульку, крохотулины

Формы слова: крохотные, крохотной,крохотного, крохотными

(по баллу за каждое слово)

6

3

Ответ словом или словосочетанием – 1 балл.

Ответ предложением – 2 балла.

Без ошибок  - 1 балл

Варианты:

-истребляют вредных насекомых

Землеройки истребляют множество вредных насекомых. и  т.п.

3

4

А, Б, В

(по баллу за каждый правильный ответ)

3

5

Лося – 1б

За большой вес и размер рогов- 1б

2

6

Ответ – 1 балла.

Без ошибок  - 1 балл

Этюдник – ящик для красок и кистей.

2

7

1, 4,5,2,3

5

8

А- перестал дышать,

 Б- очень быстро

2

9

Без ошибок- 2 балла

1ошибка – 1 балл

2

10

В/мят/ин/ы

1

11

Слово

Род

Число

Падеж

лось

мужской

ед

И.п.

с шумом

мужской

ед

Т.п.

через стену

женский

ед

В.п.

сосенок

Женский

мн

Р.п.

в рощице

женский

ед

П.п.

20

12

3

1

13

По 1 баллу за каждое слово и за правильный разбор (например, нож/к/и,;

вы/вод/к/ом; мал/ыш/ек)

6

14

Крохотный - маленький, махонький;

Крохотный - огромный

6

15

Определение

Огромного, крохотного

3

16

Землеройка- земли

2

65



Предварительный просмотр:

                                  САМЫЙ КРОХОТНЫЙ ЗВЕРЬ                          Борис Михайлов

Слышали ли вы о землеройках? Может быть, и слышали. И, может быть, даже знаете, что землеройки приносят большую пользу лесу, так как истребляют множество вредных насекомых. Может быть, и слышали, но, наверное, не видели. Потому что землеройки — это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля. Ну кто, скажите, разглядит в густой высокой траве крохотульку  размером меньше детского пальца? А если к этому прибавить, что землеройка — зверёк чрезвычайно скрытный, пугливый, осторожный и при всяком приближающемся незнакомом шуме прячется, затаивается, то и понятно, почему увидеть землеройку практически невозможно.

А вот мне довелось увидеть её. И не одну, а с целым выводком детёнышей! Вы можете себе представить, что это такое — детёныши крохотной землеройки? Это же совершенно невообразимые крохотулины величиной с муху! И у этих малышек есть всё, что полагается иметь зверю: и  туловище, и ножки, и хвостик, и головка, конечно. А в головке мозг величиной, наверное, с просяное зёрнышко. Это по размеру. А что касается ума, судите сами.

Случилось так, что в лесу пересеклись пути двух зверей - самого огромного и самого крохотного.

Я шёл на этюды с ящиком для красок и кистей. Такой ящик называется «этюдник». Шёл я и случайно спугнул с дневной  лёжки отдыхавшего  лося. Вскочил  лось  и  рванул  рысью  в  сторону  от  меня.   Вот   это зверюга! Килограммов, наверное,  триста  —  четыреста  весом.  Размах рогов у таких великанов достигает полутора метров. А следы, наверное, величиной с мою кепку.

Лось со страшным шумом проломился через зелёную стену молодых сосёнок и скрылся в густой осиновой рощице. «Вот так громила», — подумал я и пошёл посмотреть следы.

Встал я на колени перед вмятиной, снял с головы кепку, чтобы для интереса попробовать накрыть ею лосиный след.

И тут увидел, что сверху по краю вмятины мечется маленький зверёк, а на дне вмятины копошится второй, в несколько раз меньше того, что наверху. Ну до чего махонький! Пришлось мне очки надеть, чтобы получше его разглядеть. Как надел очки, сразу понял — да это же землеройки, мать и детёныш!

Вот так удача, вот так счастье мне подвалило! Стою я на коленях и дыхание затаил, чтобы не спугнуть редких зверюшек. Смотрю и вижу: мать отыскала пологий участок вмятины, проворно спустилась вниз и подставила свой хвостик малышу. Тот, не долго раздумывая, будто всю свою жизнь только этим и занимался, ухватился своими зубками (я не видел их, а лишь догадался об этом) за кончик хвоста матери, и та по пологому склону выволокла малыша, будто на буксире, наверх.

Дальше было совсем чудно. Оказавшись наверху, мать открыла рот и что-то пропищала на своём землеройском наречии. И сразу же невесть откуда около неё оказался целый десяток, как мне показалось, таких же малышей, как тот, первый. Они выстроились — это уж хотите — верьте, хотите— нет! — один за другим: хвостик в ротик, хвостик в ротик. Получилась живая цепочка, будто ребятишки из детского садика дорогу переходят: каждый задний держится за пальтишко переднего. И вся эта процессия — а процессия-то длиной всего несколько сантиметров! — мгновенно двинулась к какой-то своей цели, быстро-быстро семеня крохотными ножками.

И не успел я глазом моргнуть, все скрылись в траве. Были землеройки — и нету! Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадная работа по русскому языку для 2 класса

Вариант работы с одарёнными детьми...

Олимпиадная работа по русскому языку в 1 классе.

Работа может быть проведена в классе, обучающемся по УМК "Школа России"....

Олимпиадная работа по русскому языку. 2 класс

Олимпиадная работа по русскому языку. 2 класс...

Олимпиадная работа по русскому языку, 1 класс

Олимпадная работа по русскому языку, 1 класс...

Олимпиадная работа по русскому языку, 2 класс

Олимпиадная работа по русскому языку, 2 класс...

Олимпиадная работа по русскому языку. 4 класс.

Как проверить и выдвинуть от класса ученика, который сможет защитить честь класса?Проверим на основе материала "Полниковой М.Ю "Олимпиада". "Самостоятельная работа по русскому язык...