Фрагмент урока "Фразеологический пазл: собираем гибкие навыки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лексакова Наталья Вячеславовна

Фрагмент урока русского языка.  Цель: формировать представление об устойчивых выражениях, обогащать речь обучающихся фразеологическими оборотами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка в 3 классе

Учитель: Лексакова Н.В.

Тема: «Фразеологический пазл: собираем гибкие навыки»

Цель: учиться слушать и слышать, обосновывать свою позицию и высказывать своё мнение, повышать культуру речи, изучать значения фразеологизмов.

Задачи: научить правильно использовать фразеологизмы в своей речи, уметь объяснять их значение;

развивать речевую и мыслительную деятельность;

развивать потребность использовать в своей речи фразеологические обороты, как особые обороты, украшающие и обогащающие речь

воспитывать гордость за красоту великого русского языка, воспитывать тактичность в общении

Оборудование: словари фразеологизмов, картинки- фразеологизмы, карточки с фразеологизмами для этапа рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, части пазла, презентация.

Ход урока.

- Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

- Скажите, с каким настроением вы пришли на урок?

- А с чего начался ваш день?

Ученик (заранее подготовленный текст):

- Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем тему урока, и всё у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!

- Стоп! При чём здесь масло, зубы, головы? Замените выражения одним словом (используют сигнальные линейки согласен/не согласен):

чуть свет (рано)

на скорую руку (быстро)

всё как по маслу (гладко)

лицом к лицу, нос к носу (близко)

- Вспомните, как называются такие словосочетания? (фразеологизмы)

- Что же такое фразеологизм? (Устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить одним словом)

Слайд 1

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Слайд 2

- Составьте из слов предложение, запишите.

Обычно Вася вставал с первыми петухами.

- Назовите фразеологизм. Что он обозначает? Можно ли подобрать другой фразеологический оборот с тем же значением?

Обычно Вася вставал ни свет ни заря.

- Подчеркните в предложении грамматическую основу. Почему сказуемое вставал с первыми петухами, а не одно слово вставал?

- Какой вывод сделаем? (фразеологизм является одним членом предложения)

Знакомство со словарями

- Не все фразеологизмы легко объяснить. Что же делать? (обратиться к словарям - фразеологическим)

Учитель показывает детям фразеологические словари разных изданий

Работа в группах (с помощью словаря объяснить значение фразеологизма)

Слайд 3

(вспомним правила работы в группе)

Говорите по очереди, не перебивая друг друга

Внимательно слушай того, кто говорит

Если не понял – переспроси

Своё несогласие высказывай вежливо

Работают все на общий результат

Для ответа назначьте отвечающего

Карточки:

  1. Взять быка за рога

          Делать большие глаза

  1. Водить за нос

          Заячья душа

  1. Втирать  очки

          Провалиться сквозь землю

(обсуждение ответов)

Отгадай фразеологизм по картинке (сигнальная линейка)

(учитель показывает рисунки, дети называют фразеологические обороты, определяют их значения)

Развесить уши  (слушать с полным доверием)

Зарубить на носу (запомнить)

Тянуть кота за хвост (медленно)

Витать в облаках (мечтать)

Кот в мешке (неизвестно что)

Глаза разбегаются (нельзя сосредоточиться и выбрать что-то одно)

Работа в группах (найти в тексте фразеологизмы, объяснить их значение)

Карточки для групп:

  1. Обычно Витя Перепёлкин считал ворон на уроках. Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить. У доски он долго собирался с мыслями, но потом без сучка и задоринки рассказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счастья.
  2. В моей жизни удачи кот наплакал, а трудностей – вагон и маленькая тележка. Но я не вешаю нос. Если работать засучив рукава, мотать на ус, то можно стать мастером на все руки.
  3. Петя часто пропускал занятия в школе. Так и продолжал бы он витать в облаках, если бы не мама. Она ему сказала: «Скоро экзамены, а ты палец о палец не ударил. Перестань валять дурака и возьмись за ум, а то на экзамене сядешь в лужу»

(обсуждение выполненного задания, работа по содержанию текстов: ответы на вопросы, определение темы и главной мысли)

Работа в группах (составляем синквейн на тему «Фразеологизмы»)

Подведение итогов

Пазл (дети составляют на доске, делают вывод)

Детали пазла:

  • Фразеологизмы
  • Устойчивые неделимые сочетания слов, которые можно заменить одним словом
  • Это средства выразительности языка, которые делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой
  • Не составляются каждый раз заново, а воспроизводятся в готовом виде. В целом являются одним членом предложения

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы

(ученики выбирают из конверта заранее подготовленные фразеологизмы, вывешивают на доску)

Работал спустя рукава; Работал не покладая рук; Бил баклуши; Витал в облаках; Работал засучив рукава; Сидел сложа руки; Палец о палец не ударил; Работал до седьмого пота; Вкладывал душу; Работал с огоньком; Работал не разгибая спины; Гонял лодыря; Ушами хлопал; Щёлкал как семечки; Точил лясы; Ни бе, ни ме, ни кукареку; Мотал на ус; Крутился как белка в колесе; Зарубил себе на носу; Заблудился в трёх соснах; Держал ухо востро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии. Гибкий режим дня, экскурсии и здоровый образ жизни в группе продленного дня

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и ежедневно  пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, так как умеренные фи...

Конспект фрагмента урока "Навыки устного счета. Уравнение"

Цель урока: закреплять понятие об уравнении как особом виде равенства; закреплять умение решать уравнения изученных типов; отра­батывать навыки решения текстовых задач, быстрого счета в пре­делах 9; р...

Буду гибким, буду ловким

корригирующая гимнастика...

Статья по теме "Развитие гибкого мышления школьников с ОВЗ во внеурочное время"

Государственный заказ на воспитание личности, формирование её гражданско – патриотического сознания определён в основополагающих документах Российской Федерации. Воспитание должно охватывать и пронизы...

Конкурсная работа "Гибкий путь к мастерству"

Творческая работа учащегося об увлечении спортом...

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Использование методики формирования навыка смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.

Представление личного опыты работы в 1 классе на уроке литературного чтения  с лирическими стихотворениями. Тема урока "А.Н.Майков"Весна", Т.Белозеров "Подснежники", С.Я....