Технологическая карта по уроку русского языка "Число глаголов", 3 класс, УМК: "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ковалева Анастасия Вячеславовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Задачи урока

Дидактические:

1) дать представление о числе глаголов;

2) учить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2) воспитывать умение работать в парах, группах.

Планируемые результаты

Предметные: научатся:

1) определять число глаголов;

2) применять правила определения формы глагола.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.04.2024

Школа: МОУ «Славинская СОШ!

Класс: 3-В

Урок: 1

Время:  08:00-08:40       Кабинет:

Студент: Ковалева Анастасия

Группа: 41

Учитель: Александрова Ксения Алексеевна

Методист:

Тема урока: «Число глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) дать представление о числе глаголов;

2) учить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола

Предметные: научатся:

1) определять число глаголов;

2) применять правила определения формы глагола.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2) воспитывать умение работать в парах, группах.

УМК: УМК «Школа России», 3 кл., 2 ч.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Посмотрите на слайд: у нас зашифрована пословица, попробуйте составить слова в верном порядке: не, пером, умом, а, пишут.

- Как вы понимаете это выражение?

- Молодцы! Я желаю вам такой же продуктивной работы на уроке.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

- Пишут не пером, а умом.

- Прежде чем что-то написать, нужно подумать. И всё нужно делать с умом.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

  1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Давайте откроем тетради, отступим две строчки от прошлой темы. Запишите сегодняшнее число: поставьте ударение в названии месяца, подчеркните букву безударного гласного звука,

а ниже «Классная работа», подчеркните удвоенные согласные.

  1. Минутка чистописания.

- Итак, ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте предложение. Спишите предложение в тетради с красной строки:

«На заборе сидит и стрекочет ворона.»

- Вспомним, что такое согласные звуки.

- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

  1. Словарная работа

- А сейчас проведем словарную работу. Посмотрите на слайд. Один ученик выходит к доске и заполняет пропуски, а остальные ребята пишут в своих тетрадях, подчеркивают карандашом пропущенную букву и ставят ударение.

Обл _ко, м_г_зин, д_журный, р_бята, к_мпьютер, п_нал.

- Сравните ваши ответы со слайдом, если все правильно, поставьте знак +, если есть ошибки, то исправьте их.

- Также мы познакомимся с двумя новыми словарными словами.

- Для того, чтобы узнать первое слово, вам нужно разгадать ребус.

Прочитаем слово по слогам.

- Сколько слогов в слове?

- Теперь прочитаем с ударением.

- На какой слог падает ударение в словах?

- Какие орфограммы мы можем

выделить в этом слове?

- Слово “сегодня” образовалось из словосочетания “сего дня” , что значит » этого дня» .

- Запишите слово сегодня в тетрадь,

подчеркните орфограммы и

поставьте ударение. А теперь другое слово:

- Давайте прочитаем слово по слогам.

- Сколько слогов в слове?

- Теперь прочитаем с ударением.

- На какой слог падает ударение в словах?

- Какие орфограммы мы можем

выделить в этом слове?

- Запишите слово сегодня в тетрадь,

подчеркните орфограммы и

поставьте ударение.

- Ребята, для чего мы с вами каждый урок проводим словарную работу и узнаем, как пишутся новые слова?

- Мы должны уметь правильно писать и произносить слова, поэтому тренируемся каждый урок.

  1. Создание проблемной ситуации

- Посмотрите, кто изображён, на левой части слайда? На правой? Какой частью речи являются слова? Что изменилось в записи слов? Почему?

- Составьте нераспространенное предложение к левой части. Что такое нераспространённое предложение? К правой части. Что изменилось в записи глаголов? Почему?

- От какой части речи вы задаете вопрос?

- Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?

Работают в тетради

- Прописать сочетание букв.

- Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или из одного шума.

-Сегодня

- Се-год-ня

- 3 слога.

- СегОдня.

- На 2й.

- Сегодня (гласная безударная в корне слова, орфоэпическая норма)

- Лестница.

- Лест-ни-ца.

- 3.

- Лестница.

- На 1й.

- Непроизносимая гласная.

- Птица; птицы.

-Существительные.

-Окончание.

-Состоит из грамматической основы.

-Птица летит.

-Птицы летят.

-Окончание.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

- Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить?

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока: «Число глаголов».

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

-Узнать…

-Научиться…

- Для достижения поставленных целей мы должны составить план урока.

- На экране вы видите план, но он перепутался, подумайте и обсудите в парах, какая должна быть последовательность.

План:

1) Узнаем, как определить число глаголов.

2) Будем учиться определять число глаголов в предложении.

3) Выполним самостоятельную работу.

4) Подведем итоги урока.

-Молодцы! Вы восстановили последовательность.

Высказывают предположения.

- Тема урока: «Фразеологизмы»

- Цели:

1) Узнать, как изменяются глаголы по числам,

2) научиться определять число глаголов и изменять глаголы по числам их значение

УУПД:

Формулировать цель

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

 

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

  1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.
  2. Организует работу с учебником.

- Для начала давайте вспомним:

-На какие вопросы отвечает глагол?

-В какой форме может быть глагол?

-На какие вопросы отвечает.

- А теперь прочитайте четверостишье.

Ручейки по улице

Всё журчат и журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, и летят.

-В каком числе стоят глаголы в этом четверостишье?

-Верно! Поставьте эти глаголы в единственное число и прочитайте четверостишие, изменяя текст.

-Какой вывод мы можем сделать?

-По цепочке перескажите правило.

-Верно ли мы сделали вывод?

-Теперь, выполнив эту работу, что мы можем сказать про глаголы?

-Верно, ребята!

парах.

2.Организует работу с учебником.

- Давайте посмотрим на задание в учебнике под номером 190

- Прочитайте глаголы и скажите в чём их различие?

- Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания?

- Сейчас запишите в тетрадь данные глаголы, один человек работает у доски.

Указываем их число и выделяем окончание.

-Отлично ! Молодцы.

1.Выполняют задание и знакомятся с новым материалом.

-Глагол.

-Что сделал? что делает? и др.

-В н.ф.

-Что делать? что сделать?

- Во мн. числе;

- Ручеёк по улице

Всё журчит и журчит.

Журавль курлыкает

И летит, и летит.

- Глаголы изменяются по числам.

-Данные глаголы имеют разную форму: в единственном числе и во множественном числе.

-Глаголы каждой пары имеют разные окончания, потому что они употреблены в разном числе.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- -Ребята, обратимся к нашему плану. Какой пункт выполнили? К какому пункту переходим?

-Давайте выполним упражнение 191. Прочитайте его.

-Работаем у себя в тетрадях. Один человек работает у доски.

-Назовите глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать?

- Сделаем вывод: глаголы изменяются по числам.  Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал?

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопрос что делают? что сделают? что делали?

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/04/13/8._chislo_glagolov.docx_image1.jpg

-Мы выполнили пункт №1 и переходим к пункту №2.

-Определить количество предложений. Списать, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы. Указать число глаголов.

- Трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, поют, трещит.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Динамическая пауза

Снижение эмоционального напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

Включает видеофрагмент.

- Хорошо, молодцы.

1. Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения.

Видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10-15)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

 1. Организует самостоятельную работу

-Обратимся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили?

-Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Посмотрите на слайд. В тетради вам необходимо разделить слова на 2 столбика: глаголы в единственном числе и множественном.

-Кому не понятно задание?

-Преступайте к выполнению.

2.Организует взаимопроверку по эталону.

-Время вышло, выполним проверку. Обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и сверьте свои ответы с моими.

За каждое правильное слово вы ставите «+».

1.Выполняют самостоятельную работу

-Мы выполнили 2 пункт, переходим к 3.

Ответ:1 столбик: разбудил, светит, ловит, плывёт, ловит

2 столбик : побежали, посмотрели, читают, потемнели, прилетели.

Критерии оценивания:

0-1 ошибки – 5

2-3 ошибок – 4

4-5 ошибок -3

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует работу с учебником

 1.Организуетповторениеизакреплениеранееизученного науроке через работу в группе.

- Ребята я предлагаю вам выполнить ещё одно задание

-Ребята, скажите, какие правила работы в группе вы знаете?

-Хорошо, сейчас я каждой группе дам карточку с заданием.

«Прочитайте предложения. Найдите глаголы и определите их число.

В труде рождаются герои – если много трудиться, то можно добиться хороших успехов.

Труд кормит, а лень портит - если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей.

Землю солнце красит, а человека труд -солнце светит для того, чтобы на земле росло множество растительности, которые дают плоды, цветы и так далее. А человек обязан трудиться, ведь благодаря труду у человека будет все для жизни.»

-Внимательно прочитайте задание. Кому не понятно, что необходимо выполнить?

-Хорошо! Тогда приступайте к выполнению.

2.Организует проверку по эталону.

Время вышло, выполним проверку. Сверьте свои ответы с моими.

-Первая группа, объясните смысл своей пословицы и скажите, как вы определили число глагола.

-В труде рождаются герои – если много трудиться, то можно добиться хороших успехов. Что делают? Рождаются – мн.ч., обозначает несколько предметов.

-Труд кормит, а лень портит - если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей.Что делает? Кормит, портит – ед.ч., обозначает 1 предмет.

-Землю солнце красит , а человека труд -солнце светит для того, чтобы на земле росло множество растительности, которые дают плоды, цветы и так далее. А человек обязан трудиться, ведь благодаря труду у человека будет все для жизни. Что делает? Красит- ед.ч., обозначает 1 предмет.

-Мы отрабатывали умение определять число глаголов.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности осознание

Группа словесных методов: беседа

раздаточный материал

Внешний контроль

- Наш урок подошёл к концу, давайте вспомним, какая была тема урока.

Какие цели мы ставили перед собой?

- Прочтите еще раз план, все ли его пункты мы выполнили?

Отлично, вы большие молодцы!

-Ребята, скажите, что вы сегодня узнали о глаголе?

- Закончите предложение.

Я не знал, теперь я знаю…

Тема: число глаголов.

-Цель: узнать, как изменяются глаголы по числам; учиться определять число глаголов и изменять их.

Ответы детей

Самооценивание

УУРД:

Оценивать свою работу

В труде рождаются герои – если много трудиться, то можно добиться хороших успехов.

Труд кормит, а лень портит - если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей.

Землю солнце красит, а человека труд -солнце светит для того, чтобы на земле росло множество растительности, которые дают плоды, цветы и так далее. А человек обязан трудиться, ведь благодаря труду у человека будет все для жизни.»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"

Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3  класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи ...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа России» по теме: "Простые и сложные предложения"

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка по теме: "Простые и сложные предложения" в 3 классе УМК "Школа России"...