Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Теплоухова Татьяна Валентиновна

Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных,  - Точно употреблять  имена прилагательные в устной

              и письменной речи. - Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.  

- Формировать возможность составлять  предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности.

- Изменять имена прилагательные по родам и числам при сочетании с существительными. 

 - определять число, род и падеж, правильно писать падежные окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_russkogo_yazyka_imya_prilagatelnoe.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

по русскому языку  

по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам

при сочетании с существительными».

Учитель – Теплоухова Т. В.

2023 - 2024  уч. год

Тема урока: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании

с существительными».

Класс: 4 Б Доп. класс

    II отделение

Дата проведения: 28.11.2023

Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных,  - Точно употреблять  имена прилагательные в устной

              и письменной речи.

Планируемые результаты

Предметные

- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.  

- Формировать возможность составлять  предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности.

- Изменять имена прилагательные по родам и числам при сочетании с существительными.  

 - определять число, род и падеж, правильно писать падежные окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе. 

 

Метапредметные

познавательные УУД:

- Активное использование речевых средств в соответствии с речевыми возможностями обучающегося.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. - Овладение начальными сведениями и практическая систематизация основных грамматических  закономерностей языка.

коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог, - формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

регулятивные УУД:

- выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

- реализация сформированных умений и навыков в коммуникации.  

Коррекционно-развивающие

- развитие внятной, выразительной связной речи обучающихся;

-  развитие умения оформлять ответы фразой;

- развитие слухового восприятия на материале урока;

- восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов,

- развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей.

Характеризовать имя прилаг. как самостоятельную часть речи, раскрывать морфологич. и синтаксич. особенности.  

Повторить изученное об имени прилаг. путем наблюдения, сравнения, обобщения.

Личностные

1) Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 

 2) Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).

3) Практическое овладение языковыми закономерностями, их использование в связной речи.

4) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5) Развитие связной устной и письменной  речи обучающихся с ОВЗ.

Межпредметные связи:  «Литературное чтение» -  тема «Авторские сказки». 

«Окружающий мир» - тема «Морские птицы, Леса России, Жизнь леса».

Ресурсы занятия (оборудование): тексты рассказов (адаптированные в соответствии с возможностями обучающихся с ОВЗ),  таблички, разрезные таблицы, рисунки, раздаточный материал - карточки с заданиями, толковый словарь русского языка.  

                                                        Ход урока:

Этапы урока

Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Используемые методы. / Реализация коррекционно-развивающей направленности урока

 

Организация

начала занятия

1. Приветствие

2. Мотивация на совместную деятельность

   

Побуждает к приветствию.

  - Будем выполнять речевую зарядку:

     Речевая зарядка  

- С__ с___ с____

- су_  су_ сущест – сущест-вительное,  имя ....

- при – при  –прилага-тельное, имя …..

- Един –единст - венного,  

  единственного числа.    

 - Мно – мно – множест – свенного

– Множественного числа.

Приветствуют учителя.

 Ученики проговаривают хором слоги и слова.

 Ученики задают друг другу вопросы о занятии.      - Какой сейчас урок?                

  - Сейчас урок русского языка.

   - Как мы будем заниматься на уроке?  

Мы будем:   - внимательно слушать,   - правильно говорить.  

Фронтальная работа /

На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по РСВ (с использованием смены местоположения педагога по отношению к обучающимся) или слухозрительного восприятия.

I. Первый  этап

занятия

1. Актуализация полученных знаний.

 

   

Просит обучающихся определить тему и задачи урока.

1)  - Прочитайте стихотворение  

   Белые чайки над синей волной,   Им.п. мн.ч.

   Быстрые рыбки  в воде голубой.     (П.п.)

   Белое облако в небе плывёт,            Им.п., ед.ч.

  Словно в далёкий зовёт нас полёт.  В.п. ед.ч.

- Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении.  

- Учитель выставляет карточки.

- Задайте вопросы  к этим словам.  

- Поставим имена прилагательные в Им. падеж! 

- Прочитайте словосочетания  /имя прилаг. + имя сущ. /      - учитель сам делит на 2 группы !!!

- На какие 2 группы мы разделили словосочетания?  - В форме какого числа ИП в 1 столбике?

- В форме какого числа ИП во 2 столбике?

 

2) Какого рода имена сущ. (ИС) в первом столбике?  - Значит и имена прилагательные будут какого рода?

Слушают учителя. Составляют  план  урока.        /Словосочетания

           имя прилаг. + имя сущ. /      

    /Единственного          / Множествен-

       числа/                       ного числа./ Зак.                                                        

   какое ? что?                      какие? кто?

ср. р. - белое облако     белые чайки

   какая? что?                  

ж. р. - голубая вода   быстрые рыбки

   какой ? что?

м. р. - далёкий полёт      

 - ИП: белые, быстрые,  / белое.

- Слова отвечают на вопросы : «какие ? кто?»,  «какое  что?»          

- Ученик выставляет на доску табл.

 / Ед.ч.      /  мн.ч./ 

- Вода – ж. р., полёт – м. р., облако – ср. р.   /// -  Голубая вода - ж. р., далёкий полёт – м. р., белое  облако – ср. р.

- Ученик выставляет на доске таблички

 / Мужского рода, женского рода, среднего рода /  

Фронтальная

Работа /

При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух.

2. Самоопределение к учебной деятельности

- Называние темы урока.

- Что такое Имя прилагательное?

- Как изменяются им. прилаг.?

- В форме какого числа бывают имена прилаг. ?

- Как изменяются ИП в единственном числе?

- Прочитайте тему урока. (открыть)

- Прочитайте задачи урока.                 

  - Назовите задачи урока: 1) Мы будем определять число и род имён прилагательных,

2) - повторим как изменяются имена прилагательные во множественном числе, 3) - повторим как связаны имена существительные и прилагательные.                                

 

- Имя прилаг. – это часть речи, которая обозначает … …. . и отвечает на вопросы «…..?  ……? ….. ?   …..?»    

- Имена прилаг. изменяются по числам.

- Они могут быть в форме единственного и множественного числа..        

- ИП в единственном числе изменяются по родам.   

- «Изменение имен прилагательных по родам и числам (при сочетании    Тема

с существительным)»                                                      

 

На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

3. Работа по теме урока.

   

- Окончания имен прилагательных

в ед. ч.  м.р., ж.р., и ср.р.

    Прочитайте 1 пункт плана:

1) Мы будем определять число и род имён прилагательных,

      - Возьмите карточки.

 Карточка 1.  Прочитайте текст.  

   Растёт в лесу красив…. дерево.  Это стройн…  сосна.  Прилетел и сел на сосну пёстр…(-ый)  дятел.

Задание 1. - Допишите окончания имён прилагательных, поставьте к ним вопросы, определите род.  - Запишите в таблицу.

Вопросы,  род

Имена прилагательные

Окончания 

в Им. п.

 ….. ?  ... р.

 ….. ?  … р.

 ….. ?  … р.

………

………

………

- ….,  

- …..,  

- …..,  

- Определите род и число имён прилагательных.

- Что общего у всех этих слов?  В форме какого числа они стоят?

- Как изменяются ИП в единственном числе?

       Сделайте вывод. 

Ученики работают на карточках,

1 ученик у доски.

-  Дерево какое? – «красивое»,

имя прилагательное «красивое» отвечает на вопрос: какое?, имеет окончание – ое.

_________________________________.

            Правило 1.  

- Имя прилагательное «………» отвечает на вопрос …….?, имеет

окончание  - ….,  значит оно (какого?)

……   рода. __________________________________.

- Имя прилагательное «красивое» отвечает на вопрос какое?, имеет окончание  - ое,  значит оно женского рода.

- Все эти ИП единственного числа.

- ИП - ые в единственном числе изменяются по родам.   (см. Т.3.2.)

ИП - ое  всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.    

В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой

на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнём,  (ходьба)          

Встанем, глубоко вздохнём. (потянуться)

Руки в стороны, вперёд,                               

Влево, вправо поворот.

                       (поворот корпуса, руки на пояс)

Обучающиеся выполняют движения, совместно проговаривают текст.  

- Руки плавно опустили, (ходьба)

Всем улыбки подарили.

При проведении физкультминутки используется сопряжённое («хоровое») проговаривание.

II. Второй  этап

занятия.

4.  Закрепление изученного материала.  

 

             Прочитайте 2 п. плана:

2) вспомним как изменяются имена прилагательные во множественном числе.   

   - Откройте тетради.  Запишите число.  

     Классная работа, тему урока.

 Карточка 2.  Прочитайте текст.                

      Ягоды растут в своих любимых местах.  Земляника любит расти на светлых солнечных полянах. Черника может расти в тёмных еловых лесах. Клюкву вы найдёте на топком болоте. Когда ягоды созревают, они лежат  на мягкой подушке из зелёного мха.    

                  Образец:    

     На светлых полянах  (на …. их? П.п. мн.ч.)

   Задание 2 :   (прочитайте задание)

- Выпишите из рассказа выделенные ИП вместе со словами, с которыми они связаны.

- Укажите число, род (в ед. ч.)  и падеж ИП. 

- О чем говорится в тексте? 

Открыть картинки

- Откройте тетради.  Запишите сл. /сочетания

- Прочитайте первые два  словосочетания.  

- С каким словом связано ИП «на светлых»,

а с каким «в тёмных»?    на (в) каких?

 - на светлых  полянах    

 - в тёмных  лесах

- В каком падеже стоят ИС - ые? 

 - Как вы определили падеж и число ИП – ых?

- В форме какого числа стоят имена прилагательные «на светлых», «в тёмных» ?

- Имя существительное «поляна» какого рода?

А ИС «лес» - ?

                  Сделайте вывод. 

- Как изменяются ИП во множественном числе?

      Закройте тетради.

- Открывают тетради. Делают запись.

 - Изменение имен прилагательных по родам и числам.   ________________________________ .

 Правило 2.

- Имя прилагательное « …………» связано по смыслу с именем сущ. « … ……….»,  значит оно тоже стоит в ……. -ом падеже множественного числа.                               .          

- Ученики пишут в тетрадях:

- на светлых полянах (на каких? П.п. мн.ч)

- в тёмных лесах (в каких? П.п. мн.ч.),

- на топком болоте (на каком? П.п. ср.р.),  - на мягкой подушке (на какой? П.п. ж.р. ед.ч.)

- В тексте говорится о …

Картинки:  ягоды – Земляника, черника, клюква.

- Словосочетания: - на светлых полянах,

в тёмных лесах.

 – ИП связано с ИС «на полянах», «в лесах».          

– ИС стоит в Предложенном падеже мн. числа. 

- Имя прилагательное «на светлых» связано по смыслу с именем сущ. «на полянах»,  значит оно тоже стоит в П. падеже множественного числа.  

- ИС «поляна» женского рода, а ИС «Лес»

мужского рода.

- ИП  во мн.ч. не изменяются по родам.

- ИП - ые во множественном числе изменяются по падежам, они не изменяются по родам.   

- ИП - ое  всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.  

При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков).

5. Рефлексия.

- Употребление имен прилагательных в  устной речи

   Прочитайте 3 пункт плана:

3) - повторим как связаны имена существительные и прилагательные.                                 - Сейчас мы посмотрим, как вы научились точно употреблять  ИП.

- Прочитайте названия сказок на плакате, назовите автора.   - Правильно говорите окончания прилагательных.

  Картинки с сюжетами из сказок и портреты авторов сказок.     - Сделайте вывод (устно).

 - Имя прилагательное связано с именем существительным по смыслу.    

 Читают  задание на доске.

 

Плакат  

Сказка

Автор  сказки

1. Сказка о золот… петушк…. .

2) Красн … шапочка

3)  Сказка о глуп…  мышонк… .

4) Сер…  Шейка.

- Шарль Перро

- Д. Мамин - Сибиряк

- А. Пушкин

- Самуил Маршак

                           

III. Организация окончания занятия

  Рефлексия учебной деятельности

- организация подведения итогов.

Рефлексия, самооценка достижений обучающихся

- общая оценка учителя.

Подводит итог занятия с учетом плана деятельности.

- Какую часть речи мы изучали сегодня на уроке?

/ - Как связано ИП с ИС?

- Как изменяется ИП – е  при сочетании

с существительным? /

- Как вы сегодня работали на уроке? Возьмите карточку №  2 и нарисуйте смайлик. 

Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на занятии.

  - Молодцы.

Отвечают на вопросы.

- Сегодня мы изучали имя прилагательное.

- Имя прилагательное связано с именем существительным по смыслу.    

- ИП - ое  всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.      

 Оценивают свою работу. Определяют, чему научились, как отвечали на занятии.

      - Я работал  отлично.    

      - Я работал хорошо.  

      - Мне было трудно, но я буду

        стараться.

Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: «Изменение имен прилагательных по родам»

Конспект урока по русскому языку на тему:«Изменение имен прилагательных по родам»...

Урок русского языка по теме: «Изменение имен прилагательных по родам» (3 класс, УМК «Школа России»)

Урок построен в соответствии с ФГОС. В ходе урока создается проблемная ситуация, устанавливается взаимосвязь между существительным и прилагательным, совершенствуется навык определения рода имени прила...

Технологическая карта по русскому языку На тему: «Изменение имен прилагательных по падежам» 3 класс

Технологическая карта по русскому языку На тему: «Изменение имен прилагательных по падежам» 3 класс...

Технологическая карта урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным

Конспект урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Связь имени прилагательного с именем существительным» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о  связи имени прилагательного с именем существительным, значении и употреблении в речи имён прилагательныхЗа...